Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Великие русские писатели

29.01.2025
1891
0

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

 

Цели урока

  • проанализируем произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»
  • подготовимся к пересказу от лица героя
  • будем учиться определять отношение автора к герою

Словарь

Наковальня — тяжёлая металлическая опора для ручной ковки.

Сварливая — склонная к конфликтам, ссорам, брани и раздорам.

Торба — сумка.

Капельдинер — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале.

 


О произведении

Картинка

«Растрёпанный воробей» — произведение Константина Геогриевича Паустовского, которое трогает сердца читателей всех возрастов. В нём показана жизнь маленькой девочки Маши, её матери и няни. Папа девочки служит на Камчатке. Мама Маши — балерина. Она готовится к роли Золушки и обещает взять дочку с няней на премьеру, но в их жизни появляется маленький воробей. Произведение учит беззаветной дружбе, благодарности, умению любить и преданно ждать близкого человека.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте произведение К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?

 

Картинка

Реальными являются отношения между членами семьи и сферы деятельности девочки. Отец вполне мог подарить жене стеклянный букетик, и чувства между родителями не являются фантастикой. Сценка спасения воробья могла случиться в жизни, а Маша могла ухаживать за ним. 

Выдумкой писателя являются эпизоды, связанные с воробьём. Пашка вряд ли смог бы возвращать украденные вороной вещи, и вряд ли он смог бы собрать сородичей для решающего сражения с вороной. А ещё Пашка не смог бы залететь в театр и бросить маме брошь прямо в руки. Эти эпизоды автор придумал, поэтому произведение является сказкой, а не рассказом.


Кто является главными героями произведения? Как автор к ним относится?

 

Главными героями сказки являются Маша, воробей Пашка, ворона и мама Маши. Все остальные персонажи второстепенные.       

 

Автор относится к героям по-разному: одних он описывает с любовью, а других осуждает. Семья нравится писателю, поэтому он показывает, как её члены внимательно друг к другу относятся. Он поддерживает папу, который подарил жене брошь, а к маме относится с сочувствием. Автору нравится отзывчивая Маша, проявляющая сострадание к несчастному воробушку.

 

А Пашкой автор восхищается, поэтому воробей выглядит благородным и мужественным. Паустовский наделил его сообразительностью, отвагой и особой удалью. И только вероломная ворона нарисована писателем в негативном ключе. Автор осуждает её, считает хитрой и бесцеремонной, способной на подлые поступки.


Хорошо ли было Пашке у девочки? Как он стремился отблагодарить её? Удалось ли ему это сделать?

 

Картинка

Пашка жил в доме девочки припеваючи: ему было уютно, сытно и тепло. Воробушек был благодарен спасительнице и позже всячески оказывал ей знаки внимания. Из чувства признательности он приносил Маше разные вкусности, а один раз из благодарности притащил гусеницу. Пашка остаётся верен девочке и её семье, потому и отбивает брошь у воровки и возвращает её маме.


Как вы считаете, какой момент самый напряжённый? Почему?

 

Эпизод в театре самый напряжённый, поскольку мама очень переживала и чувствовала себя несчастной, а в этот момент появился Пашка, который вернул Золушке дорогую для её сердца брошь.


Пересказ от лица героя

 

В таком пересказе нужно представить себя героем произведения. Для этого надо подумать, какие чувства он испытывал во время событий и стараться их передать в интонации. Важно при таком пересказе использовать местоимение «я». Например, «Я стояла у окна и не оглядывалась» (в тексте использовано слово Маша). 


Что произошло в театре? Попробуйте пересказать близко к тексту эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. 

Перескажите данный эпизод своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Поставьте себе отметку за пересказ в окошке. 

Картинка


Предыдущий урок
М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
Великие русские писатели
Следующий урок
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке