Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения

Русская литература XIX века

17.01.2025
2578
0

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Хлестаковщина. Смысл финала произведения

План урока

  • Хлестаков и хлестаковщина
  • Смысл финала комедии

Цели урока

  • Знать особенности образа Хлестакова, что такое «хлестаковщина»
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

  • Кто является главным героем комедии «Ревизор»?
  • Есть ли в комедии персонаж, которого можно назвать положительным героем? Почему?

Хлестаков и хлестаковщина

Образ Хлестакова центральный в комедии «Ревизор». Хлестаков ярко и полно выразил суть эпохи, в которой отсутствует человеческая логика, в которой о человеке судят по его общественному положению. Появление героя неслучайно, но он не движет сюжет, а лишь плывет по течению.

 

Рис. 1. П.М. Боклевский. Хлестаков. 1858

Хлестаков Иван Александрович – «...молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. <...> Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. <...> Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде». Он легко находит и описывает чужие недостатки, но не способен также здраво оценить себя. Он легко вживается в чужую роль, не осознавая к каким последствиями это может привести. Вместо того, чтобы поспешить с отъездом, Хлестаков ввязывается в двойной роман с женой и дочерью городничего. 

 

В отличие от чиновников, уверенных в том, что они обманывают ревизора, он врет, не преследуя никаких целей. Благодаря своей беззаботности он более смел и масштабен, чем остальные герои комедии. В его «социальном» поведении» аккумулированы потаенные желания чиновников, что и делает его центром сюжета всей комедии.

Талант Н.В. Гоголя выявил такое социальное явление, как «хлестаковщина».


Хлестаковщина – понятие, обозначающее душевную пустоту, себялюбие, приспособленчество.


Это явление опасно тем, что может быть в любом человеке в большей или меньшей степени, может скрываться за более или менее привлекательной маской. Это явление многолико: это и манерность, и умение пускать пыль в глаза, и инфантильность, и простодушный эгоизм… Оно исключительно живуче и передается «по наследству» из поколения в поколение, из века в век.

 

Вот как отзывались об этом явлении писатели:

  • Д.С. Мережковский: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, – вот-вот вспорхнёт и улетит…»
  • В.В. Набоков: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покровителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай».

Смысл финала комедии 

Завершает комедию «немая сцена», которая считается гениальной выдумкой Н.В. Гоголя. Внимание в комедии сосредоточено на эффекте потрясения всех персонажей, благодаря чему финал комедии заключает в себе множественность смыслов, вплоть до высшего значения – Божественного суда.

 

Н.В. Гоголь – моралист, отчего и утверждает в финале мысль о неотвратимости суда. Здесь заключена идея «закона», от которой всё «побледнело и потряслось» из-за неотвратимого возмездия. Этот суд, как считал писатель, должен свершиться по именному повелению, то есть по воле самого царя.

Рис. 2. Последняя сцена «Ревизора» (с рисунка Н.В. Гоголя)

Интересную точку зрения высказал Ю. Манн, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха.

 

Веру Н.В. Гоголя в торжество справедливости, в нравственный эффект своей пьесы можно оценить как разновидность социально-нравственной утопии, порожденной его просветительскими иллюзиями. Но если бы не было этих иллюзий, не было бы и «Ревизора». В нем на первом плане оказались комическое и смех, но за этим стоит вера в наказуемость зла, а само наказание осуществляется во имя освобождения людей от призрачной власти чина, от «скотского», во имя их духовного просветления. «Увидевши свои недостатки и погрешности, человек уже вдруг становится выше самого себя, – подчеркнул писатель. – Нет зла, которого бы нельзя было исправить, но нужно увидеть, в чем именно состоит зло». Приезд ревизора – вовсе не «дежурное» мероприятие. Ревизор важен не как конкретный персонаж, а как символ: это рука самодержца, справедливого и беспощадного к беззакониям, дотянувшаяся до уездного захолустья.

 


Контрольные вопросы 

 

  1. Против чего направлена комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»?
  2. Что такое «хлестаковщина»?
  3. Какой смысл в «немой сцене»?


 

Предыдущий урок
Л.Н. Толстой. «После бала»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Гринев и Швабрин. Маша Миронова
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Европа в годы Французской революции

    История

  • Погрешность и точность приближения

    Алгебра

  • Трапеция. Прямоугольная трапеция. Равнобедренная трапеция и её свойства

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке