Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Поэзия о родной природе

Русская литература XIX века

26.07.2024
1803
0

Поэзия о родной природе

План урока

  • А.С. Пушкин «Цветы последние милей…»
  • М.Ю. Лермонтов «Осень»
  • Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
  • А.А. Фет «Первый ландыш»
  • А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

Цели урока

  • Знать стихотворения, посвященные родной природе
  • Уметь анализировать поэтические произведения, находить средства выразительности

Разминка

  • Какие стихотворения, посвященные русской природе, вы знаете?
  • Что привлекало поэтов в русской природе?

XIX век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов, выступала «врачом» души.

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...» 

Цветы последние милей 
Роскошных первенцев полей. 
Они унылые мечтанья 
Живее пробуждают в нас. 
Так иногда разлуки час 
Живее сладкого свиданья. 

 

Стихотворение «Цветы последние милей...» написано 16 октября 1825 года. В нём поэт размышляет о зрелости, переосмысляет жизненные ценности. А.С. Пушкин использует метафору цветов, рассуждая на философскую тему: в зрелом возрасте красота и великолепие жизни ценнее.

 

Композиция стихотворений линейна. Это классическая элегия, наполненная эпитетами, метафорами и сравнениями. Стихотворение написано любимым пушкинским размером – ямбом. Это позволяет воспринимать текст легко.


  1. Какие чувства лирического героя подчеркивают эпитеты в стихотворении?
  2. Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милее?


М.Ю. Лермонтов «Осень»

Листья в поле пожелтели, 
И кружатся, и летят; 
Лишь в бору поникши ели 
Зелень мрачную хранят. 
Под нависшею скалою 
Уж не любит меж цветов 
Пахарь отдыхать порою 
От полуденных трудов. 
Зверь отважный поневоле 
Скрыться где-нибудь спешит. 
Ночью месяц тускл и поле 
Сквозь туман лишь серебрит.

 

Стихотворение написано в 1828 году, а опубликовано через год. Оно относится к пейзажной лирике, в нём поэт описывает наступление осени. Неминуемый приход осени кажется прелестным лирическому герою. В отличие от пушкинских осенних текстов, М.Ю. Лермонтов изображает это время года без ярких красок. Осень в его произведениях связана с душевными переживаниями, отражает его внутренний мир. Стихотворение минорное по настроению, ощущается скука и усталость героя.


  1. Как воспринимает осень лирический герой?
  2. Что изменяется в его настроении с приходом этого времени года? Какие изобразительно-выразительные средства передают это?


Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров 
Умильная, таинственная прелесть: 
Зловещий блеск и пестрота дерев, 
Багряных листьев томный, легкий шелест. 
Туманная и тихая лазурь 
Над грустно-сиротеющей землею, 
И, как предчувствие сходящих бурь, 
Порывистый, холодный ветр порою, 
Ущерб, изнеможенье – и на всем 
Та кроткая улыбка увяданья, 
Что в существе разумном мы зовем 
Божественной стыдливостью страданья.

 

Стихотворение «Осенний вечер» написано поэтом в 1830 году в Мюнхене. Тоска по дому и невозможность слышать родную речь, говорить на русском языке заставили Ф.И. Тютчева написать данный текст. Осень понимается как душевная зрелость человека. Однако природа циклична: после осени наступает зима, а затем – весна. Прожитые испытания даруют человеку неоценимы опыт, в чём и заключается мудрость и главная идея произведения.


  1. Каким настроением пропитано стихотворение Ф.И. Тютчева? Близки ли вам чувства лирического героя?
  2. Найдите в стихотворении эпитеты и метафоры и объясните их роль в раскрытии поэтического замысла.


А.А. Фет «Первый ландыш» 

О первый ландыш! Из-под снега 
Ты просишь солнечных лучей: 
Какая девственная нега 
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок! 
Какие в нем нисходят сны! 
Как ты пленителен, подарок 
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает 
О чем – неясно ей самой, – 
И робкий вздох благоухает 
Избытком жизни молодой. 
 

 

Стихотворение написано в 1854 году, когда поэт прогуливался по весеннему лесу. Главная тема – возрождение природы весной. А.А. Фет стремится передать в своих произведениях красоту природы и чувства человека. Поэт сравнивает ландыш с юной девушкой, переживающей ещё неизвестные ей чувства. Цветение ландыша изображает прелесть и быстротечность юности, поэтому истинного счастья можно достичь через любовь к природе.


  1. Какой предстает весна в изображении А.А. Фета?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?


А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...»

Поле зыблется цветами... 
В небе льются света волны... 
Вешних жаворонков пенья 
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня... 
Не видать певцов за светом... 
Так надежды молодые 
Тешат сердце мне приветом...

И откуда раздаются 
Голоса их, я не знаю... 
Но, им внемля, взоры к небу. 
Улыбаясь, обращаю. 

 

Стихотворение написано в 1857 году. Центральная тема – красота весеннего пейзажа. А.Н. Майков пишет о поздней весне, уподобляя майский полдень молодым надеждам, которые жизнерадостно приветствует. Всё вокруг сияет свежестью и чистотой, поют жаворонки, они не видны, но глаза невольно поднимаются к небу. Душа радуется от избытка нарождающихся сил, в предчувствии великих свершений. Поэт призывает оглядеть мир вокруг глазами ребёнка.


  1. Каким размером написано стихотворение?
  2. Какое настроение в стихотворении «Поле зыблется цветами...»?


Русская природа в изображении наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера. Природа - неотъемлемая часть души русского человека в стихотворениях поэтов XIX века. Стихотворения помогают открывать красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы. Поэзия – великое чудо. Но откроется она, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие средства выразительности используют поэты при описании родной природы?
  2. Почему поэты «золотого века» обращаются к природе в своей поэзии?


Предыдущий урок
Н.С. Лесков. «Старый гений»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Россия на карте часовых поясов

    География

  • О.Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

    Литература

  • Функция корня и её график

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке