Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

Великие русские писатели

30.01.2025
2804
0

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
  • продолжим формировать умение анализировать поступки героев
  • будем учиться находить комичные ситуации
  • узнаем, что такое ирония

Словарь

Прельщала — привлекать, увлекать. 

Абсурд — нечто нелепое.

Космография — научная и учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом.

 


О произведении

 

Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958)— писатель, сценарист, драматург, переводчик. Признан классиком русской литературы. Его рассказы легли в основу комедии «Не может быть!» режиссёра Леонида Гайдая. Конёк Михаила Михайловича — короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония. Рассказ Зощенко «Золотые слова» — это забавная и поучительная история о правильном воспитании детей. В центре повествования автор поставил детей Миньку и Лёлю, они и являются главными героями произведения. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ М. Зощенко «Золотые слова». От чьего имени ведётся рассказ?

 

Рассказ ведётся от первого лица, от имени мальчика Миньки. Мало того, Минька оказывается ещё и автором рассказа — писателем Михаилом Зощенко, который вырос, стал писателем и, вспомнив свои детские впечатления и приключения, решил поделиться ими с читателями, чтобы заставить их улыбнуться и, может быть, извлечь для себя что-то полезное.


Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Картинка

В начале рассказа дети постоянно влезали в разговоры взрослых, перебивали, пытались сами что-то рассказать. После выговора от папы они стали молчаливыми и тихими, ведь папа строго запретил им говорить за столом.


Можно ли назвать произведение «Золотые слова» юмористическим? Почему? Какая комичная ситуация произошла в рассказе?

 

«Золотые слова» — юмористический рассказ, так как в нём встречаются смешные, комичные ситуации. Самая яркая комичная ситуация — это момент, когда Минька уронил в чай папиного начальника масло, ничего при этом не сказав. А начальник чай этот отпил.


Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их понимаете? 

Картинка

В рассказе «Золотые слова» папа Миньки и Лёли сказал детям, что, конечно, это замечательно, что они такие послушные и исполнительные. Но думать при этом головой также надо. Ситуация может сложиться таким образом, что молчать или следовать иным указаниям станет не просто глупо, но даже опасно. В заключение этой речи папа попросил детей запомнить следующие золотые слова: «всегда действовать сообразно меняющейся обстановке и с умом». 


Какова главная мысль рассказа?

 

Главная мысль рассказа заключается в том, что любой приказ или правило хороши для определённого случая, но не могут предусмотреть все нюансы.


Прочитайте рассказ М. Зощенко «Великие путешественники». Опишите главных героев рассказа.

 

Картинка

Стёпка — сын хозяев, у которых Минька и Лёля жили на даче. Мальчик — заводила в компании ребят, любит всеми командовать, раздавать подзатыльники, всезнайка. Среди детей он оказался лидером, которого слушались. 

Минька — 6-летний мальчуган, пока не такой сильный, как его друзья. Минька более робкий и трусливый, он признавал лидерство Стёпки, робко задавал вопросы и помогал собирать вещи. Минька был немного наивным, например, чтобы пойти в поход подарил Стёпке ножик, хотя его и так бы взяли.

Лёля — сестра Миньки. Ей 8 лет. Это умная и отважная девочка, весёлая и азартная. Девочка умеет принимать самостоятельные решения. Она не испугалась и отправилась в путешествие. Именно благодаря Лёле это путешествие благополучно закончилось.


Как каждый из героев проявил себя в путешествии?

 

В начале путешествия, которое описано в рассказе «Великие путешественники», дети были весёлыми и довольными жизнью. Всё им нравилось и казалось интересным. Однако по мере того как они начали уставать, их настроение поменялось. Только Стёпка упрямо шёл вперёд, а вот, например, Минька стал уже хныкать, Лёля просто мечтала вернуться домой, говоря, что дома тоже хорошо.

Именно Лёля повела себя лучше всех, потому что придумала развернуть Стёпке ноги, чтобы, проснувшись тот направился в обратную сторону.


Какова главная мысль рассказа?

Картинка

В этом рассказе главные герои собираются обогнуть Землю и направляются в кругосветное путешествие. После серии смешных и забавных приключений они возвращаются домой. 

Главной мыслью юмористического рассказа Зощенко «Великие путешественники» является то, что для успеха какого-либо мероприятия нужно быть подготовленным, необходимо основательно и продуманно предусмотреть все возможные проблемы. Как сказал папа Миньки: «Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в путешествие, надо иметь высшее образование».


Что является особенностью юмористического произведения? Что такое ирония? Верно ли, что автор считает главных героев великими путешественниками?


Особенностью юмористического произведения являются не только комичные ситуации, но и ирония. Ирония — художественный приём, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете. Иронические высказывания читают притворным тоном и с насмешкой. Именно с иронией говорит автор о Миньке, Лёле и Стёпе, называя их великими путешественниками. На самом деле ребята великими путешественниками не являются.


Подберите к рассказам М. М. Зощенко по три пословицы. Обсудите их значение с родителями или друзьями.


Выберите смайлик, который подходит вашему настроению после урока!

 

Картинка


Предыдущий урок
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Великие русские писатели
Следующий урок
А. Куприн «Слон»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке