Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Платонов «Цветок на земле»

Великие русские писатели

29.01.2025
2637
0

А. П. Платонов «Цветок на земле»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле»
  • продолжим учиться анализировать характер и поступки героев
  • будем учиться составлять план произведения

Словарь

Глаза смежать — глаза закрывать.

Глаза сами жмурятся — глаза сами закрываются.

Глаза белые и слёзы в них плачут — глаза выцвели от времени и слезятся.

Глаза слабые стали— плохо видят.

Шептал неслышные слова — разговаривал во сне про себя.

Опомнился — пришёл в себя.

Белый свет пытать — изучать окружающий мир.

Песок мёртвый — в отличие от земли, в песке нет питательных элементов для роста растений.

Он (цветок) из смерти работает жизнь — отмерший цветок создаёт питательную среду для нового цветка.

Осерчал — рассердился.

 


О произведении

 

Картинка

Художественное произведение «Цветок на земле» было написано замечательным советским писателем и публицистом Андреем Платоновичем Платоновым. В молодости писателю приходилось много трудиться. Годы, проведённые Платоновым в большой семье, навсегда оставили в его сердце особенную любовь к детям. Став прозаиком, писатель посвятил более 20 рассказов и сказок самым маленьким читателям. Исключением не является и творение «Цветок на земле». Несмотря на то что основным героем рассказа является ребёнок, проблемы, которые ставит Андрей Платонов, очень серьёзные и взрослые. 


Это интересно!

 

Будущему писателю пришлось рано начать работать, чтобы помогать своей семье. Когда ему было всего 16, он уже устроился литейщиком на трубопрокатный завод. Это была физически очень тяжёлая работа.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ А. Платонова «Цветок на земле». Как вы думаете, почему Афоне стало «скучно жить на свете»?

 

Афоне стало скучно жить на свете, потому что отец его был на войне, мать работала с утра до вечера, а старенький дедушка постоянно спал или дремал на печке. Афоне не с кем было разговаривать, не у кого было спросить о том, что его интересует, а он хотел всё знать о жизни людей, растений и зверей, о том, как происходит всё вокруг.


Как Афоня относится к дедушке?

 

Афоня относится к своему деду с уважением и любовью. Он осознаёт, что дедушка старенький, поэтому он мало двигается и много спит. Мальчик рассматривает натруженные руки старика и понимает, что тот многое пережил на своем веку. Афоня жалеет деда, сочувствует ему и хотел бы, чтобы он жил долго и счастливо.


О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

 

Картинка

Дедушка Тит показал Афоне голубой цветок, росший из мелкого песка, и объяснил, что «он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом». 

«Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берется. Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь», «Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем».


Нравится ли вам Афоня? Какой он?

 

Картинка

Афоня добрый и отзывчивый мальчик, который может стать хорошим другом и с которым всегда было бы интересно. Он очень любознательный, его интересует всё на свете. Если Афоня хочет что-то узнать, то он проявляет и упорство, и упрямство. 


Какова главная мысль рассказа «Цветок на земле»?

 

Главная мысль рассказа «Цветок на земле» заключается в том, что каждое живое существо имеет своё значение и предназначение на Земле. Даже маленький цветок, вырастая на земельном прахе, даст целебные цветы. Так и человек не должен растрачивать свою жизнь напрасно, а должен приносить пользу природе и обществу.


Как составить план к произведению? Составьте план к рассказу «Цветок на земле».
 

План произведения — это перечисление его основных событий по порядку. План можно делать подробным и кратким, поэтому количество пунктов плана, количество событий может разниться. Важно перечислить все основные пункты.

 

Один из вариантов плана произведения «Цветок на земле» может выглядеть так: 1. Семья Афони, 2. Разговоры дедушки и Афони, 
3. Прогулка деда и мальчика, 4. Дедушка рассказывает про всё, 
5. Дед смотрит на внука, как на цветок.


Прочитайте рассказ «Цветок на земле» по ролям с родителями или друзьями. С какой интонацией вы будете читать слова деда? А слова Афони? 


Нарисуйте цветок, о котором рассказал А. Платонов. Каким вы его изобразили?


Какое у вас настроение после урока? Раскрасьте подходящее лицо.

 

Картинка


Предыдущий урок
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Великие русские писатели
Следующий урок
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Карбоновые кислоты

    Химия

  • Русские писатели о родной природе и о себе

    Литература

  • М.Ю. Лермонтов. Тема любви. Тема родины. «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке