Конспект урока: Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере

Экология

Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере

• Вступление
  • Характеристика биосферы как глобальной экосистемы
  • Круговорот углерода
  • Круговорот воды
  • Круговорот азота

• Знать определения биосфера и экосистема
  • Знать свойства биосферы
  • Уметь пользоваться схемами
  • Уметь логически выделять этапы процесса

• Фермеры часто жалуются, что бобовые культуры «жадны до почвы», т.е. требуют высокого содержания в ней минеральных веществ. Чем это объяснить?

Вступление

Биосфера – открытая биологическая система, в которой приток энергии приходит извне. Солнечная энергия преобразуется с помощью продуцентов в энергию химических связей в органических молекулах. Однако эти молекулы состоят из элементов окружающей среды. Органические и неорганические вещества состоят из одних и тех же атомов. Между живым и неживым веществом постоянно происходит циркуляция химических элементов. Живые организмы строят собственное тело из неорганических и органических соединений, последние синтезируются из элементов окружающей среды. В процессе жизнедеятельности организмов продуцируется ряд веществ, которые в конечном итоге попадают обратно в природу.

Биогенная миграция атомов  – циркуляция химических элементов между организмами и средой.

Характеристика биосферы как глобальной экосистемы

Биосфера характеризуется рядом особенностей. Будучи открытой системой, она постоянно преобразовывается под влиянием внешних факторов.

• Для биосферы характерна ритмичность, так как существуют суточные и сезонные ритмы, возникающие под действием космических сил. Самая весомая причина появления ритмов на Земле – вращение планеты вокруг солнца и вокруг собственной оси. Зимой и летом биотический компонент разнообразен.

Рис. 1. 11-летний солнечный цикл Рис. 1. 11-летний солнечный цикл

В 1915 г. российский ученый Александр Леонидович Чижевский в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли» сформулировал принцип ритмичного изменения биосферы из-за 11-летнего ритма солнечной энергии. За этот период наблюдается всплеск солнечной радиации, которая приводит к увеличению численности продуцентов. Затем наступает период минимума солнечной активности.

Кроме того, известен 400-летний цикл изменения климата на нашей планете вследствие изменения орбиты вращения Земли.

• Биосфера всегда находится в состоянии динамического равновесия. Любое влияние может привести к дисбалансу, которое повлечет за собой появление обратной связи. Обратная связь может быть как положительной, так и отрицательной. При отрицательной обратной связи биосфера и все ее компоненты стремятся вернуться в исходное состояние. При положительной – динамически развиваются в прежнем направлении.

С такой точки зрения, появление высокоразвитого человечества приведет к динамическому развитию биосферы.

Круговорот углерода

Циклическое движение через биоту можно проследить для многих элементов. В процессе круговорота конкретный химический элемент может включаться в состав сложных органических молекул. Перенос веществ по трофическим связям происходит быстро. Обмен веществом между неживой природой и живой происходит медленно.

Основным резервуаром углерода являются горные породы, горючие полезные ископаемые и придонных океанических осадках.

Рис. 2. Круговорот углерода в биосфере Рис. 2. Круговорот углерода в биосфере

Основной источник углерода для живых организмов – диоксид углерода в воздухе или растворенный в воде. В процессе фотосинтеза продуценты превращают его в углеводы, из которых формируются другие органические молекулы. Далее в процессе клеточного дыхания органические молекулы окисляются до углекислого газа и попадают обратно в атмосферу. Но не весь углерод возвращается. Часть аккумулируется в виде или торфа. В определенных условиях через длительное время эти осадки могут образовывать залежи полезного ископаемого или топлива. Скорость перехода от биотического компонента в абиотический зависит от погодных условий, сезонных ритмов и местности. В настоящее время деятельность человека ускоряет переход углерода из абиотической среды. При сжигании топлива углерод переходит в диоксид углерода и метан. В обществе преобладает мнение, что высокая скорость мобилизации углерода приведет к серьезным последствиям и нарушению динамического равновесия биосферы.

Круговорот воды

Вода – необходимый компонент всех живых существ. Основным резервуаром служит в гидрологическом цикле служит мировой океан, содержащий 97% все воды на планете. Наземные и пресноводные организмы получают воду благодаря ее испарению с поверхности водоемов. Последующая конденсация приводит к конденсации и выпадению осадков. Часть осадков впитывается в почву, образуя запас подземных вод. Пресная вода так же накапливается в ледниках. Для живых организмов наиболее важны запасы пресной воды. Гидрологический цикл играет существенную роль в формировании температурного режима земной поверхности.

Одно из актуальных исследований – изучение взаимодействия углеродного и гидрологического циклов с точки зрения их совокупного влияния на климат.

Рис. 3. Круговорот воды в биосфере Рис. 3. Круговорот воды в биосфере

Круговорот азота

Азот является важнейшим компонентом биологических молекул. Азот находится газообразном состоянии, который инертен. Переводить атмосферный азот в доступную для организмов форму (нитриты и нитраты) способны лишь некоторые бактерии. Этот процесс называется азотфиксацией. Бактерии используют для этого фермент нитрогеназу и энергию молекулы АТФ. После этого соединения азота попадают в почву, а затем усваиваются растениями (в основном растениями семейства Бобовые). Все азотфиксаторы связывают азот в форме аммиака, но он сразу же используется для синтеза органических соединений, в первую очередь белков.

Рис. 4. Круговорот азота в биосфере Рис. 4. Круговорот азота в биосфере

Человек научился синтезировать азотистые минеральные удобрения, что приводит к постепенному накоплению азота в доступных соединениях в почве. К чему это приведет, покажет время.

Контрольные вопросы:

1. Как поддерживается равновесие в биосфере между ее компонентами?
  2. В чем проявляется ритмичность происходящих в биосфере процессов?
  3. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?
  4. Какие организмы переводят азот из недоступных соединений в нитраты и нитриты?

Ответы

1. С помощью круговорота веществ и потока энергии.
  2. Смена сезонов, дня и ночи. В биологическом смысле - колебаниями численности видов живых организмов.
  3. Растения.
  4. Азотфиксирующие бактерии (клубеньковые в большей степени).

Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы