Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

Русская литература XIX века

07.06.2025
1821
0

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

План урока

  • Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
  • «История одного города»

Цели урока

  • Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, проблематику «Истории одного города»
  • Уметь анализировать сатирическое произведение

Разминка

  • Что вам известно о детстве писателя?
  • Какие произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина вы читали?

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

Рис. 1. И.Н. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879 Рис. 1. И.Н. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879

Михаил Евграфович Салтыков происходил из старинного дворянского рода. Уже в детстве он увидел все ужасы крепостного права. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

 

Он окончил Царскосельский лицей и впоследствии занимал крупные и важные должности в русском государстве. Он изнутри увидел, как действует государственная чиновничье-бюрократическая машина, как зачастую несправедливы суды, как корыстолюбивы чиновники. Главной бедой России писатель считал крепостное право. Оно держится на рабской покорности народа и корыстолюбии правящих слоев, которые создали систему бесконтрольного обмана народа. Во-первых, чиновники не опасались ответственности за свои поступки, поскольку царила круговая порука, во-вторых, в основе большинства действий чиновников, министров и правителей лежал личный произвол, а не интересы страны. 

Чтобы высветить все недостатки русского общества и его системы управления, Салтыков берет псевдоним – Щедрин – и создает сатирические произведения, высмеивающие произвол чиновников всех мастей. 

«История одного города» 

История создания

Свой роман «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин писал в течение 1869–1870 годов. Отдельным изданием книга вышла в 1870 году.

 

И.С. Тургенев о романе: «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества».

 

М. Горький о романе: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история, и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

 

Первоначальное название романа – «Глуповский летописец».

Литературное направление и жанр

«История одного города» относится к реалистическому направлению. Критики определили жанр произведения как сатирический роман-обозрение.


Сатира – это резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.


Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск при описании жителей и градоначальников Глупова.


Писатель выдал произведение за найденные в архиве тетради летописца. В основе интереса к прошлому России лежат практические и злободневные вопросы современности – вопросы социального и политического переустройства страны.

 

В главе «От издателя» автор сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полеты градоначальника по воздуху, обращенные назад ступни градоначальника). Он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.

 

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых...

 

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

 

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

 

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» – в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

 

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Сюжет и композиция

Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором, например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами, что соответствовало логике древнерусской летописи, начинающейся с мифологии. Оправдательные документы (сочинения трех градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя.

 

Роман состоит из 16 глав, у которых авторы разные. Первая и последняя главы написаны издателем М.Е. Салтыковым-Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».

 

Автор сатирически изобразил современное политическое устройство России в рамках классического линейного повествования, то есть события выстроены в хронологической последовательности.

 

Писатель ставит своей целью высмеять зло, чтобы утвердить добро. Его роман утверждает, что такое существование для Росси не видится возможным: это приведёт или к гибели, или к перелому, который уничтожит всё.

Народ и власть как объект сатиры

Объектом сатиры в главе являются русское «головотяпство»: низкая самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление, добровольное согласие на рабское существование, бесправие, смирение.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически изображает чиновников и градоначальников России XIX века. Писатель увидел, что в государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких делопроизводителей заложен один и тот же порядок: они не опасались ответственности и совершали преступления, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз.

Художественное своеобразие

Салтыков-Щедрин мастерски меняет речь разных повествователей в романе. Издатель оговаривает, что исправил только «тяжелый и устарелый слог» Летописца. В обращении к читателю последнего архивариуса летописца, чей труд был издан через 45 лет после написания, встречаются устаревшие слова высокого стиля: ежели, сей, таковой. Но издатель якобы не исправлял именно это обращение к читателям.

 

Все обращение последнего летописца написано в лучших традициях ораторского искусства античности, содержит серию риторических вопросов, изобилует метафорами и сравнениями, в основном из древнего мира. В конце вступления летописец, следуя библейской традиции, широко распространенной на Руси, уничижает себя, называя «скудельным сосудом», а Глупов сравнивает с Римом, причем от сравнения Глупов выигрывает.

 

Аллегоричность текста – его основное свойство. Именно в подтексте прочитывается истинный замысел Салтыкова-Щедрина. Аллегорией пронизаны все пласты повествования. Основной прием создания художественного образа – это гротеск. Гротескные образы яркие и запоминающиеся (фаршированная голова или голова-органчик, обросшие шерстью глуповцы).

 

Салтыков-Щедрин не только широко использует фольклор (народные песни, пословицы и поговорки), но и создает подражания фольклорным жанрам, причем порой неотличимые от фольклора.  Так рассказ о глупых выходках глуповцев напоминает небылицы или сказки о дураках. Своеобразны пословицы и афоризмы: «Такали мы, такали и протакали», «Несть глупости горшия, яко глупость».


Контрольные вопросы

 

  1. В каком литературном жанре написан роман «История одного города»?
  2. Какие проблемы поднимаются в произведении?


 

 

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)

План урока

  • Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине
  • «История одного города»

Цели урока

  • Знать биографию М.Е. Салтыкова-Щедрина, проблематику «Истории одного города»
  • Уметь анализировать сатирическое произведение

Разминка

  • Что вам известно о детстве писателя?
  • Какие произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина вы читали?

Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889)

Рис. 1. И.Н. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879 Рис. 1. И.Н. Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879

Михаил Евграфович Салтыков происходил из старинного дворянского рода. Уже в детстве он увидел все ужасы крепостного права. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

 

Он окончил Царскосельский лицей и впоследствии занимал крупные и важные должности в русском государстве. Он изнутри увидел, как действует государственная чиновничье-бюрократическая машина, как зачастую несправедливы суды, как корыстолюбивы чиновники. Главной бедой России писатель считал крепостное право. Оно держится на рабской покорности народа и корыстолюбии правящих слоев, которые создали систему бесконтрольного обмана народа. Во-первых, чиновники не опасались ответственности за свои поступки, поскольку царила круговая порука, во-вторых, в основе большинства действий чиновников, министров и правителей лежал личный произвол, а не интересы страны. 

Чтобы высветить все недостатки русского общества и его системы управления, Салтыков берет псевдоним – Щедрин – и создает сатирические произведения, высмеивающие произвол чиновников всех мастей. 

«История одного города» 

История создания

Свой роман «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин писал в течение 1869–1870 годов. Отдельным изданием книга вышла в 1870 году.

 

И.С. Тургенев о романе: «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества».

 

М. Горький о романе: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история, и вообще невозможно понять историю России во второй половине ХIХ века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

 

Первоначальное название романа – «Глуповский летописец».

Литературное направление и жанр

«История одного города» относится к реалистическому направлению. Критики определили жанр произведения как сатирический роман-обозрение.


Сатира – это резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.


Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

М.Е. Салтыков-Щедрин использует гротеск при описании жителей и градоначальников Глупова.


Писатель выдал произведение за найденные в архиве тетради летописца. В основе интереса к прошлому России лежат практические и злободневные вопросы современности – вопросы социального и политического переустройства страны.

 

В главе «От издателя» автор сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полеты градоначальника по воздуху, обращенные назад ступни градоначальника). Он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения». Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.

 

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых...

 

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

 

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

 

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства. Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» – в пенсии (то есть в государственной выгоде). Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

 

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Сюжет и композиция

Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором, например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами, что соответствовало логике древнерусской летописи, начинающейся с мифологии. Оправдательные документы (сочинения трех градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя.

 

Роман состоит из 16 глав, у которых авторы разные. Первая и последняя главы написаны издателем М.Е. Салтыковым-Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».

 

Автор сатирически изобразил современное политическое устройство России в рамках классического линейного повествования, то есть события выстроены в хронологической последовательности.

 

Писатель ставит своей целью высмеять зло, чтобы утвердить добро. Его роман утверждает, что такое существование для Росси не видится возможным: это приведёт или к гибели, или к перелому, который уничтожит всё.

Народ и власть как объект сатиры

Объектом сатиры в главе являются русское «головотяпство»: низкая самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление, добровольное согласие на рабское существование, бесправие, смирение.

 

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически изображает чиновников и градоначальников России XIX века. Писатель увидел, что в государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких делопроизводителей заложен один и тот же порядок: они не опасались ответственности и совершали преступления, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз.

Художественное своеобразие

Салтыков-Щедрин мастерски меняет речь разных повествователей в романе. Издатель оговаривает, что исправил только «тяжелый и устарелый слог» Летописца. В обращении к читателю последнего архивариуса летописца, чей труд был издан через 45 лет после написания, встречаются устаревшие слова высокого стиля: ежели, сей, таковой. Но издатель якобы не исправлял именно это обращение к читателям.

 

Все обращение последнего летописца написано в лучших традициях ораторского искусства античности, содержит серию риторических вопросов, изобилует метафорами и сравнениями, в основном из древнего мира. В конце вступления летописец, следуя библейской традиции, широко распространенной на Руси, уничижает себя, называя «скудельным сосудом», а Глупов сравнивает с Римом, причем от сравнения Глупов выигрывает.

 

Аллегоричность текста – его основное свойство. Именно в подтексте прочитывается истинный замысел Салтыкова-Щедрина. Аллегорией пронизаны все пласты повествования. Основной прием создания художественного образа – это гротеск. Гротескные образы яркие и запоминающиеся (фаршированная голова или голова-органчик, обросшие шерстью глуповцы).

 

Салтыков-Щедрин не только широко использует фольклор (народные песни, пословицы и поговорки), но и создает подражания фольклорным жанрам, причем порой неотличимые от фольклора.  Так рассказ о глупых выходках глуповцев напоминает небылицы или сказки о дураках. Своеобразны пословицы и афоризмы: «Такали мы, такали и протакали», «Несть глупости горшия, яко глупость».


Контрольные вопросы

 

  1. В каком литературном жанре написан роман «История одного города»?
  2. Какие проблемы поднимаются в произведении?


 

 

Предыдущий урок
Н.В. Гоголь. «Шинель»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.С. Лесков. «Старый гений»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Литературное чтение

  • Имя существительное и его роль в речи, значение

    Русский язык

  • Прибавление и вычитание числа 2

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке