Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. Лирика

Русская литература XIX века

18.04.2024
1426
0

А.С. Пушкин. Лирика

 

План урока

  • «19 октября 1825 года»
  • «Туча»
  • «К***»

Цели урока

  • Знать особенности стихотворений А.С. Пушкина разных периодов творчества, роль эпитетов в создании художественного образа
  • Уметь анализировать стихотворения, находить эпитеты

Разминка

  • Какие стихотворения А.С. Пушкина вам известны? О чем они?
  • На какие темы чаще всего, по вашему мнению, пишет свои стихи великий поэт?


План анализа стихотворения:

 

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому или чему автор его посвятил.

3. Жанр стихотворения.

4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.

5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.

6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.

7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.

9. Мое восприятие стихотворения.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.


«19 октября 1825 года» 

Все стихотворения «19 октября» разных лет – обращения к лицейским друзьям. Первое – «19 октября 1825 года». В нем А.С. Пушкин славит дружеский союз, который помогает ему противостоять невзгодам. 

 

Поэт воспевает наслаждение радостями жизни, творчеством, общением с друзьями. Оптимистичен настрой поэта: он предчувствует конец ссылки и свободу, которая уже стоит на пороге:

 

Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!

 

Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей в жизни человека. Поэт выражает разнообразные настроения в тексте.

 

А.С. Пушкина и его товарищей объединяло не только то, что они учились вместе, находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями. Годы, проведенные А.С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

«Туча» (1835) 

Это стихотворение сочетает в себе зарисовку природы и отклик на десятилетие, прошедшее со времени восстания декабристов.

 

Когда-то туча была значимой фигурой, она повелевала небом. Но времена изменились, и туча превратилась в одинокое пятно на ясном и чистом небе. Теперь никто уже не помнит ее прежнего величия.

 

Как состояние природы постоянно меняется, так и жизнь находится в вечном движении. Прошлое сменяется настоящим, которое многое оставляет позади.

 

Закон обновления жизни действует и в творчестве: тот, кто недавно был кумиром общества и властителем дум, постепенно уступает место другим кумирам, уходит в тень.


  1. Проанализируйте стихотворение «19 октября 1825 года» в соответствии с планом анализа стихотворения.
  2. Какой теме посвящено стихотворение «Туча»?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
  4. Каким размером написано стихотворение?


«К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1852)

Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. В нем описывается сначала мимолетная встреча, потом вынужденное затворничество и жизнь, в которой лирический герой уже не помнил «голос нежный», и, наконец, пробуждение былой любви, восхищение красотой, наслаждение творчеством.

 

Любовь для поэта неразрывно связана с творчеством: именно она пробуждает все творческие силы поэта, раскрывает все его чувства. Жизнь без любви и красоты для поэта невозможна. Именно они являются движущей силой и его творческих порывов.


Зачем поэт использует эпитеты в данном стихотворении?


Контрольные вопросы

 

  1. Каким темам посвящены лирические произведения А.С. Пушкина?
  2. Как вы думаете, почему так много романсов написано на стихи А.С. Пушкина?


 

Предыдущий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.П. Чехов. «О любви»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Атомно-молекулярное учение

    Химия

  • Соли, их классификация и химические свойства

    Химия

  • Строение и работа сердца. Регуляция его работы. Движение крови и лимфы в организме

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке