Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Великие русские писатели

13.02.2025
1935
0

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

 

Цели урока

  • проанализируем произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»
  • подготовимся к пересказу от лица героя
  • будем учиться определять отношение автора к герою

Словарь

Наковальня — тяжёлая металлическая опора для ручной ковки.

Сварливая — склонная к конфликтам, ссорам, брани и раздорам.

Торба — сумка.

Капельдинер — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале.

 


О произведении

Картинка

«Растрёпанный воробей» — произведение Константина Геогриевича Паустовского, которое трогает сердца читателей всех возрастов. В нём показана жизнь маленькой девочки Маши, её матери и няни. Папа девочки служит на Камчатке. Мама Маши — балерина. Она готовится к роли Золушки и обещает взять дочку с няней на премьеру, но в их жизни появляется маленький воробей. Произведение учит беззаветной дружбе, благодарности, умению любить и преданно ждать близкого человека.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?

 

Картинка

Реальными являются отношения между членами семьи и сферы деятельности девочки. Отец вполне мог подарить жене стеклянный букетик, и чувства между родителями не являются фантастикой. Сценка спасения воробья могла случиться в жизни, а Маша могла ухаживать за ним. 

Выдумкой писателя являются эпизоды, связанные с воробьём. Пашка вряд ли смог бы возвращать украденные вороной вещи, и вряд ли он смог бы собрать сородичей для решающего сражения с вороной. А ещё Пашка не смог бы залететь в театр и бросить маме брошь прямо в руки. Эти эпизоды автор придумал, поэтому произведение является сказкой, а не рассказом.


Кто является главными героями произведения? Как автор к ним относится?

 

Главными героями сказки являются Маша, воробей Пашка, ворона и мама Маши. Все остальные персонажи второстепенные.       

 

Автор относится к героям по-разному: одних он описывает с любовью, а других осуждает. Семья нравится писателю, поэтому он показывает, как её члены внимательно друг к другу относятся. Он поддерживает папу, который подарил жене брошь, а к маме относится с сочувствием. Автору нравится отзывчивая Маша, проявляющая сострадание к несчастному воробушку.

 

А Пашкой автор восхищается, поэтому воробей выглядит благородным и мужественным. Паустовский наделил его сообразительностью, отвагой и особой удалью. И только вероломная ворона нарисована писателем в негативном ключе. Автор осуждает её, считает хитрой и бесцеремонной, способной на подлые поступки.


Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?

 

Картинка

Пашка жил в доме девочки припеваючи: ему было уютно, сытно и тепло. Воробушек был благодарен спасительнице и позже всячески оказывал ей знаки внимания. Из чувства признательности он приносил Маше разные вкусности, а один раз из благодарности притащил гусеницу. Пашка остаётся верен девочке и её семье, потому и отбивает брошь у воровки и возвращает её маме.


Как вы считаете, какой момент самый напряжённый? Почему?

 

Эпизод в театре самый напряжённый, поскольку мама очень переживала и чувствовала себя несчастной, а в этот момент появился Пашка, который вернул Золушке дорогую для её сердца брошь.


Пересказ от лица героя

 

В таком пересказе нужно представить себя героем произведения. Для этого надо подумать, какие чувства он испытывал во время событий и стараться их передать в интонации. Важно при таком пересказе использовать местоимение «я». Например, «Я стояла у окна и не оглядывалась» (в тексте использовано слово Маша). 


Что произошло в театре? Попробуйте пересказать близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. 

Перескажите данный эпизод своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Поставьте себе отметку за пересказ в окошке. 

Картинка


Предыдущий урок
И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица»
Великие русские писатели
Следующий урок
Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Can в вопросах

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке