Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Гринев и Швабрин. Маша Миронова

Русская литература XIX века

19.01.2025
2331
0

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Маша Миронова. Гринев и Швабрин

План урока

  • Маша Миронова
  • Гринев и Швабрин

Цели урока

  • Знать систему персонажей произведения
  • Уметь составлять характеристику персонажа

Разминка

  • Какие персонажи «Капитанской дочки» вам понравились, а какие нет? Почему?
  • Почему эпиграфом к повести стала пословица «Береги честь смолоду»? Что она означает?

Система персонажей

В произведении соединяются две линии: историческая и частная. Соответственно делятся и персонажи.

 

Частная сюжетная линия:

Пётр Гринёв

Маша Миронова

Капитан Иван Кузмич Миронов и его жена Василиса Егоровна Миронова

Алексей Швабрин

 

Историческая сюжетная линия:

Пугачев

Екатерина II

 

Основные сюжетные линии тоже делятся на историческую и частную. Историческая линия сюжета освещает восстание Пугачева 1773-1775 годов. Частная линия сюжета рассказывает читателю о любви и верности Петра Гринёва и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны.

Маша Миронова

Любовная линия главного героя раскрывает его взаимоотношения с дочерью капитана Белогорской крепости. Маша Миронова становится наравне с Петром главной героиней повести. Её портрет дан очень детально: «…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…». Она обладает «ангельским» голосом и добрым сердцем.

 

Семья Мироновых – простые, добросердечные люди. Эти качества впитала в себя дочь от родителей. Маша отличается благоразумием и чувствительностью. Всё это привлекает в её образе, но одновременно с этим делает героиню жертвой нечестивого Швабрина. Но Маша не глупа, поэтому фальшь Алексея распознаёт быстро.

 

Она также проходит путь взросления и становления, превращаясь из тихой и пугливой девушки в решительную и стойкую главную героиню, способную принимать непростые выборы и стойко переносить удары судьбы.

 

Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Непростое решение, отправиться с личной просьбой к царице, тяжело даётся героине, так как она впервые берёт на себя большую ответственность. Но именно её качества, честность и искренность, помогли растопить холодное сердце императрицы и получить прощение для возлюбленного. 

 

Одним из тяжёлых испытаний, выпавших на долю Маши, стала трагическая гибель её родителей. Капитан Иван Кузмич Миронов добрый и гостеприимный человек. Под стать ему и Василиса Егоровна, его жена, которая легко управляется не только с домашним хозяйством, но и с управлением все Белогорской крепостью. Родители Маши Мироновой становятся жертвами в нечеловеческом бунте: их казнят по приказу Пугачева. Но А.С. Пушкин спасает Машу, подарив тем самым ей и Петру простое человеческое счастье, так как они поступают так, как их родители – в согласии с честью.

Гринев и Швабрин

Противопоставление Гринёва и Швабрина раскрывает читателю тему чести и бесчестия повести. Образы этих персонажей обладает характерной общностью, но вместе с тем и контрастностью. Оба они дворяне, примерно одного возраста, обладают одинаковым уровнем образования. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба».

 

Но герои не становятся друзьями. Их разное отношение с Машей Мироновой говорит о контрастности образов, она же становится объектом их неприязни друг к другу. Открытый и честный Гринёв остаётся верным себе и нравственным принципам до конца. Алексей Швабрин после первого же испытания совершает нравственное падение. Стремительное развитие сюжета делает очевидным то, что Швабрин – человек подлый и бесчестный, безнравственный и трусливый. Он примыкает к войску Пугачёва только из корыстных побуждений. Полного падения герой достигает в ситуации шантажа Маши Мироновой пытаясь вынудить её выйти за него замуж. Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака». Его позиция совпадает с авторской, что заключено в эпиграфе ко всему произведению.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему образ Маши Мироновой привлекал А.С. Пушкина?
  2. Какой приём положен в основу создания образов Гринёва и Швабрина?
  3. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  4. Как проявила себя Маша Миронова в сложной жизненной ситуации?


 

 

Предыдущий урок
А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Особенности композиции. Тематика и проблематика произведения. Образ Петра Гринева
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов

    Биология

  • Характеристика элемента по его положению в периодической системе

    Химия

  • Общество как форма жизнедеятельности людей

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке