Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II

План урока

  • Изображение крестьянской войны
  • Образ Пугачева
  • Образ Екатерины II

Цели урока

  • Знать особенности изображения крестьянской войны, образов Пугачева и Екатерины II
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

  • Каким предстает Пугачев в «Капитанской дочке»? Почему он пощадил Гринева?
  • Как Маше Мироновой удалось спасти возлюбленного от тюрьмы?

 

Изображение крестьянской войны

 

Крестьянская война 1773–1775 годов произошла во время правления Екатерины II. Причины восстания:

  • гнет крепостного права;
  • репрессивная политика Российской империи в отношении национальных окраин;
  • смена правителя;
  • надежда на перемены.

В главе, которая в окончательную версию повести А.С. Пушкина не включена, но она сохранилась в черновиках, дана следующая оценка событиям 1773–1775 годов: «Мы проходили через селения, разорённые Пугачёвым, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками. Они не знали, кому повиноваться. Правление было повсюду прекращено. Помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачёвым, самовластно наказывали виноватых и безвинных. Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Рис. 1. В.В. Маторин. Казнь Пугачева. 2000 Рис. 1. В.В. Маторин. Казнь Пугачева. 2000

А.С. Пушкин изображает картину крестьянского восстания, показывает его на широком национальном и социальном фоне. По этой причине сложным и противоречивым характером обладает Емельян Пугачев. Перед читателями вор и разбойник с одной стороны, но справедливый и благородный человек с другой стороны.

 

В повести А.С. Пушкин изображает историческое прошлое русского народа. Народ – активный участник изображаемых событий. Русский бунт закономерен и подобен метели, которая изображается в начале произведения.

 

Однако поэт не идеализирует крестьянское восстание, так как описываемые события привели к разбою и страданиям тысячи людей, для бунтовщиков нет хороших дворян. Таким образом, поэт объективно изображает пугачевское восстание.

Образ Пугачева 

Рис. 2. С.В. Герасимов. Гринев у Пугачева в Бердской слободе. 1952 Рис. 2. С.В. Герасимов. Гринев у Пугачева в Бердской слободе. 1952

Центральный персонаж повести – вождь антидворянского восстания, Емельян Пугачев. Литературный герой является двойником реального Пугачева. В повести перед читателем предстаёт противоречивый герой: он то злобен, то великодушен, то мудр, то заносчив… А.С. Пушкин соотносит героя с образом Екатерины II и с образом Петра Гринёва. Пугачев неотделим от стихии: ведёт толпу, но одновременно ведом ей.

 

В центре произведения – проблемы человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. По этой причине Пугачев изображен глазами просто человека. Это яркий народный тип, в основе которого лежит русский фольклор. Это проявляется в его образе мысли, складе речи. Фольклорная традиция поднимает образ на трагическую высоту.

Образ Екатерины II

Рис. 3. А.З. Иткина. «Капитанская дочка». 1970-е Рис. 3. А.З. Иткина. «Капитанская дочка». 1970-е

Екатерина II – императрица Всероссийская с 1762 года по 1796 год. Она появляется в финальных главах произведения. Её образ противопоставляется с образом Емельяна Пугачева. Противопоставление Екатерины Великой и Емельяна Пугачева прослеживается на протяжении всего произведения. Народный суд Пугачева построен на чувстве справедливости, помощь Екатерины – на произволе самодержавия. Пугачев помогает Гриневу спасти Машу, Екатерина помогает Маше спасти Гринева. Противоречие эти двух персон прослеживается на протяжении всего романа. Дворяне, которые присоединялись к Пугачеву, наносили урон дворянскому классу – фундаменту ее короны. Императрица Екатерина II в повести «Капитанская дочка» изображена женщиной прозорливой и рассудительной. Узнав версию Марьи Ивановны, государыня изменила свое мнение о роли Гринева. Она благоприятно влияет на исход дела и обещает Мироновой устроить их будущее. В повести пугачевщина была впервые верно изложена, как явление борьбы с классовым неравенством. Возможность соглашения борющихся сторон исключалась, ибо «выгоды их, – по словам Александра Сергеевича, – были слишком противоречивы».

А.С. Пушкин создавал образ на основе исторических документов, но идеализирует Екатерину, приближая её к легенде. Её образ также не даётся односторонне, как и образы Пугачева, Гринёва, Маши.

 

Исторические события в «Капитанской дочке» призваны подчеркнуть человеческие качества героев. Это относится не только к главным, но и к второстепенным персонажам. Образ Пугачева соотнесен с образом Гринева. При помощи этих двух персонажей А.С. Пушкин решает важнейшую задачу: как примирить противоречия, существующие в обществе, на какой основе это возможно. Оказывается, что почвой для сближения может стать человечность, уважение к другим людям, умение сопереживать чужим бедам.


Контрольные вопросы

 

  1. Какое историческое событие описано А.С. Пушкиным?
  2. Какие реальные исторические личности представлены в произведении?
  3. Что общего и что различного между Пугачевым и Екатериной II?


 

 

Предыдущий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»
Великая Отечественная война
  • Агрегатные состояния веществ

    Химия

  • A letter of application and CV. Резюме

    Английский язык

  • Параллелограмм. Признаки параллелограмма. Теорема Фалеса

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Карина Кириллина 1 month, 30 days, 7 hours, 26 minutes назад