Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»

Великие русские писатели

30.01.2025
1652
0

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»

 

Цели урока

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова
  • потренируемся читать выразительно, передавая интонацией настроение,
  • будем учиться находить средства художественной выразительности

Словарь

Мгла — сухой туман, помутнение воздуха от взвешенных в нём пыли, дыма.

Дремлет — пребывать в сонном или полусонном состоянии.

Риза — верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.

Лазурь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.

Утёс — отвесная скала.

 


О произведениях

 

Картинка

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — русский писатель. За короткие 26 лет своей жизни он создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими произведениями, как «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».


Картинка

Это интересно!

 

Смерть всем известного 
А. С. Пушкина, погибшего от ранения на дуэли, глубоко потрясла М. Ю. Лермонтова, в результате чего было создано известное стихотворение «Смерть поэта». Оно навлекло на Михаила Юрьевича арест и судебное разбирательство, за которым следил сам император.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» 
и «На севере диком стоит одиноко». Какую интонацию вы выберите?

 

 

              * * *
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

                                 

 М. Ю. Лермонтов

 

 

Картинка

 

                              * * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
 

                                 

М. Ю. Лермонтов

 

 

 

Картинка

 

Читая оба стихотворения, чувствуется, что их объединяет печаль. Поэтому интонация будет спокойная и печальная.


Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы бы подобрали к стихотворению «Горные вершины»?

 

В стихотворении М. Ю. Лермонтов создаёт умиротворённое, спокойное настроение, которое подчёркивается словами «спят», «тихие», «не пылит», «не дрожат». Читатель словно окунается в царство тишины, которое не нарушает ни единый звук. Всё стихло, и только одинокий путник ещё бредёт, но и ему осталось совсем немного, и автор тихонечко сообщает ему — скоро и ты отдохнёшь. Поэтому к данному стихотворению подойдёт печальная и протяжная музыка.


Прочитайте внимательно, неторопливо стихотворение «Утёс». Какое настроение у вас возникает? Какие картины рисует ваше воображение?

 

 

                       * * *
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
 

                                                              

М. Ю. Лермонтов

 

 

Картинка

 

Стихотворение «Утес» М. Ю. Лермонтова пронизано романтикой. Читатель сразу окунается в волшебный мир, созданный поэтом — золотая тучка, утес-великан и краткая история их взаимоотношений. Это стихотворение начинается вроде бы легкомысленно, действиями лёгкой тучки, а заканчивается очень грустно. Автор специально вызывает у читателя чувство жалости и сострадания к великану-утесу, который лишён возможности весело летать по небу, который вечность проводит в одиночестве и радуется редким встречам с тучками.


Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении «Утёс»?

 

В стихотворении «Утёс» есть следующие средства выразительности.

Эпитеты: тучка золотая, старый утёс.

Олицетворения: ночевала тучка, она умчалась, он (утёс) стоит, задумался глубоко, тихонько плачет.

Метафоры: в морщине (утёса) влажный след.

Звукопись (повторение согласной «т»): тучка, утёса, утром, тихонько, стоит, плачет, остался, пустыне, (повторение гласной «о»): утром, стоит, тихонько, глубоко, рано, одиноко, старого.


Подготовьте выразительное чтение всех трёх стихотворений. Какое тебе понравилось больше всего? Почему? С помощью рисунка изобразите к стихотворению картину, которую вы представляете при чтении. Покажите, что у вас получилось, родителям, друзьям, учителю.


Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в окошке.

Картинка


Предыдущий урок
Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»
Великие русские писатели
Следующий урок
А. Платонов «Цветок на земле»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке