Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Зачем людям государство

Политика

07.12.2024
18866
5

Зачем людям государство

Разминка

Рис. 1. Карта для задания

  • Что, по вашему мнению, изображено на картинке?
  • Как вы думаете, 
    РФ — это страна или государство?

План урока

  • Страна и государство
  • Как и почему возникло государство
  • Может ли общество прожить без государства
  • Что отличает граждан от подданных

Цели урока

  • знать понятие «государство»; признаки государства
  • уметь объяснить функции государства; раскрывать отличие граждан от подданных

Страна и государство

Современный человек не может представить свою жизнь без государства. А что такое государство и можно ли сказать, что государство и страна — это одно и то же?


Страна — это определенная территория, которая имеет свои границы.

Государство — особая форма организации общества, которая включает в себя систему органов власти, действующих на определённой территории.


Теперь мы видим, что у страны и государства общий признак — наличие территории, но понятие государства имеет и другое значение.

Как и почему возникло государство

Изучая историю Древнего мира, вы познакомились с самыми ранними государствами, которые возникли на берегах больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи. Одними из первых государств были Древний Египет, Древняя Индия и Китай.

Понятие «государство» всегда привлекало внимание учёных. Существует несколько теорий, объясняющих понятие и сущность государства.

Представители одной из теорий считали, что государство сотворено Богом. Другие считали, что государство выросло из семьи, третьи, что государство создано людьми в результате развития общественных отношений. Современные учёные придерживаются третей точки зрения.

 

Признаки государства:

  1. Наличие органов власти и управления.
  2. Исключительное право издавать законы.
  3. Исключительное право собирать налоги.
  4. Определённая территория.
  5. Наличие суверенитета (независимость государственной власти).


1. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства?

 

1) вер­хо­вен­ство права,

2) вы­бор­ность выс­ших ор­га­нов вла­сти,

3) исключительное право издавать законы,

4) мно­го­пар­тий­ность.

 

2. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком го­су­дар­ства лю­бо­го типа?

 

1) на­ли­чие двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та,

2) исключительное право собирать налоги,

3) все­на­род­ное из­бра­ние главы го­су­дар­ства,

4) мно­го­пар­тий­ность.


Может ли общество прожить без государства


Объясните, как вы понимаете слова Т. Гоббса: «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется “войной всех против всех”».


Рис. 2. Символы России

Общество не может прожить без государства (рис. 2). Это связано с теми задачами, которое оно выполняет. Давайте, их перечислим:

 

1. Поддержание обороноспособности страны. 

В послании Федеральному Собранию в 2020 г. Президент РФ В. В. Путин отметил, что «впервые за всю историю существования ракетно-ядерного оружия, включая и советский период, и новейшее время, мы никого не догоняем, а наоборот, другим ведущим государствам мира ещё только предстоит создать оружие, которым уже обладает Россия. Обороноспособность страны обеспечена на десятилетия вперёд … нужно идти вперёд, внимательно наблюдая и анализируя то, что происходит в этой сфере в мире, разрабатывать боевые комплексы и системы будущих поколений».

2. Поддержание общественного порядка. 

Государство принимает законы и следит за их выполнением, за соблюдением правопорядка. Для решения этой задачи в государстве созданы полиция, прокуратура, суд.
 

Рис. 3. Развитие образования

3. Обеспечивает развитие образования, здравоохранения и науки (рис. 3).

Уже сейчас в  некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50 субъектах страны будет организовано более 2 000 классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы. А с 2019 года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

4. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 396 российские семьи, имеющие детей, получат единовременную выплату в размере 10 000 рублей в августе – декабре 2021 года. Согласно постановлению Правительства РФ 12.07.2021 № 1158 выплата предоставляется гражданам РФ, проживающим на территории Российской Федерации, на детей от 6 до 18 лет, которым 6 лет исполнится не позднее 1 сентября 2021 года.

Что отличает граждан от подданных

Изучая историю той или иной страны, вы слышали, что правители в Средние века относились к своему населению как к подданным (рис. 4).

Рис. 4. Подданство и гражданство


Подданные — значит подчинённые, подвластные государю (монарху).

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка). 


Равноправные граждане, в отличие от подданных, имеют право участвовать в делах государства. Они избирают органы государственной власти, влияют на принятие законов.


Контрольные вопросы

 

1. Чем отличаются термины «страна» и «государство»?

2. Перечислите основные признаки государства.

3. Какие точки зрения на возникновение государства вам известны?

4. Перечислите задачи, которые должно осуществлять государство.

5. Объясните различие между подданными и гражданами. Что у них общего?


ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

1. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства?

 

 3) исключительное право издавать законы.


 

2. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком го­су­дар­ства лю­бо­го типа?

 

2) исключительное право собирать налоги.

Предыдущий урок
Обобщение по теме «Наша Родина – Россия»
Политика
Следующий урок
Конституция Российской Федерации
Политика
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Body parts. Части тела

    Английский язык

  • Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые

    География

  • Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке