Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания. Жанр. Конфликт. Образы чиновников

Русская литература XIX века

13.02.2025
2945
0

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания. Жанр. Конфликт. Образы чиновников

План урока

  • История создания комедии «Ревизор»
  • Новаторство комедии «Ревизор»
  • Образы чиновников в комедии

Цели урока

  • Знать замысел, историю создания комедии, характеристику чиновников
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

  • Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали?
  • Какие проблемы поднимает Н.В. Гоголь в своих произведениях?
  • Какие черты присущи такому жанру, как комедия?
  • Что высмеивают писатели в комедиях?

История создания комедии «Ревизор»

Поскольку Н.В. Гоголь считал театр «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок» и придавал театру исключительно большое общественно-воспитательное значение, то, конечно же он мечтал написать комедию «со злостью и солью», которая карала бы смехом «плевелы» русской действительности. «На сцену их! – восклицает писатель. – Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».


Пле́велы – сорняки; здесь: вредное, губительное, ненужное.


Идею комедии «Ревизор» писателю подсказал А.С. Пушкин. Ему Н.В. Гоголь писал в 1835 году: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь – куда смешнее черта!» В ответ на письмо А.С. Пушкин поведал писателю про то, как в Оренбурге в 1833 году его приняли за приехавшего из Петербурга чиновника для ревизии. В основе сюжета лежат реалии того времени: казнокрадство и взяточничество провинциальных властей и их боязнь ревизора из центра. 

 

Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра в Петербурге. Зал был полон. В отдельной ложе присутствовал и царь с наследником престола. Смех, который раздавался в зрительном зале в начале комедии постепенно перешел в недоумение, а потом и в ярость: многие из сидевших в зале чиновников, видимо, начали узнавать в персонажах комедии себя. 

 

После окончания комедии, выходя из ложи, Николай I заметил: «– Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» Императору по душе пришлась постановка.

 

Реакция на комедию была неоднозначна: реакционная критика объявила ее «грязным творением» и глупым фарсом, недостойным искусства и ничего общего не имеющим с действительностью, а в демократическом лагере комедию Н.В.  Гоголя встретили восторженно. В.В. Стасов рассказывал: «Все были в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу... целые сцены, длинные разговоры оттуда...» 

 

Н.В. Гоголь продолжал доработку пьесы. В окончательном тексте 1842 года появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Именно в этом издании впервые был предпослан комедии сатирический эпиграф («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), а также была изменена и дополнена немая сцена, завершающая комедию.

Новаторство комедии «Ревизор» 

В комедии затронут масштабный пласт российской действительности. Н.В. Гоголь впервые создаёт в русской литературе комедию без любовной линии, без положительных героев (сам писатель говорил, что единственный и главный положительный герой комедии – смех). Он последовательно разоблачает мнимые ценности современного общества: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, <…> и за одним разом посмеяться над всем».

 

Обман и самообман, в плену которого находится современный человек, и представляет собой единую психологическую пружину действия. Именно она мотивирует поступки всех и каждого персонажа комедии, «вяжет в единый узел», по выражению Гоголя, все обрисованные в комедии характеры.

 

В центре комедии Хлестаков и интрига вокруг его персоны. Ситуация в произведении настолько парадоксальна, что внимательный читатель и зритель не сразу улавливает полную бездейственность главного героя. Не он ведёт интригу, а благоговение перед чином, существующее независимо от него самого.

 

Система образов комедии построена на взаимоотражении одного характера – Хлестакова – в других. В этом сюжетном принципе заключалась основная идея пьесы, о которой Н.В. Гоголь неоднократно говорил в многочисленных последующих автокомментариях «Ревизора». В заключительной характеристике образа Хлестакова он писал: «Словом, это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах...Всякий, хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым...Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, – дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто он и не он».

 

Новизна «Ревизора» заключалась и в том, что Н.В. Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, но административным, а именно: прибытием в город мнимо высокой особы – ревизора. Впоследствии такой зачин поразил режиссера Немирович-Данченко: «одна первая фраза … И пьеса уже начата. Дана фабула и дан ее главнейший импульс – страх».

 

Н.В. Гоголь отказывается также от привычной иерархии главных и второстепенных персонажей. В его пьесе во всех перипетиях действия находятся все персонажи., включая внесценических.

 

Писатель намеренно сокращает проявления грубого комизма, оставляя из смешных сцен только одну: сцена падения Бобчинского у двери. Сцены подслушивания, воспринимаемые обычно как источник комедийного, подверглись также переосмыслению: когда Бобчинский подслушивает разговор Городничего с Хлестаковым, это не ведет к раскрытию тайны (он слышит лишь то, что и так стало бы ему известно).

 

При всем новаторстве комедии Н.В. Гоголь четко соблюдает каноны классицистической драматургии: персонажи обладают «говорящими» именами, правило трех единств, композиция состоит из пяти актов, а кульминация наступает ровно по середине (шестое явление третьего действия).

 

Парадоксальным образом при всем своем новаторстве Гоголь довольно четко соблюдал каноны классицистической драматургии. Сюда относятся и говорящие имена, свойственные комедии классицизма, прямо указующие на порок: Держиморда («ударит так, что только держись», Ляпкин-Тяпкин (дела, идущие в суде тяп-ляп), Хлестаков («легкость в мыслях необыкновенная») и т. д.


В чем новаторство комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?


Образы чиновников в комедии 

Каждый из изображенных чиновников обладает характерной чертой, но между ними много общего. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, взяточник и хапуга. В минуту злобной откровенности он признался, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, «таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду», что трех губернаторов обманул.

 

Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками, считается в городе «вольнодумцем», так как прочел пять-шесть книг. Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Смотритель училищ Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу «служить по учебной части». Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки, Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка «всем ставящий фонари под глазом – и правому и неправому».


Контрольные вопросы

 

  1. Какие пороки высмеивает Н.В. Гоголь в комедии?
  2. Есть ли в комедии положительные герои?


 

Предыдущий урок
Н.С. Лесков. «Старый гений»
Русская литература XIX века
Следующий урок
Поэзия о родной природе
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Разговорная, художественная речь и стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке