Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Литературные сказки

30.01.2025
2163
0

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

 

Цели урока

  • познакомимся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • продолжим учиться определять тему, основную мысль, содержание произведения, давать характеристику героям, сравнивать их поступки

Словарь

Рукодельница — мастерица.

Горемычная — та, что мыкала горе, несчастная.

Затейница — выдумщица.

Созрелые — зрелые, поспевшие.

Питалися — питались.

Обмывалися — обмывались.

Студенец — колодец.

Почивать — заснуть, спать.

Дивовалась — удивлялась.

Повычини — почини.

Себя трудить — мучить себя трудом.

Скатертцы — скатерть.

Совесть не зазрит — совесть не измучает.

Рубить платки — подшивать платки.

Горница — парадная половина крестьянской избы.

Исстари — издавна.

Окостенели — замёрзли, онемели.

Стряпня — еда.

Понадулась — обиделась.

 


О произведении

 

Картинка

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». В своей сказке автор рассказывает историю о двух девочках — Рукодельнице и Ленивице, которые по очереди попадали к Морозу Ивановичу на службу,  где по разному  себя проявляли, и каждая из них получила заслуженное вознаграждение.


Это интересно!

 

Картинка

В. Ф. Одоевский был не только писателем и мыслителем, но и композитором. Сам он отлично умел играть на фортепиано и органе, причём в его особняке даже был собственный орган, названный им «Себастианом» в честь Иоганна Себастьяна Баха. За свою жизнь В. Ф. Одоевский сочинил вальс и несколько музыкальных пьес, но его музыкальное творчество не получило широкого признания, к тому же опубликовано оно было лишь частично.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте сказку «Мороз Иванович». О чём эта сказка? Назовите главную мысль.

 

Сказка «Мороз Иванович» о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице, которые попали на службу к Морозу Ивановичу. Основная мысль произведения заключается в том, что каждый получает то, что заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень, безделие и нытьё приводят только отрицательному результату.


Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?

 

Картинка

В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы, и девочки их встречают, когда попадают в царство Мороза Ивановича.                                       

 

Это, конечно, пуховая перина Мороза Ивановича, под которой лежала молодая зелёная травка, волшебный пирожок и яблонька, которые умеют разговаривать, волшебная обстановка в доме Мороза Ивановича.          

 

Встреча с волшебными предметами помогает понять характер девочек, так, например, волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.     

 

А волшебную перину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.


Как автор относится к своим героиням? 

 

Автор сказки очень красноречиво показывает своё отношение к двум девочкам. Над Ленивицей Одоевский посмеивается, относится с укоризной. А вот к Рукодельнице автор относится совсем по-другому, ласково, одобрительно. Он подчёркивает её душевные качества — трудолюбие и скромность.


Сравните Ленивицу и Рукодельницу из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Впишите в таблицу имена девочек.

 

Таблица


Вспомните русскую народную сказку «Морозко». Сравните её со сказкой В. Ф. Одоевского. 

   

Если сравнить сказки «Морозко» и «Мороз Иванович», то становится видно, откуда автор черпал свои идеи и вдохновение. Общего в этих сказках много, например, герои: зимний волшебный персонаж, к которому направляются девочки; главные героини — одна лентяйка, другая работящая.

 

Конец сказок тоже похожий — девочки получили разные подарки после своего приключения. 

 

Нового в сказке «Мороз Иванович» много. Эта сказка более современна, а также в ней есть много наставлений для детей в виде пословиц и обращений. Имена героев говорящие, т. е. раскрывают перед читателем характеры героинь.


Картинка

Разделите сказку на части и озаглавьте их. Сделайте иллюстрации к каждой части. 

Используя ваши рисунки, кратко перескажите текст вашим родителям, друзьям, учителю. 

Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке

 

Нарисуйте человечка на той ступеньке, на который вы находитесь после урока.

Картинка


Предыдущий урок
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Литературные сказки
Следующий урок
Д. Мамин-Сибиряк “Аленушкины сказки” (Присказка), «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Литературные сказки
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Красная книга. Будь природе другом!

    Окружающий мир

  • Страны Азии в XIX – начале ХХ века

    История

  • Деление с остатком

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке