- Отражение исторических событий в произведениях А.С. Пушкина
- «История Пугачевского бунта»
- Историческая основа романа «Капитанская дочка»
- Композиция романа «Капитанская дочка»
- Тематика и проблематика романа, образ Петра Гринева
- Знать содержание «Истории Пугачевского бунта», историческую основу романа «Капитанская дочка», особенности композиции, тематику и проблематику произведения
- Уметь сопоставлять исторические события и события литературного произведения, анализировать художественный текст
- Какие прозаические произведения А.С. Пушкина вы читали?
- Что вам особенно понравилось в пушкинских произведениях?
- Что вы знаете о восстании Емельяна Пугачева?
Отражение исторических событий в произведениях А.С. Пушкина
История – неотъемлемая часть творчества А.С. Пушкина. Его всегда волновали прошлое народа, роль России в мировой цивилизации и ее будущее.
В своих произведениях писатель часто обращался к вопросам столкновения государственного и личного начал в истории. Его интересовали переломные моменты русской истории, яркие исторические личности.
Особое значение в его творчестве играет мнение народа о тех или иных событиях. В трагедии «Борис Годунов» народ способен как на скорую расправу над боярами, так и на сочувствие погибшим родственникам Годунова. Отношение к царям у А.С. Пушкина тоже двойственное: с одной стороны, он восхищается реформами Петра I и его военными победами, с другой стороны сочувствует незащищенному и страдающему маленькому человеку (поэма «Медный всадник»).
Чтобы глубже проникнуть в суть вопроса, А.С. Пушкин внимательно изучает исторические документы, читает труды российских историков, посещает архивы, слушает мнения оставшихся в живых очевидцев исторических событий. Собирая материал для работы над «Капитанской дочкой»,
А.С. Пушкин пишет историческую монографию «История Пугачевского бунта», которая стала крупным научным трудом.
Почему А.С. Пушкин так сильно интересовался историей?
Историческая основа романа «Капитанская дочка»
В 1824 году, находясь в михайловской ссылке, А.С. Пушкин заинтересовался событиями пугачевского восстания. Уже летом 1832 года поэт набросал первый план будущего произведения. Работа шла медленно, поскольку сведений о той эпохе у поэта было мало. Он обращается к военному министру с просьбой о разрешении обратиться к материалам военного архива.
В 1833 году А.С. Пушкин посещает те места, где разворачивались события пугачевского восстания: Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск. Поэт разговаривал со свидетелями крестьянской войны, записывал их рассказы, предания, песни, собирал материалы в провинциальных архивах.
В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Многие министры того времени отзывались о книге, «как о возмутительном сочинении». Дело в том, что А.С. Пушкин первым нарушил указ о предании вечному забвению даже имени Емельяна Пугачева. Используя самые разнообразные источники, А.С. Пушкин сумел ярко и образно рассказать о той эпохе, зачастую противореча официальной государственной трактовке тех событий: он «рассказывал со всею верностию историка». Пугачев у А.С. Пушкина не патологический злодей, он представляет интересы народа, беззащитного и бесправного, угнетенного, страдающего от произвола чиновников и жестокости властей.
«История Пугачевского бунта» стала основой исторического романа «Капитанская дочка». В романе события пугачевского восстания становится своеобразной проверкой людей: на их примере АС. Пушкин размышляет о добре и зле, о долге и предательстве, о Боге и о смысле жизни.
Роман создавался на протяжении нескольких лет: с 1833 года по 1836 год.
- Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачевского бунта» с романом «Капитанская дочка». Какие описания нашли отражение в романе?
- Сравните портрет Пугачева в романе и в «Истории пугачевского бунта». В чем сходство и в чем разница?
Композиция романа «Капитанская дочка»
Композиция – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Особенности композиции обусловлены избранным А.С. Пушкиным типом повествования и самой фигурой рассказчика. Роман написан от первого лица. Это автобиографические записки (мемуары, воспоминания) обычного русского дворянина Петра Андреевича Гринева, который является фигурой вымышленной. Композиционная структура повести включает в себя четырнадцать глав, стилизованных в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким и последовательным изложением.
В послесловии «издатель» указывает на источник получения «рукописи». Она попала к нему от внука Гринева, узнавшего, что «издатель» занимался «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом». «Издатель» – литературная «маска» А.С. Пушкина, под «трудом» имеется ввиду «История Пугачева». Кроме того, в романе проставлена дата окончания: «19 окт. 1836» – своеобразный «автограф» А.С. Пушкина (роман был напечатан в «Современнике» анонимно, без подписи автора). Смысл послесловия в том, что А.С. Пушкин четко отделил себя от вымышленного лица – автора и главного героя записок Гринева и вместе с тем намеренно соотнес вымысел с реальностью. А.С. Пушкин заявил важный художественный принцип исторического романа: читателю предлагается воспринимать все рассказанное Гриневым как достоверный и искренний «человеческий документ». Вымышленные записки Гринева писатель ставит в один ряд с подлинными документами, вошедшими в «Историю Пугачева».
В основе повести лежит параллельное столкновение величайших личностей истории: императрицы Екатерины Второй и Пугачева. Писатель подчёркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения следующих друг за другом глав.
Каждая глава повести, как и произведение, имеет эпиграф, который определяет суть повествования или характер героев.
«Капитанская дочка» имеет сюжетную симметрию в основе.
Таблица 1. Симметрия в композиции
Две сюжетные линии
|
|
Историческая
|
Частная
|
Описание восстания Емельяна Пугачева
|
Отношения Петра Гринёва и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гринёвых
|
Два мира
|
|
Народный
|
Дворянский
|
Во главе – Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева – живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение.
|
Во главе – Екатерина II. Представитель – генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению.
|
Сопоставление сюжетных линий
|
|
Маша Миронова оказывается в беде
|
Пётр Гринёв оказывается в беде
|
Причина – суровые законы народного восстания
|
Причина – законы дворянской государственности
|
Гринёв спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю
|
Маша спасает Гринёва, обращаясь за помощью к императрице.
|
Тематика и проблематика романа, образ Петра Гринева
А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» поднимает несколько основных тем: тему народного бунта и связанную с ней тему служения Отечеству и тему верности и предательства, тему любви, тему взросления человека и становления личности.
Основная идея «Капитанской дочки» заключается в том, что честь и совесть человека – это главная нравственная ценность. Именно она вынесена в эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Проблема нравственного выбора заключается в противопоставлении чести или бесчестия, смелости и трусости, предательства и верности долгу.
Невольный свидетель описываемых событий, который воплощает в себе идею повести – Пётр Гринёв. Он дворянин, оттого связан со своим сословием обетами долга и чести, но это не мешает ему смотреть на мир «чистым» взглядом. Это честный и искренний человек, старающийся полно и правдиво передать все, что увидел и услышал, отвергая всё, что знает понаслышке. Этот герой необходим автору, так как является рупором пушкинских идей.
В повести показано взросление Петра Гринёва, закалка его нравственных качеств, что особенно ярко проявляется именно во время бунта. Несколько раз предстоит герою выбирать между честью и бесчестьем, что сопоставимо с выбором между жизнью и смертью. Гринёв понимает честь как сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое понимание герой наследует от своего отца. Все испытания Пётр проходит с честью, сохраняя достоинство.
Контрольные вопросы
- Первая глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Как провожали Петрушу родители на службу, и какими словами напутствовал его отец?
- Как в главе «Вожатый» характеризует Гринева разговор с Савельичем, каков характер Савельича?
- Как отблагодарил Гринев Вожатого в главе «Вожатый»?
- Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»? Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
- Как вел себя Гринев в главе «Приступ»? Почему он отказался принять присягу?
- Перечитайте 10, 11 и 12 главы. Как ведет себя Гринев? Как он держится в пугачевском стане?
- По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?
- Как сложилась дальнейшая судьба героев?