Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Русская литература XIX века

31.03.2025
3341
0

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

План урока

  • Историзм в творчестве Лермонтова
  • Романтизм как литературное направление
  • Русские критики о поэме «Мцыри»
  • Романтически-условный историзм в поэме «Мцыри»

Цели урока

  • Знать поэму «Мцыри»
  • Уметь соотносить исторические события и события литературного произведения, находить признаки романтизма в художественном тексте

Разминка

  • Что вы помните о биографии М.Ю. Лермонтова?
  • Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы уже читали? Какой теме они посвящены?

Историзм в творчестве М. Ю. Лермонтова 

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтвоа в штатском платье. 1840 Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтвоа в штатском платье. 1840

Вслед за А.С. Пушкиным на позиции историзма переходит другой великий русский поэт – М.Ю. Лермонтов. Он понимает, что обычаи, язык, вера и даже климат территории, на которой проживает человек, определяют его характер и судьбу. 

 

В раннем творчестве М.Ю. Лермонтов воспринимал историю как борьбу добра и зла, свободы и неволи. Но во второй половине 1830-х годов М.Ю. Лермонтов приходит к мысли, что зачастую причиной несчастий человека становятся не зависящие от него обстоятельства, а рок или Божья воля. Например, в поэме «Мцыри» главный герой по воле рока оказался в запертым в монастыре. И от усилий личности ничего не зависит – история движется по своим не всегда ясным человеку законам.

В «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» конфликт обусловлен теми обычаями, которые царили при правлении Ивана Грозного. Сами характеры участников конфликта – Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова – могли сформироваться именно в ту эпоху. Купец Калашников, его жена и вся его семья держатся старых патриархальных порядков: муж – защитник жены и младших братьев. В случае гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его ответственность. Конфликт в поэме из семейно-бытового превращается в исторический, отражая начало крушения патриархального уклада.

 

Историзм проявляется и в речи лермонтовских героев. Так, в стихотворении «Бородино» старый солдат – представитель народа. Его рассказ полон просторечий, поговорок, устаревших слов. Все это позволяет обрисовать образ солдата с полнотой и детальностью.

 

М.Ю. Лермонтов убеждён, что история – арена борьбы свободы и тирании. Герой «Мцыри» чувствует свою неразрывную связь со своим природным естеством, но он зависит и от своего воспитания в неволи, что повлияло на его судьбу. Поэт таким образом говорит, что движение истории зависит не только от личности, но и от высших сил, которые вне его власти.

 


Как проявляется историзм в произведениях М.Ю. Лермонтова?


Романтизм как литературное направление 


Романтизм – художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.


Центром художественной системы романтизма становится личность, а главный конфликт – конфликт личности и общества. Появление романтизма связано с событиями Великой французской революции, что привело к антипросветительскому движению. Общество разочаровалось в цивилизации и прогрессе. Реальность невозможно подчинить «разуму», что и привело к протесту против бездуховности и эгоизма. 

 

В основе романтизма идеи свободы, путь к идеалу, вечному. Именно этот путь разрешит все противоречия. Такой путь ведёт к романтическому двоемирию: идеальный поэтический мир противопоставлен реальному несовершенному.

 

Писателей-романтиков привлекают фольклорные мотивы, экзотические темы, религиозные образы, исторические обстоятельства. Главное место в романтических произведениях занимает пейзаж, особенно образы моря, гор, неба. Природа сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой.

 

Романтический герой потерян, так как стремится к идеальному миру и противостоит обществу. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

 

Творчество М.Ю. Лермонтова стало вершиной периода романтизма. В ранней поэзии лермонтовский герой – мятежник и бунтарь. Ему нет равных среди людей, он сочетает в себе черты божественные и демонические.

 

Основные черты русского романтизма:

  • субъективная позиция художника;
  • мечта и действительность – два противоборствующих начала;
  • романтический герой – воплощение идеального и прекрасного, бунтующий персонаж-одиночка;
  • динамичный сюжет, красочные описания, эмоциональность персонажей;
  • обращение к фольклору, мифологии.

 

Жанры: элегия, баллада, лир-эпическая поэма, психологическая повесть.

 

Представители: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.

«Мцыри»

Романтическая поэма «Мцыри» опубликована М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Произведение написано под впечатлением от Кавказа. С грузинского «мцыри» переводится как «послушник» или как «пришелец», «чужеземец». 

 

М.Ю. Лермонтов в поэме развивает традиции романтизма. Главный герой, Мцыри, полон страстей, он нелюдим и одинок, раскрывает свою душу только в рассказе-исповеди. Поэт рассказывает читателям о прошлом героя, чего не было в его ранних произведениях. Эта поэма говорит о реалистической традиции в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

В основе истории поэмы легла встреча поэта со старым монахом-горцем в Мцехе в 1837 году. Монах-горец поведал о том, как в детстве его пленило войско генерала Ермолова, как в пути мальчик заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он вырос, долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно предпринимал попытки сбежать в горы. Один из побегов повлек долгую и тяжелую болезнь, после которой горец смирился со своей судьбой.

Рис. 2. В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1900 Рис. 2. В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1900

Композиция поэмы кажется простой: краткая экспозиция, завязка – побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и, наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь – это «хранительные стены», а для героя монастырь – тюрьма, символ его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на краю могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных ему людей.

 

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.

 

Тема произведения – изображение сильной личности, жаждущей свободы. Раскрывая главную тему, поэт также говорим о связи человека с Родиной, его отношениях с природой, тяжелые переживания вынужденного одиночества. Вся поэма пронизана идеей борьбы за свободу, поэтому поэт меняет финал истории, услышанной от горца-монаха: Мцыри умирает, так как не может смириться с невозможностью покинуть монастырь.

Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова 

Историзм в «Мцыри» приобретает сугубо индивидуальную окраску и в этом отношении становится романтически-условным. В поэме изображен эпизод русско-кавказских отношений – русский генерал привозит пленного ребенка в монастырь. Однако дальнейшее повествование не связано с политическими событиями, и судьба Мцыри осмыслена исключительно в личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет никакой роли. То есть конкретные исторические детали служат для прояснения личного восприятия истории. 


  1. Какие черты романтизма есть в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  2. Какая тема и идея поэмы?


Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики 

В.Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму,.. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа». 

 

Д.Е. Максимов: «Поэма "Мцыри” – одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – “мира восторг беспредельный” – были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме. 

Мцыри – «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви... 

 

Мцыри не только “естественный человек”, сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики. 

 

...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом “двуначалии” и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могучего духа» «его отцов» – неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности – наследства монастырского режима... 

 

Поэма “Мцыри”, в которой рассказывается об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годов. Тем не менее явленная в “Мцыри” действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается... 

 

Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи – страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение... 

 

Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова. 

 

Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное... 

Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...» 

 

В.И. Коровин: «Поэма “Мцыри” начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком. 

 

Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя –он “пуглив и дик”, “слаб и гибок”, но “в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов”. Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. 

 

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет – внешнюю обусловленность его судьбы. 

 

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью. 

 

Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска. 

 

Мцыри предлагается один путь – на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, “лермонтовский человек” еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью».


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое романтизм?
  2. Почему не сожалел о своём побеге Мцыри?
  3. Почему погиб Мцыри?
  4. В чём смысл сравнения Мцыри жизни в монастыре и на воле?


 

 

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

План урока

  • Историзм в творчестве Лермонтова
  • Романтизм как литературное направление
  • Русские критики о поэме «Мцыри»
  • Романтически-условный историзм в поэме «Мцыри»

Цели урока

  • Знать поэму «Мцыри»
  • Уметь соотносить исторические события и события литературного произведения, находить признаки романтизма в художественном тексте

Разминка

  • Что вы помните о биографии М.Ю. Лермонтова?
  • Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы уже читали? Какой теме они посвящены?

Историзм в творчестве М. Ю. Лермонтова 

Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтвоа в штатском платье. 1840 Рис. 1. П.Е. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтвоа в штатском платье. 1840

Вслед за А.С. Пушкиным на позиции историзма переходит другой великий русский поэт – М.Ю. Лермонтов. Он понимает, что обычаи, язык, вера и даже климат территории, на которой проживает человек, определяют его характер и судьбу. 

 

В раннем творчестве М.Ю. Лермонтов воспринимал историю как борьбу добра и зла, свободы и неволи. Но во второй половине 1830-х годов М.Ю. Лермонтов приходит к мысли, что зачастую причиной несчастий человека становятся не зависящие от него обстоятельства, а рок или Божья воля. Например, в поэме «Мцыри» главный герой по воле рока оказался в запертым в монастыре. И от усилий личности ничего не зависит – история движется по своим не всегда ясным человеку законам.

В «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» конфликт обусловлен теми обычаями, которые царили при правлении Ивана Грозного. Сами характеры участников конфликта – Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова – могли сформироваться именно в ту эпоху. Купец Калашников, его жена и вся его семья держатся старых патриархальных порядков: муж – защитник жены и младших братьев. В случае гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его ответственность. Конфликт в поэме из семейно-бытового превращается в исторический, отражая начало крушения патриархального уклада.

 

Историзм проявляется и в речи лермонтовских героев. Так, в стихотворении «Бородино» старый солдат – представитель народа. Его рассказ полон просторечий, поговорок, устаревших слов. Все это позволяет обрисовать образ солдата с полнотой и детальностью.

 

М.Ю. Лермонтов убеждён, что история – арена борьбы свободы и тирании. Герой «Мцыри» чувствует свою неразрывную связь со своим природным естеством, но он зависит и от своего воспитания в неволи, что повлияло на его судьбу. Поэт таким образом говорит, что движение истории зависит не только от личности, но и от высших сил, которые вне его власти.

 


Как проявляется историзм в произведениях М.Ю. Лермонтова?


Романтизм как литературное направление 


Романтизм – художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.


Центром художественной системы романтизма становится личность, а главный конфликт – конфликт личности и общества. Появление романтизма связано с событиями Великой французской революции, что привело к антипросветительскому движению. Общество разочаровалось в цивилизации и прогрессе. Реальность невозможно подчинить «разуму», что и привело к протесту против бездуховности и эгоизма. 

 

В основе романтизма идеи свободы, путь к идеалу, вечному. Именно этот путь разрешит все противоречия. Такой путь ведёт к романтическому двоемирию: идеальный поэтический мир противопоставлен реальному несовершенному.

 

Писателей-романтиков привлекают фольклорные мотивы, экзотические темы, религиозные образы, исторические обстоятельства. Главное место в романтических произведениях занимает пейзаж, особенно образы моря, гор, неба. Природа сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой.

 

Романтический герой потерян, так как стремится к идеальному миру и противостоит обществу. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

 

Творчество М.Ю. Лермонтова стало вершиной периода романтизма. В ранней поэзии лермонтовский герой – мятежник и бунтарь. Ему нет равных среди людей, он сочетает в себе черты божественные и демонические.

 

Основные черты русского романтизма:

  • субъективная позиция художника;
  • мечта и действительность – два противоборствующих начала;
  • романтический герой – воплощение идеального и прекрасного, бунтующий персонаж-одиночка;
  • динамичный сюжет, красочные описания, эмоциональность персонажей;
  • обращение к фольклору, мифологии.

 

Жанры: элегия, баллада, лир-эпическая поэма, психологическая повесть.

 

Представители: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.

«Мцыри»

Романтическая поэма «Мцыри» опубликована М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Произведение написано под впечатлением от Кавказа. С грузинского «мцыри» переводится как «послушник» или как «пришелец», «чужеземец». 

 

М.Ю. Лермонтов в поэме развивает традиции романтизма. Главный герой, Мцыри, полон страстей, он нелюдим и одинок, раскрывает свою душу только в рассказе-исповеди. Поэт рассказывает читателям о прошлом героя, чего не было в его ранних произведениях. Эта поэма говорит о реалистической традиции в творчестве М.Ю. Лермонтова.

 

В основе истории поэмы легла встреча поэта со старым монахом-горцем в Мцехе в 1837 году. Монах-горец поведал о том, как в детстве его пленило войско генерала Ермолова, как в пути мальчик заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он вырос, долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно предпринимал попытки сбежать в горы. Один из побегов повлек долгую и тяжелую болезнь, после которой горец смирился со своей судьбой.

Рис. 2. В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1900 Рис. 2. В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1900

Композиция поэмы кажется простой: краткая экспозиция, завязка – побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и, наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь – это «хранительные стены», а для героя монастырь – тюрьма, символ его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на краю могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных ему людей.

 

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.

 

Тема произведения – изображение сильной личности, жаждущей свободы. Раскрывая главную тему, поэт также говорим о связи человека с Родиной, его отношениях с природой, тяжелые переживания вынужденного одиночества. Вся поэма пронизана идеей борьбы за свободу, поэтому поэт меняет финал истории, услышанной от горца-монаха: Мцыри умирает, так как не может смириться с невозможностью покинуть монастырь.

Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова 

Историзм в «Мцыри» приобретает сугубо индивидуальную окраску и в этом отношении становится романтически-условным. В поэме изображен эпизод русско-кавказских отношений – русский генерал привозит пленного ребенка в монастырь. Однако дальнейшее повествование не связано с политическими событиями, и судьба Мцыри осмыслена исключительно в личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет никакой роли. То есть конкретные исторические детали служат для прояснения личного восприятия истории. 


  1. Какие черты романтизма есть в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  2. Какая тема и идея поэмы?


Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики 

В.Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму,.. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа». 

 

Д.Е. Максимов: «Поэма "Мцыри” – одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – “мира восторг беспредельный” – были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме. 

Мцыри – «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви... 

 

Мцыри не только “естественный человек”, сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики. 

 

...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом “двуначалии” и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могучего духа» «его отцов» – неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности – наследства монастырского режима... 

 

Поэма “Мцыри”, в которой рассказывается об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годов. Тем не менее явленная в “Мцыри” действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается... 

 

Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи – страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение... 

 

Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова. 

 

Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное... 

Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...» 

 

В.И. Коровин: «Поэма “Мцыри” начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком. 

 

Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя –он “пуглив и дик”, “слаб и гибок”, но “в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов”. Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. 

 

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет – внешнюю обусловленность его судьбы. 

 

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью. 

 

Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска. 

 

Мцыри предлагается один путь – на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, “лермонтовский человек” еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью».


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое романтизм?
  2. Почему не сожалел о своём побеге Мцыри?
  3. Почему погиб Мцыри?
  4. В чём смысл сравнения Мцыри жизни в монастыре и на воле?


 

 

Предыдущий урок
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок)
Русская литература XIX века
Следующий урок
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Verbs

    Английский язык

  • Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Сложение электрических сил

    Физика

  • Термодинамическая система. Внутренняя энергия и способы её изменения. Температура и тепловое равновесие

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке