Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме

Экология

Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме

План урока

  • Вступление
  • Нейтральные отношения (0 0)
  • Вредно-нейтральные отношения (- 0)
  • Полезно-нейтральные отношения (+ 0)
  • Взаимополезные отношения (+ +)
  • Вредно-полезные отношения (- +)
  • Взаимовредные отношения (- -)

Цели урока

  • Знать определения: хищничество, комменсализм, симбиоз, кооперация, мутуализм
  • Знать принцип классификации популяционных взаимоотношений
  • Уметь привести примеры взаимоотношений популяций в экосистеме

Разминка

Как организмы разных популяций могут косвенно влиять друг на друга в пределах одной экосистемы?

Вступление

 

Биотические взаимоотношения (факторы) – это все формы взаимоотношений организмов, складывающиеся в среде их обитания. Такие взаимоотношения могут быть прямыми или косвенными. По пищевым цепочкам можно проследить один из способов прямых взаимоотношений: одни поедают других, при этом служат пищей третьим. Наличие связей между популяциями - основное условие существования экосистемы. Но если взглянуть шире, то мы увидим, что цепями питания всё не ограничивается. При косвенном действии биотических факторов один организм влияет на другой, не вступая с ним в непосредственный контакт, а лишь изменяя среду его обитания. 

 

При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на оценку влияния взаимоотношений на каждую из сторон:

«0» – прямое влияние отсутствует, отношения безразличны;

«-» - неблагоприятное влияние, при котором особи данной популяции испытывают угнетение;

«+» - благоприятное влияние, при котором особи данной популяции получают пользу.

 

Нейтральные взаимоотношения (0 0)

 

При нейтрализме особи не связаны друг с другом непосредственно, они лишь зависят от общего состояния экосистемы. Такие виды практически не контактируют друг с другом.

 

Стоит отметить, что косвенно в одной экосистеме связаны все виды. Так, один вид может менять условия среды, что скажется на состоянии другого в пределах одной территории. Описывая нейтрализм, мы говорим только о прямых воздействиях.


Рис. 1. Пример нейтрализма: бабочка и лось Рис. 1. Пример нейтрализма: бабочка и лось

Пример 1

 

Бабочки (0) и лоси (0) занимают разные экологические ниши, в том числе и пищевые. 


Нейтрализм  – отсутствие взаимного влияние организмов, обитающих в одном природном сообществе.


Вредно-нейтральные взаимоотношения (- 0)

 

Форма взаимоотношений организмов, при которой деятельность одного приводит к угнетению другого. Причем организм-угнетатель не получает от этого ни вреда, ни пользы.


Пример 2

Рис. 2. Вблизи колонии пеницилла колонии грибов погибают Рис. 2. Вблизи колонии пеницилла колонии грибов погибают

Плесневые грибы рода Penicillium выделяют в процессе своей жизнедеятельности антибиотик, подавляя или убивая колонии бактерии, обитающих по соседству. 

 

Пример 3

 

Ели, произрастая на одной территории со светолюбивыми растения, угнетают жизнедеятельность последних.


Аменсализм  – форма биотических взаимоотношений, при которой деятельность одного организма приводит к угнетению другого, причем первый не испытывать ни вреда, ни пользы.


Полезно-нейтральные взаимоотношения (+ 0)

 

Вид взаимоотношений, при котором только один вид организмов получает пользу, но не доставляет вреда другому. Такой тип биотический отношений называют комменсализм. В природе встречают несколько видов таких взаимоотношений:

Рис. 3. Бромелия Рис. 3. Бромелия

  • Квартиранство – один вид (0) предоставляет убежище другому (+).

Например, бромелия (растение-эпифит) использует стволы деревьев в качестве опоры (рис. 3). 

 

  • Нахлебничество – один вид потребляет остатки пищи другого.

Например, гиена потребляет остатки трапезы льва.

 

  • Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же пищевого ресурса.

Например, разные виды травоядных животных, пасущиеся на одном поле, съедают разные части растений.


Рис. 4. Рыбы-прилипалы и акула Рис. 4. Рыбы-прилипалы и акула

Пример 4

 

Рыбы прилипалы (+) поедают остатки пищи крупных акул (0) - пример комменсализма / нахлебничества.


Комменсализм  – форма биотических взаимоотношений, когда один организм (комменсал) односторонне использует другой (хозяина) без нанесения вреда последнему.


Взаимополезные взаимоотношения (+ +)

 

Рис. 5. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений Рис. 5. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Взаимовыгодные отношения между организмами двух видов называют симбиозом. При этом оба организма получают пользу от таких взаимоотношений. Существует крайняя форма симбиоза – мутуализм, при котором организмы крайне зависимы от совместных отношений. 

 

Пример симбиоза: бактерии рода Ризобиум снабжают растения семейства Бобовые соединениями азота. Растения предоставляют свои ткани для жизни таких клубеньковых бактерий.

 

Еще один пример симбиотических отношений – кооперация. Это форма взаимовыгодного сожительства, при этом симбиотические организмы могут обходиться друг без друга.


Рис. 6. Микориза мухомора и сосны Рис. 6. Микориза мухомора и сосны

Пример 5 

 

Образование микоризы между некоторыми видами деревьев и грибами - пример мутуализма. Шляпочный гриб улучшает снабжение водой и минеральными веществами корни деревьев. А также способствует усвоению фосфатов и соединений азота. Тот, в свою очередь, получают ряд питательных веществ от растения. При вырубке деревьев симбиотические виды грибов просто погибают. 

Рис. 7. Рак-отшельник и две актинии Рис. 7. Рак-отшельник и две актинии

Пример 6

 

Отношения рака-отшельника и актинии - пример кооперации. Существовать друг без друга возможно. Остатки трапезы рака попадают к актинии, та, обороняясь стрекательными клетками, защищает отшельника.


Симбиоз  – это форма совместного взаимовыгодного существования организмов разных видов, построенных на пищевых отношениях.

 

Мутуализм  – это тесная форма симбиоза, при которой виды не способны благоприятно существовать друг без друга.


Вредно-полезные взаимоотношения (- +)

 

В этой группе выделяют 2 вида биотических взаимоотношений:

Рис. 8. Виды хищничества: лев поедает зебру (истинное), трясогузка ловит стрекоз (собирательное), буйволы пасутся (пастьба) Рис. 8. Виды хищничества: лев поедает зебру (истинное), трясогузка ловит стрекоз (собирательное), буйволы пасутся (пастьба)

  • Хищничество

Среди всех групп животных встречается явление, когда один организм умертвляет (хищник) и поедает другого (жертву). 

 

Различают истинное, собирательное и пастбищное хищничество.

Пример истинного хищничества: лев охотится и поедает антилопу.

При собирательном хищничестве численность жертв высока, а хищников мала. Поэтому хищник просто ищет и собирает добычу: синица поедает мелких насекомых или муравьед разрушает термитник.

При пастбищном хищничестве (пастьба) происходит поедание растительного корма. Копытные млекопитающие поедают растительность. Гусеницы бабочек уничтожают листья растений.

При хищничестве происходит взаимная регуляции численности обоих видов.

  • Паразитизм

При паразитизме один организм (паразит/+) использует другого (хозяина/-) в качестве источника пищи и места обитания. Паразиты обладают мелкими размерами и приспособлениями для паразитического образа жизни. Различают несколько форм паразитизма: временный или постоянный; облигатный или факультативный. Различают эндопаразитов, живущих внутри тела хозяина (дизентерийная амёба), и экзопаразитов, которые живут на поверхности тела хозяина (клещи).


Пример 7

 

Попадание болезнетворных бактерий, которое приводит к болезни человека или животного, так же является примером паразитизма.


Паразитизм  – форма межвидовых взаимоотношений, в процессе которых один из видов (паразит) использует другого (хозяина) в качестве источника пищи и места обитания, принося хозяину чаще всего вред.


Взаимовредные отношения (- -)

 

Внутри одного сообщества всегда возникает конкуренция за одни и те же экологические ресурсы: пища, места обитания, вода и др. тогда виды или организмы одного вида вступают в соперничество, при этом испытывая негативные последствия от такого взаимоотношения. Такой тип биотических взаимоотношений называется конкуренция.

Рис. 9. Внутривидовая конкуренция у оленей за право оставить потомство Рис. 9. Внутривидовая конкуренция у оленей за право оставить потомство

Существует два вида: 

  • Внутривидовая конкуренция

Приводит к гибели менее приспособленных особей внутри популяции.

  • Межвидовая конкуренция

Конкуренция между видами не всегда приводит к гибели или вытеснению какого-либо вида. Часто виды одной экологической ниши приспосабливаются к совместной жизни внутри экосистемы. 

 

Например, зимой в лесах большие синицы собирают корм на деревьях и кустарниках; мелкие корольки – на верхушках крон. 


Принцип конкурентного исключения (Георгий Гаузе)

 

Если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого.

 

Конкуренция  – форма биотических взаимоотношений, при которых одни виды соревнуются за одни и те же экологические ресурсы.


Контрольные вопросы:

 

  1. Приведите примеры паразитизма.
  2. Чем мутуализм отличается от кооперации?
  3. Почему внутривидовая конкуренция самая жестокая?
  4. Охарактеризуйте отношения молочнокислых бактерий, обитающих в кишечнике, и человека.


 

Ответы

  1. Палочка туберкулеза и человек, клещ и кабан.
  2. Мутуализм более тесное сотрудничество.
  3. При внутривидовой конкуренции борьба идет за одни и те же ресурсы. При межвидовой – они только частично перекрываются.
  4. Мутуализм.

Предыдущий урок
Приспособления к действию экологических факторов: свет и влажность
Экология
Следующий урок
Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества
Экология
  • Географическое наследие Африки

    География

  • Объём прямой призмы

    Геометрия

  • Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке