- познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова
- потренируемся читать выразительно, передавая интонацией настроение,
- будем учиться находить средства художественной выразительности
Мгла — сухой туман, помутнение воздуха от взвешенных в нём пыли, дыма.
Дремлет — пребывать в сонном или полусонном состоянии.
Риза — верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.
Лазурь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Утёс — отвесная скала.
О произведениях
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — русский писатель. За короткие 26 лет своей жизни он создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы. Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими произведениями, как «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».
Это интересно!
Смерть всем известного
А. С. Пушкина, погибшего от ранения на дуэли, глубоко потрясла М. Ю. Лермонтова, в результате чего было создано известное стихотворение «Смерть поэта». Оно навлекло на Михаила Юрьевича арест и судебное разбирательство, за которым следил сам император.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины»
и «На севере диком стоит одиноко». Какую интонацию вы выберите?
* * *
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
М. Ю. Лермонтов
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
М. Ю. Лермонтов
Читая оба стихотворения, чувствуется, что их объединяет печаль. Поэтому интонация будет спокойная и печальная.
Какую музыку — печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы бы подобрали к стихотворению «Горные вершины»?
В стихотворении М. Ю. Лермонтов создаёт умиротворённое, спокойное настроение, которое подчёркивается словами «спят», «тихие», «не пылит», «не дрожат». Читатель словно окунается в царство тишины, которое не нарушает ни единый звук. Всё стихло, и только одинокий путник ещё бредёт, но и ему осталось совсем немного, и автор тихонечко сообщает ему — скоро и ты отдохнёшь. Поэтому к данному стихотворению подойдёт печальная и протяжная музыка.
Прочитайте внимательно, неторопливо стихотворение «Утёс». Какое настроение у вас возникает? Какие картины рисует ваше воображение?
* * *
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М. Ю. Лермонтов
Стихотворение «Утес» М. Ю. Лермонтова пронизано романтикой. Читатель сразу окунается в волшебный мир, созданный поэтом — золотая тучка, утес-великан и краткая история их взаимоотношений. Это стихотворение начинается вроде бы легкомысленно, действиями лёгкой тучки, а заканчивается очень грустно. Автор специально вызывает у читателя чувство жалости и сострадания к великану-утесу, который лишён возможности весело летать по небу, который вечность проводит в одиночестве и радуется редким встречам с тучками.
Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении «Утёс»?
В стихотворении «Утёс» есть следующие средства выразительности.
Эпитеты: тучка золотая, старый утёс.
Олицетворения: ночевала тучка, она умчалась, он (утёс) стоит, задумался глубоко, тихонько плачет.
Метафоры: в морщине (утёса) влажный след.
Звукопись (повторение согласной «т»): тучка, утёса, утром, тихонько, стоит, плачет, остался, пустыне, (повторение гласной «о»): утром, стоит, тихонько, глубоко, рано, одиноко, старого.
Подготовьте выразительное чтение всех трёх стихотворений. Какое тебе понравилось больше всего? Почему? С помощью рисунка изобразите к стихотворению картину, которую вы представляете при чтении. Покажите, что у вас получилось, родителям, друзьям, учителю.
Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку в окошке.