Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества

Экология

14.12.2024
2690
0

Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества

План урока

  • Вступление
  • Современные экологические проблемы
  • Пути решения экологических проблем

Цели урока

  • знать определения понятий: биосфера, экосистема
  • знать причины сокращения биоразнообразия
  • уметь доказать необходимость поддержания биоразнообразия в любой экосистеме и в биосфере

Разминка

Представьте себе мир через сто лет. Опишите, как изменилась природа?

Вступление

 

Деятельность человека за последние 200 лет привела к вымиранию многих видов. Мамонт, дронт, бескрылая гагарка и бенгальский тигр — вот неполный список животных, которые уже никогда не появятся на нашей планете. По существующим оценкам в настоящее время ежегодно вымирает в среднем один вид. Кроме того, индустриализация и урбанизация приводят к загрязнению окружающей среды.

 

Если человечество хочет сохранить биосферу, то встаёт вопрос об охране окружающей среды. Дальнейшее ухудшение абиотических параметров и вымирание видов ставит под вопрос существование биосферы и существование самого человечества. Необходимы научные достижения в природоохранной области. К сохранению природы должны стремиться правительства и вся общественность.

 

Современные экологические проблемы

 

  • Загрязнение окружающей среды

Рис. 1. Последствия кислотных дождей

Технический прогресс привёл к накоплению в атмосфере хлорфторуглеродов (ХВУ), диоксида серы, оксидов азота и других парниковых газов. Такие загрязнители снижают концентрацию озона, поражая озоновый слой. Через озоновые дыры солнечная радиация проходит в полном объёме и способна разрушать ДНК. Из-за накопления SO2 и  NO2 в атмосфере возникает такое явление как кислотные дожди. В наиболее развитых регионах планеты, например на востоке США, в Западной Европе, на северо-востоке Китая и в Японии, регулярно выпадают осадки с Ph ниже 4,0. Кислотные дожди вымывают Mn и Ca из почвы и из листьев растений, что приводит к уничтожению леса. 

Рис. 2. Диаграмма содержания парниковых газов в атмосфере

Источниками загрязнения воды является сельскохозяйственная деятельность, которая приводит к накоплению и вымыванию азота из почвы. Поверхностные стоки из городских и индустриальных зон, а также со свалок, часто загрязнены тяжёлыми металлами и углеводородами. Это приводит к гибели животных в акваториях. Сам человек тоже может погибнуть от заражённой воды. Так случилось при промышленном сбросе ртути в прибрежные воды около Миниматы в Японии. В результате погибли рыбы, рыбоядные животные и люди.

  • Вырубка лесов

Вырубка лесов стимулировала эрозию почв в Австралии, а это повысило мутность прибрежных вод этого континента, что повлекло отмирание полипов Большого Барьерного рифа. Если этот процесс не остановить, риф исчезнет, а значит, исчезнет сила, защищающая страну от цунами и наводнений.

 

Рис. 3. Эрозия почвы

По существующим оценкам ежегодно исчезает 12 млн га леса, что равно территории Англии, а ещё 10 млн га деградирует из-за вырубки наиболее ценных пород дерева. К 2000 году доля тропических лесов снизилась с 15 % до 7 % от площади мировой суши. 

Рис. 4. Масштабы вырубки леса в Сибири

Поскольку население планеты растёт, площадь сельскохозяйственной территории и городов вырастет. Вместе с этим вырастет спрос на топливо. 

Всё это приведёт к росту концентрации углекислого газа в атмосфере, уничтожению лесных экосистем. Усилится эрозия почв, которая приведёт к наводнениям и селям. Исчезнет генетический резерв малоизученных форм жизни.

Рис. 5. Карта опустынивания

  • Эрозия почвы и опустынивание

Перевыпас домашнего скота ведёт к изреживанию растительного покрова и вытаптыванию почвы с разрушением её структуры. За этим следует ветровая и водная эрозия. Выпахивание почв приводит к уменьшению минеральных элементов и гумуса. На орошаемых землях главными проблемами остаются переувлажнение и засоление (повышение концентрации солей в почве). Деградация земель ведёт к опустыниванию. Если опустынивание естественным путём ведёт к формированию экосистемы, то от антропогенного воздействия остаётся только иссушённая земля и песок. 

Рис. 6. Обработка сельскохозяйственного поля

  • Применение пестицидов

Пестициды — химические вещества, которые используются для борьбы с вредными для человека организмами. Такие вещества с успехом борются с сорняками, насекомыми-вредителями культурных растений и переносчиками заболеваний,

но обладают токсичностью и стойкостью.

Рис. 7. Сокол сапсан

В Антарктиде в середине 1960-х гг. был обнаружен пестицид ДДТ, который широко применялся с 1940-х по 1960-е годы очень далеко от мест обнаружения. Пестициды губительно действуют на животных, особенно на птиц. Сокол сапсан полностью исчез на востоке США.

 

Кроме того, вредители вырабатывают специфичный «иммунитет» к действию пестицидов. В этом случае происходит всплеск численности насекомых-вредителей. Слабо изучен вопрос накопления ядохимикатов в окружающей среде и синергизма с другими химическими веществами.

  • Вымирание видов

Результаты исследований показали, что птицы и млекопитающие вымирают сейчас в 10–100 раз быстрее, чем в «естественных» условиях. Сокращение общего генофонда снижает вероятность адаптации оставшихся видов существ. 

Рис. 8. Динамика вымирания видов за последние 500 лет

Рис. 9. Динамика скорости и темпов роста населения

  • Перенаселение Земли

Численность населения Земли необратимо растёт, что приводит к росту потребностей человечества, а это — уже к ухудшению состояния всей планеты. Все последствия приведены выше.

Пути решения экологических проблем

 

Важнейшей задачей современности становится развитие экологического подхода к жизни. Принятие решений на государственном уровне всё еще диктуется в основном экономическими соображениями и желанием получить выгоду. Этот путь приведёт к разрушению устойчивости биосферы и необратимым последствиям в ближайшем будущем. Только совместная работа учёных, политиков и общественности способна сохранить планету и человечество.

Редкие виды и виды под угрозой исчезновения защищаются Международным союзом охраны природы. Списки таких видов фиксируются в Красной книге.

 

Существует так же ряд мер, способствующих предотвращению вымирания:

 

  • охрана и восстановление местообитаний;
  • создание природоохранных зон: заказников, заповедников, национальных парков, резерватов;
  • контролирование численности популяций;
  • сокращение применения отравляющих веществ;
  • осуществление программ разведения исчезающих видов;
  • создание банков половых клеток и семян для сохранения генетической информации.

 

Необходимо внедрять в работу промышленных предприятиях и сельского хозяйства принципы рационального природопользования, а также разрабатывать методы вторичной переработки мусора, использовать альтернативные, безопасные источники энергии (солнечная энергия, энергия ветра).


Пример

Рис. 10. Бамбуковая панда

Большая панда (Ailuropoda 

melanoleuca) — символ Всемирного фонда охраны природы (WWF). Вымирание этого зверя удалось остановить.

 

Бамбуковый медведь обитает на востоке Тибета и на юго-западе Китая в горной местности. Это млекопитающее имеет очень узкую пищевую специализацию — питается исключительно молодыми побегами бамбука.

 

В провинции Сычуань в 1983 г. бамбуковые джунгли внезапно погибли в огромных масштабах. От голода 59 панд погибли. При этом место обитания вида сокращалось из-за антропогенного фактора. К началу 90-х гг. XX в. был проведён достаточно большой объём исследований, что позволило выявить факторы, необходимые для жизнедеятельности панд. Для этого вида были созданы лесные заповедники, где животных разводят с использованием искусственного осеменения. На сегодняшний день популяция насчитывает тысячу особей.


Контрольные вопросы

  1. Какое негативное воздействие оказывает человек на природу?
  2. Какие пути решения экологических проблем может предпринять человечество?
  3. Какие экологические проблемы существуют в вашем регионе?


 

Ответы

  1. Загрязнение воды, воздуха, почв. Истребление видов живых существ. Урбанизация приводит к разрушению наземных и водных экосистем. Перенаселение истощает запасы сырья. Отходы засоряют планету.
  2. Экономичное природопользование, экологическая грамотность всех слоёв населения. Создание законов, которые будут защищать природу от нерационального использования для большей выгоды.

Предыдущий урок
Устойчивость и динамика экосистем
Экология
Следующий урок
Экосистема. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме
Экология
Поделиться:
  • Литература периода Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

    Литература

  • Обособленные и необособленные определения

    Русский язык

  • Принципы русской пунктуации

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке