Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

Великие русские писатели

30.01.2025
2334
0

Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

 

Цели урока

  • продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
  • проведём сравнительный анализ рассказов «Акула» и «Прыжок»

Словарь

Ропот — недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Сорвался с места — побежал что было сил.

Поднатужься — собрать силы.

Взял (фитиль) — зажечь фитиль.

Подле — возле, около.

Пушка — орудие с длинным стволом, предназначенное для стрельбы.

Артиллерист — военнослужащий, стреляющий из огнестрельного орудия.

Якорь — металлический стержень, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Хобот — упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Палуба — часть судна.

Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстоянии при производстве взрывов.

Мачта — высокий столб, часть парусного сооружения судна.

Расходилась — разыгралась.

Разобрал задор — стал слишком веселиться.

Аршин — старинная русская мера измерения длины, которая была равна 71 см.

 


 О произведении

 

Картинка

Лев Николаевич Толстой — писатель, показывающий своим читателям, как нельзя поступать и к каким последствиям может привести необдуманное поведение. Таков, например, поучительный смысл рассказов «Акула» и «Прыжок», в которых рассказывается о детях, об их неосторожных поступках, которые чуть было не закончились трагедией.


Виды планов

 

План — это список основных событий произведения, расположенных в хронологическом порядке.  Его можно строить по-разному. Если план показывает развитие сюжетной линии, раскрывает события рассказа, то это сжатый план. Если план показывает художественные особенности текста, передаёт эмоции и чувства персонажей, то такой план называют развёрнутым.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ «Акула». Каким образом мальчики оказались в открытом море?

 

Мальчишки оказались в открытом море, потому что им было тесно в организованной матросами купальне из паруса, они хотели поплавать наперегонки.


Почему с мальчиками произошла беда, которая чуть не закончилась трагедией? Кто виноват в случившемся?

 

Картинка

С мальчиками случилась беда, потому что они нарушили правила безопасности. Они самовольно покинули безопасный парус, а взрослые одобрили этот поступок, в том числе и сам артиллерист.

 

Вина в происшествии лежит как на мальчиках, нарушивших правила безопасности, так и на взрослых, которые их вовремя не остановили.


Охарактеризуйте старого артиллериста. Какой он человек?

Картинка

С одной стороны, старого артиллериста можно охарактеризовать как человека  недальновидного, который очень несерьёзно отнёсся к опасной забаве сына, а с другой стороны, как человека решительного и смелого, так как он не растерялся в стрессовой ситуации и только благодаря его действиям мальчики были спасены.

 


Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей? 

 

Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранять самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаваться общей панике. 

Рассказа учит тому, что не нужно совершать необдуманные поступки, какой совершили мальчики, выплыв в открытое море. А если уже поступок совершён, то не паниковать, а пытаться найти выход.


Прочитай рассказ «Прыжок». Почему мальчик залез на мачту корабля?

 

Картинка

История со шляпой в рассказе «Прыжок» началась с того, что шляпа мальчика оказалась в проказливых лапках обезьяны, которая залезла с ней на мачту и оттуда смешила всю команду. Мальчик был расстроен и ему могло показаться, что смеются над ним. Поэтому он решил залезть на мачту и отобрать шляпу. 


Как вы считаете, правильно ли поступил капитан в сложившейся ситуации? Почему в конце рассказа капитан заплакал?

 

Капитан корабля поступил правильно, он проявил необычную находчивость, что часто случается в самые опасные и напряжённые моменты, когда люди начинают действовать очень быстро и решительно. Увидев, что его сын балансирует над пропастью, он навёл на него ружье и приказал ему прыгать под угрозой выстрела. Мальчик испугался ружья больше, чем высоты и спрыгнул в море, вследствие чего остался жив. А заплакал капитан потому, что испытал сильное нервное потрясение.


Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей?

 

Картинка

Главная мысль рассказа заключается в том, что в любых ситуациях нужно стараться не терять спокойствие и выдержку. Если бы не способность капитана быстро найти единственно правильное решение, мальчик мог бы упасть и разбиться.

 

Также рассказ учит читателей тому, что не следует совершать необдуманные поступки на эмоциях и нельзя поддаваться на провокации окружающих.


Сравните рассказы Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок», заполнив таблицу.

 

Таблица

 

Покажите заполненную таблицу своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем сравнительном анализе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке

 

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

 

Картинка


Предыдущий урок
А. Платонов «Цветок на земле»
Великие русские писатели
Следующий урок
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Present Continuous. Утвердительная форма

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке