Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Гринев и Швабрин. Маша Миронова

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система персонажей. Характеристика героев. Маша Миронова. Гринев и Швабрин

План урока

  • Маша Миронова
  • Гринев и Швабрин

Цели урока

  • Знать систему персонажей произведения
  • Уметь составлять характеристику персонажа

Разминка

  • Какие персонажи «Капитанской дочки» вам понравились, а какие нет? Почему?
  • Почему эпиграфом к повести стала пословица «Береги честь смолоду»? Что она означает?

 

Система персонажей

 

В произведении соединяются две линии: историческая и частная. Соответственно делятся и персонажи.

 

Частная сюжетная линия:

Пётр Гринёв

Маша Миронова

Капитан Иван Кузмич Миронов и его жена Василиса Егоровна Миронова

Алексей Швабрин

 

Историческая сюжетная линия:

Пугачев

Екатерина II

 

Основные сюжетные линии тоже делятся на историческую и частную. Историческая линия сюжета освещает восстание Пугачева 1773-1775 годов. Частная линия сюжета рассказывает читателю о любви и верности Петра Гринёва и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны.

 

Маша Миронова

 

Любовная линия главного героя раскрывает его взаимоотношения с дочерью капитана Белогорской крепости. Маша Миронова становится наравне с Петром главной героиней повести. Её портрет дан очень детально: «…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…». Она обладает «ангельским» голосом и добрым сердцем.

 

Семья Мироновых – простые, добросердечные люди. Эти качества впитала в себя дочь от родителей. Маша отличается благоразумием и чувствительностью. Всё это привлекает в её образе, но одновременно с этим делает героиню жертвой нечестивого Швабрина. Но Маша не глупа, поэтому фальшь Алексея распознаёт быстро.

 

Она также проходит путь взросления и становления, превращаясь из тихой и пугливой девушки в решительную и стойкую главную героиню, способную принимать непростые выборы и стойко переносить удары судьбы.

 

Рис. 1. А.Ф. Преснова. Маша Миронова. 1999 Рис. 1. А.Ф. Преснова. Маша Миронова. 1999

Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Непростое решение, отправиться с личной просьбой к царице, тяжело даётся героине, так как она впервые берёт на себя большую ответственность. Но именно её качества, честность и искренность, помогли растопить холодное сердце императрицы и получить прощение для возлюбленного. 

 

Одним из тяжёлых испытаний, выпавших на долю Маши, стала трагическая гибель её родителей. Капитан Иван Кузмич Миронов добрый и гостеприимный человек. Под стать ему и Василиса Егоровна, его жена, которая легко управляется не только с домашним хозяйством, но и с управлением все Белогорской крепостью. Родители Маши Мироновой становятся жертвами в нечеловеческом бунте: их казнят по приказу Пугачева. Но А.С. Пушкин спасает Машу, подарив тем самым ей и Петру простое человеческое счастье, так как они поступают так, как их родители – в согласии с честью.

Гринев и Швабрин

Рис. 2. С.В. Герасимов. Пётр Гринёв и Швабрин. 1952 Рис. 2. С.В. Герасимов. Пётр Гринёв и Швабрин. 1952

Противопоставление Гринёва и Швабрина раскрывает читателю тему чести и бесчестия повести. Образы этих персонажей обладает характерной общностью, но вместе с тем и контрастностью. Оба они дворяне, примерно одного возраста, обладают одинаковым уровнем образования. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба».

Но герои не становятся друзьями. Их разное отношение с Машей Мироновой говорит о контрастности образов, она же становится объектом их неприязни друг к другу. Открытый и честный Гринёв остаётся верным себе и нравственным принципам до конца. Алексей Швабрин после первого же испытания совершает нравственное падение. Стремительное развитие сюжета делает очевидным то, что Швабрин – человек подлый и бесчестный, безнравственный и трусливый. Он примыкает к войску Пугачёва только из корыстных побуждений. Полного падения герой достигает в ситуации шантажа Маши Мироновой пытаясь вынудить её выйти за него замуж. Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака». Его позиция совпадает с авторской, что заключено в эпиграфе ко всему произведению.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему образ Маши Мироновой привлекал А.С. Пушкина?
  2. Какой приём положен в основу создания образов Гринёва и Швабрина?
  3. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  4. Как проявила себя Маша Миронова в сложной жизненной ситуации?


 

 

Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания. Образ героя. «От автора». «На привале». «Переправа»
Великая Отечественная война
  • Решение неравенств с одной переменной

    Алгебра

  • Производство- основа экономики

    Обществознание

  • Вводные слова и вставные конструкции

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке