Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II

Русская литература XIX века

18.01.2025
2349
4

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II

План урока

  • Изображение крестьянской войны
  • Образ Пугачева
  • Образ Екатерины II

Цели урока

  • Знать особенности изображения крестьянской войны, образов Пугачева и Екатерины II
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

  • Каким предстает Пугачев в «Капитанской дочке»? Почему он пощадил Гринева?
  • Как Маше Мироновой удалось спасти возлюбленного от тюрьмы?

Изображение крестьянской войны

Крестьянская война 1773–1775 годов произошла во время правления Екатерины II. Причины восстания:

  • гнет крепостного права;
  • репрессивная политика Российской империи в отношении национальных окраин;
  • смена правителя;
  • надежда на перемены.

В главе, которая в окончательную версию повести А.С. Пушкина не включена, но она сохранилась в черновиках, дана следующая оценка событиям 1773–1775 годов: «Мы проходили через селения, разорённые Пугачёвым, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками. Они не знали, кому повиноваться. Правление было повсюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым, самовластно наказывали виноватых и безвинных. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

 

А.С. Пушкин изображает картину крестьянского восстания, показывает его на широком национальном и социальном фоне. По этой причине сложным и противоречивым характером обладает Емельян Пугачев. Перед читателями вор и разбойник с одной стороны, но справедливый и благородный человек с другой стороны.

 

В повести А.С. Пушкин изображает историческое прошлое русского народа. Народ – активный участник изображаемых событий. Русский бунт закономерен и подобен метели, которая изображается в начале произведения.

 

Однако поэт не идеализирует крестьянское восстание, так как описываемые события привели к разбою и страданиям тысячи людей, для бунтовщиков нет хороших дворян. Таким образом, поэт объективно изображает пугачевское восстание.

Образ Пугачева 

Рис. 1. С.В. Герасимов. Гринев у Пугачева в Бердской слободе. 1952

Центральный персонаж повести – вождь антидворянского восстания, Емельян Пугачев. Литературный герой является двойником реального Пугачева. В повести перед читателем предстаёт противоречивый герой: он то злобен, то великодушен, то мудр, то заносчив… А.С. Пушкин соотносит героя с образом Екатерины II и с образом Петра Гринёва. Пугачев неотделим от стихии: ведёт толпу, но одновременно ведом ей.

 

В центре произведения – проблемы человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. По этой причине Пугачев изображен глазами просто человека. Это яркий народный тип, в основе которого лежит русский фольклор. Это проявляется в его образе мысли, складе речи. Фольклорная традиция поднимает образ на трагическую высоту.

Образ Екатерины II

Рис. 2. А.З. Иткина. «Капитанская дочка». 1970-е

Екатерина II – императрица Всероссийская с 1762 года по 1796 год. Она появляется в финальных главах произведения. Её образ противопоставляется с образом Емельяна Пугачева. Противопоставление Екатерины Великой и Емельяна Пугачева прослеживается на протяжении всего произведения. Народный суд Пугачева построен на чувстве справедливости, помощь Екатерины – на произволе самодержавия. Пугачев помогает Гриневу спасти Машу, Екатерина помогает Маше спасти Гринева. Противоречие эти двух персон прослеживается на протяжении всего романа. Дворяне, которые присоединялись к Пугачеву, наносили урон дворянскому классу – фундаменту ее короны. Императрица Екатерина II в повести «Капитанская дочка» изображена женщиной прозорливой и рассудительной. Узнав версию Марьи Ивановны, государыня изменила свое мнение о роли Гринева. Она благоприятно влияет на исход дела и обещает Мироновой устроить их будущее. В повести пугачевщина была впервые верно изложена, как явление борьбы с классовым неравенством. Возможность соглашения борющихся сторон исключалась, ибо «выгоды их, – по словам Александра Сергеевича, – были слишком противоречивы».

А.С. Пушкин создавал образ на основе исторических документов, но идеализирует Екатерину, приближая её к легенде. Её образ также не даётся односторонне, как и образы Пугачева, Гринёва, Маши.

 

Исторические события в «Капитанской дочке» призваны подчеркнуть человеческие качества героев. Это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Образ Пугачева соотнесен с образом Гринева. При помощи этих двух персонажей А.С. Пушкин решает важнейшую задачу: как примирить противоречия, существующие в обществе, на какой основе это возможно. Оказывается, что почвой для сближения может стать человечность, уважение к другим людям, умение сопереживать чужим бедам.


Контрольные вопросы

 

  1. Какое историческое событие описано А.С. Пушкиным?
  2. Какие реальные исторические личности представлены в произведении?
  3. Что общего и что различного между Пугачевым и Екатериной II?


 

 

Предыдущий урок
Н.В. Гоголь. «Шинель»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. Лирика
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Особенности композиции. Тематика и проблематика произведения. Образ Петра Гринева

    Литература

  • Сложение и умножение числовых неравенств

    Алгебра

  • Неполные квадратные уравнения

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке