Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. «После бала»

Русская литература XIX века

Л.Н. Толстой. «После бала»

План урока

  • История создания
  • Проблематика
  • Идея
  • Характер конфликта
  • Сюжет и композиция
  • Художественное своеобразие

Цели урока

  • Знать содержание и особенности рассказа «После бала»
  • Уметь определять тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Какие факты биографии Толстого вам известны?
  • Какие из его произведений вы уже прочитали?

История создания

 

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основу сюжета легла реальная история, о которой Л.Н. Толстой узнал, будучи студентом. Его брат Сергей Николаевич влюбился в дочь воинского начальника Л.П. Корейша. Однако увиденное жестокое наказание, которым командовал отец возлюбленной, привёл к сильному потрясению брата писателя, что свело чувства к девушке на нет. Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

 

Л.Н. Толстого волновала проблема гуманизма: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

 

Проблематика

Рис. 1. В. Келерман. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «После бала» Рис. 1. В. Келерман. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Л.Н. Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из страшных сторон жизни николаевской России – положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, бесправие солдат, бесчеловечные наказания. Основная проблема в рассказе связана с нравственными вопросами: что формирует человека – общественные условия или случай. 

 

Идея рассказа раскрывается благодаря системе персонажей и композиционной структуре. Основные герои – Иван Васильевич и полковник, отец Вари, в которую был влюблен рассказчик. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность. В образе полковника Л.Н. Толстой разоблачает объективные социальные условия, которые искажают натуру человека.

Внутренне главный герой эволюционирует, меняется его ощущение мира. Он отличается от общества сознанием ответственности за собственную жизнь. Иван Васильевич резко меняет свою жизнь после увиденной несправедливости., он посвящает себя помощи другим.

 

Рассказ построен на контрастах, события и персонажи выстроены по принципу антитезы: великолепие бала и экзекуция на плацу, прелестная, нежная Варенька и изуродованный пыткой татарин, любящий отец на балу и жестокий полковник во время наказания. Судьба скромного и непритязательного порядочного человека отражает освобождение дворянина от узкой сословной нравственности, где царствует бесчеловечности по отношению к низшим.

 

Характер конфликта

 

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой – в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле –  вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

 

Сюжет и композиция

 

Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.

Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.

Весь рассказ – это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.

«После бала» построен как  «рассказ в рассказе» : начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек  – Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого – Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. 

 

Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Художественное своеобразие

Рис. 2. В. Келерман. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «После бала» Рис. 2. В. Келерман. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Л.Н. Толстой – художник, который всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». Контраст становится объединяющим началом в рассказе «После бала».

 

Контраст используется писателем при выборе языковых средств: при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется  цветопись ). О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. ... это была ... жесткая, нехорошая музыка».


Контрольные вопросы 

 

  1. Какая основная тема рассказа «После бала»?
  2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?


 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Гринев и Швабрин. Маша Миронова
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Лирика
Русская литература XIX века
  • Наука в современном обществе

    Обществознание

  • Этнический состав населения. Этническая мозаика России. Религии народов России

    География

  • Степень с целым показателем и её свойства

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке