- проанализируем произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»
- подготовимся к пересказу от лица героя
- будем учиться определять отношение автора к герою
Наковальня — тяжёлая металлическая опора для ручной ковки.
Сварливая — склонная к конфликтам, ссорам, брани и раздорам.
Торба — сумка.
Капельдинер — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале.
О произведении
«Растрёпанный воробей» — произведение Константина Геогриевича Паустовского, которое трогает сердца читателей всех возрастов. В нём показана жизнь маленькой девочки Маши, её матери и няни. Папа девочки служит на Камчатке. Мама Маши — балерина. Она готовится к роли Золушки и обещает взять дочку с няней на премьеру, но в их жизни появляется маленький воробей. Произведение учит беззаветной дружбе, благодарности, умению любить и преданно ждать близкого человека.
Вопросы к тексту
Прочитайте произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
Реальными являются отношения между членами семьи и сферы деятельности девочки. Отец вполне мог подарить жене стеклянный букетик, и чувства между родителями не являются фантастикой. Сценка спасения воробья могла случиться в жизни, а Маша могла ухаживать за ним.
Выдумкой писателя являются эпизоды, связанные с воробьём. Пашка вряд ли смог бы возвращать украденные вороной вещи, и вряд ли он смог бы собрать сородичей для решающего сражения с вороной. А ещё Пашка не смог бы залететь в театр и бросить маме брошь прямо в руки. Эти эпизоды автор придумал, поэтому произведение является сказкой, а не рассказом.
Кто является главными героями произведения? Как автор к ним относится?
Главными героями сказки являются Маша, воробей Пашка, ворона и мама Маши. Все остальные персонажи второстепенные.
Автор относится к героям по-разному: одних он описывает с любовью, а других осуждает. Семья нравится писателю, поэтому он показывает, как её члены внимательно друг к другу относятся. Он поддерживает папу, который подарил жене брошь, а к маме относится с сочувствием. Автору нравится отзывчивая Маша, проявляющая сострадание к несчастному воробушку.
А Пашкой автор восхищается, поэтому воробей выглядит благородным и мужественным. Паустовский наделил его сообразительностью, отвагой и особой удалью. И только вероломная ворона нарисована писателем в негативном ключе. Автор осуждает её, считает хитрой и бесцеремонной, способной на подлые поступки.
Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?
Пашка жил в доме девочки припеваючи: ему было уютно, сытно и тепло. Воробушек был благодарен спасительнице и позже всячески оказывал ей знаки внимания. Из чувства признательности он приносил Маше разные вкусности, а один раз из благодарности притащил гусеницу. Пашка остаётся верен девочке и её семье, потому и отбивает брошь у воровки и возвращает её маме.
Как вы считаете, какой момент самый напряжённый? Почему?
Эпизод в театре самый напряжённый, поскольку мама очень переживала и чувствовала себя несчастной, а в этот момент появился Пашка, который вернул Золушке дорогую для её сердца брошь.
Пересказ от лица героя
В таком пересказе нужно представить себя героем произведения. Для этого надо подумать, какие чувства он испытывал во время событий и стараться их передать в интонации. Важно при таком пересказе использовать местоимение «я». Например, «Я стояла у окна и не оглядывалась» (в тексте использовано слово Маша).
Что произошло в театре? Попробуйте пересказать близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком.
Перескажите данный эпизод своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Поставьте себе отметку за пересказ в окошке.