- продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
- проведём сравнительный анализ рассказов «Акула» и «Прыжок»
Ропот — недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Сорвался с места — побежал что было сил.
Поднатужься — собрать силы.
Взял (фитиль) — зажечь фитиль.
Подле — возле, около.
Пушка — орудие с длинным стволом, предназначенное для стрельбы.
Артиллерист — военнослужащий, стреляющий из огнестрельного орудия.
Якорь — металлический стержень, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Хобот — упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Палуба — часть судна.
Фитиль — горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстоянии при производстве взрывов.
Мачта — высокий столб, часть парусного сооружения судна.
Расходилась — разыгралась.
Разобрал задор — стал слишком веселиться.
Аршин — старинная русская мера измерения длины, которая была равна 71 см.
О произведении
Лев Николаевич Толстой — писатель, показывающий своим читателям, как нельзя поступать и к каким последствиям может привести необдуманное поведение. Таков, например, поучительный смысл рассказов «Акула» и «Прыжок», в которых рассказывается о детях, об их неосторожных поступках, которые чуть было не закончились трагедией.
Виды планов
План — это список основных событий произведения, расположенных в хронологическом порядке. Его можно строить по-разному. Если план показывает развитие сюжетной линии, раскрывает события рассказа, то это сжатый план. Если план показывает художественные особенности текста, передаёт эмоции и чувства персонажей, то такой план называют развёрнутым.
Вопросы к тексту
Прочитайте рассказ «Акула». Каким образом мальчики оказались в открытом море?
Мальчишки оказались в открытом море, потому что им было тесно в организованной матросами купальне из паруса, они хотели поплавать наперегонки.
Почему с мальчиками произошла беда, которая чуть не закончилась трагедией? Кто виноват в случившемся?
С мальчиками случилась беда, потому что они нарушили правила безопасности. Они самовольно покинули безопасный парус, а взрослые одобрили этот поступок, в том числе и сам артиллерист.
Вина в происшествии лежит как на мальчиках, нарушивших правила безопасности, так и на взрослых, которые их вовремя не остановили.
Охарактеризуйте старого артиллериста. Какой он человек?
С одной стороны, старого артиллериста можно охарактеризовать как человека недальновидного, который очень несерьёзно отнёсся к опасной забаве сына, а с другой стороны, как человека решительного и смелого, так как он не растерялся в стрессовой ситуации и только благодаря его действиям мальчики были спасены.
Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей?
Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранять самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаваться общей панике.
Рассказа учит тому, что не нужно совершать необдуманные поступки, какой совершили мальчики, выплыв в открытое море. А если уже поступок совершён, то не паниковать, а пытаться найти выход.
Прочитай рассказ «Прыжок». Почему мальчик залез на мачту корабля?
История со шляпой в рассказе «Прыжок» началась с того, что шляпа мальчика оказалась в проказливых лапках обезьяны, которая залезла с ней на мачту и оттуда смешила всю команду. Мальчик был расстроен и ему могло показаться, что смеются над ним. Поэтому он решил залезть на мачту и отобрать шляпу.
Как вы считаете, правильно ли поступил капитан в сложившейся ситуации? Почему в конце рассказа капитан заплакал?
Капитан корабля поступил правильно, он проявил необычную находчивость, что часто случается в самые опасные и напряжённые моменты, когда люди начинают действовать очень быстро и решительно. Увидев, что его сын балансирует над пропастью, он навёл на него ружье и приказал ему прыгать под угрозой выстрела. Мальчик испугался ружья больше, чем высоты и спрыгнул в море, вследствие чего остался жив. А заплакал капитан потому, что испытал сильное нервное потрясение.
Какова основная мысль рассказа и чему он учит читателей?
Главная мысль рассказа заключается в том, что в любых ситуациях нужно стараться не терять спокойствие и выдержку. Если бы не способность капитана быстро найти единственно правильное решение, мальчик мог бы упасть и разбиться.
Также рассказ учит читателей тому, что не следует совершать необдуманные поступки на эмоциях и нельзя поддаваться на провокации окружающих.
Сравните рассказы Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок», заполнив таблицу.
Покажите заполненную таблицу своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем сравнительном анализе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке
Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.