Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

Русская литература XIX века

18.01.2025
1676
0

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

План урока

  • Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
  • «История одного города»

Цели урока

  • Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, проблематику «Истории одного города»
  • Уметь анализировать сатирическое произведение

Разминка

  • Что вам известно о детстве писателя?
  • Какие произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина вы читали?

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

Рис. 1. И.Н. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879

Михаил Евграфович Салтыков происходил из старинного дворянского рода. Уже в детстве он увидел все ужасы крепостного права. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

 

Он окончил Царскосельский лицей и впоследствии занимал крупные и важные должности в русском государстве. Он изнутри увидел, как действует государственная чиновничье-бюрократическая машина, как зачастую несправедливы суды, как корыстолюбивы чиновники. Главной бедой России писатель считал крепостное право. Оно держится на рабской покорности народа и корыстолюбии правящих слоев, которые создали систему бесконтрольного обмана народа. Во-первых, чиновники не опасались ответственности за свои поступки, поскольку царила круговая порука, во-вторых, в основе большинства действий чиновников, министров и правителей лежал личный произвол, а не интересы страны. 

Чтобы высветить все недостатки русского общества и его системы управления, Салтыков берет псевдоним – Щедрин – и создает сатирические произведения, высмеивающие произвол чиновников всех мастей. 

«История одного города» 

История создания

Свой роман «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин писал в течение 1869–1870 годов. Отдельным изданием книга вышла в 1870 году.

 

И.С. Тургенев о романе: «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества».

 

М. Горький о романе: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история, и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

 

Первоначальное название романа – «Глуповский летописец».

Литературное направление и жанр

«История одного города» относится к реалистическому направлению. Критики определили жанр произведения как сатирический роман-обозрение.


Сатира – это резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.


Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск при описании жителей и градоначальников Глупова.


Писатель выдал произведение за найденные в архиве тетради летописца. В основе интереса к прошлому России лежат практические и злободневные вопросы современности – вопросы социального и политического переустройства страны.

 

В главе «От издателя» автор сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полеты градоначальника по воздуху, обращенные назад ступни градоначальника). Он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.

 

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых...

 

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

 

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

 

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» – в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

 

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Сюжет и композиция

Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором, например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами, что соответствовало логике древнерусской летописи, начинающейся с мифологии. Оправдательные документы (сочинения трех градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя.

 

Роман состоит из 16 глав, у которых авторы разные. Первая и последняя главы написаны издателем М.Е. Салтыковым-Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».

 

Автор сатирически изобразил современное политическое устройство России в рамках классического линейного повествования, то есть события выстроены в хронологической последовательности.

 

Писатель ставит своей целью высмеять зло, чтобы утвердить добро. Его роман утверждает, что такое существование для Росси не видится возможным: это приведёт или к гибели, или к перелому, который уничтожит всё.

Народ и власть как объект сатиры

Объектом сатиры в главе являются русское «головотяпство»: низкая самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление, добровольное согласие на рабское существование, бесправие, смирение.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически изображает чиновников и градоначальников России XIX века. Писатель увидел, что в государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких делопроизводителей заложен один и тот же порядок: они не опасались ответственности и совершали преступления, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз.

Художественное своеобразие

Салтыков-Щедрин мастерски меняет речь разных повествователей в романе. Издатель оговаривает, что исправил только «тяжелый и устарелый слог» Летописца. В обращении к читателю последнего архивариуса летописца, чей труд был издан через 45 лет после написания, встречаются устаревшие слова высокого стиля: ежели, сей, таковой. Но издатель якобы не исправлял именно это обращение к читателям.

 

Все обращение последнего летописца написано в лучших традициях ораторского искусства античности, содержит серию риторических вопросов, изобилует метафорами и сравнениями, в основном из древнего мира. В конце вступления летописец, следуя библейской традиции, широко распространенной на Руси, уничижает себя, называя «скудельным сосудом», а Глупов сравнивает с Римом, причем от сравнения Глупов выигрывает.

 

Аллегоричность текста – его основное свойство. Именно в подтексте прочитывается истинный замысел Салтыкова-Щедрина. Аллегорией пронизаны все пласты повествования. Основной прием создания художественного образа – это гротеск. Гротескные образы яркие и запоминающиеся (фаршированная голова или голова-органчик, обросшие шерстью глуповцы).

 

Салтыков-Щедрин не только широко использует фольклор (народные песни, пословицы и поговорки), но и создает подражания фольклорным жанрам, причем порой неотличимые от фольклора.  Так рассказ о глупых выходках глуповцев напоминает небылицы или сказки о дураках. Своеобразны пословицы и афоризмы: «Такали мы, такали и протакали», «Несть глупости горшия, яко глупость».


Контрольные вопросы

 

  1. В каком литературном жанре написан роман «История одного города»?
  2. Какие проблемы поднимаются в произведении?


 

 

Предыдущий урок
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания. Жанр. Конфликт. Образы чиновников
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Особенности композиции. Тематика и проблематика произведения. Образ Петра Гринева
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Агрегатные состояния веществ

    Химия

  • Цитаты и их оформление на письме

    Русский язык

  • Кислоты, их классификация и химические свойства

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке