- «19 октября 1825 года»
- «Туча»
- «К***»
- Знать особенности стихотворений А.С. Пушкина разных периодов творчества, роль эпитетов в создании художественного образа
- Уметь анализировать стихотворения, находить эпитеты
- Какие стихотворения А.С. Пушкина вам известны? О чем они?
- На какие темы чаще всего, по вашему мнению, пишет свои стихи великий поэт?
План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому или чему автор его посвятил.
3. Жанр стихотворения.
4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
9. Мое восприятие стихотворения.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
«19 октября 1825 года»
Все стихотворения «19 октября» разных лет – обращения к лицейским друзьям. Первое – «19 октября 1825 года». В нем А.С. Пушкин славит дружеский союз, который помогает ему противостоять невзгодам.
Поэт воспевает наслаждение радостями жизни, творчеством, общением с друзьями. Оптимистичен настрой поэта: он предчувствует конец ссылки и свободу, которая уже стоит на пороге:
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей в жизни человека. Поэт выражает разнообразные настроения в тексте.
А.С. Пушкина и его товарищей объединяло не только то, что они учились вместе, находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями. Годы, проведенные А.С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.
«Туча» (1835)
Это стихотворение сочетает в себе зарисовку природы и отклик на десятилетие, прошедшее со времени восстания декабристов.
Когда-то туча была значимой фигурой, она повелевала небом. Но времена изменились, и туча превратилась в одинокое пятно на ясном и чистом небе. Теперь никто уже не помнит ее прежнего величия.
Как состояние природы постоянно меняется, так и жизнь находится в вечном движении. Прошлое сменяется настоящим, которое многое оставляет позади.
Закон обновления жизни действует и в творчестве: тот, кто недавно был кумиром общества и властителем дум, постепенно уступает место другим кумирам, уходит в тень.
- Проанализируйте стихотворение «19 октября 1825 года» в соответствии с планом анализа стихотворения.
- Какой теме посвящено стихотворение «Туча»?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
- Каким размером написано стихотворение?
«К***» («Я помню чудное мгновенье...») (1852)
Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. В нем описывается сначала мимолетная встреча, потом вынужденное затворничество и жизнь, в которой лирический герой уже не помнил «голос нежный», и, наконец, пробуждение былой любви, восхищение красотой, наслаждение творчеством.
Любовь для поэта неразрывно связана с творчеством: именно она пробуждает все творческие силы поэта, раскрывает все его чувства. Жизнь без любви и красоты для поэта невозможна. Именно они являются движущей силой и его творческих порывов.
Зачем поэт использует эпитеты в данном стихотворении?
Контрольные вопросы
- Каким темам посвящены лирические произведения А.С. Пушкина?
- Как вы думаете, почему так много романсов написано на стихи А.С. Пушкина?