- Историзм в творчестве Лермонтова
- Романтизм как литературное направление
- Русские критики о поэме «Мцыри»
- Романтически-условный историзм в поэме «Мцыри»
- Знать поэму «Мцыри»
- Уметь соотносить исторические события и события литературного произведения, находить признаки романтизма в художественном тексте
- Что вы помните о биографии М.Ю. Лермонтова?
- Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы уже читали? Какой теме они посвящены?
Историзм в творчестве М. Ю. Лермонтова
Вслед за А.С. Пушкиным на позиции историзма переходит другой великий русский поэт – М.Ю. Лермонтов. Он понимает, что обычаи, язык, вера и даже климат территории, на которой проживает человек, определяют его характер и судьбу.
В раннем творчестве М.Ю. Лермонтов воспринимал историю как борьбу добра и зла, свободы и неволи. Но во второй половине 1830-х годов М.Ю. Лермонтов приходит к мысли, что зачастую причиной несчастий человека становятся не зависящие от него обстоятельства, а рок или Божья воля. Например, в поэме «Мцыри» главный герой по воле рока оказался в запертым в монастыре. И от усилий личности ничего не зависит – история движется по своим не всегда ясным человеку законам.
В «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» конфликт обусловлен теми обычаями, которые царили при правлении Ивана Грозного. Сами характеры участников конфликта – Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова – могли сформироваться именно в ту эпоху. Купец Калашников, его жена и вся его семья держатся старых патриархальных порядков: муж – защитник жены и младших братьев. В случае гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его ответственность. Конфликт в поэме из семейно-бытового превращается в исторический, отражая начало крушения патриархального уклада.
Историзм проявляется и в речи лермонтовских героев. Так, в стихотворении «Бородино» старый солдат – представитель народа. Его рассказ полон просторечий, поговорок, устаревших слов. Все это позволяет обрисовать образ солдата с полнотой и детальностью.
М.Ю. Лермонтов убеждён, что история – арена борьбы свободы и тирании. Герой «Мцыри» чувствует свою неразрывную связь со своим природным естеством, но он зависит и от своего воспитания в неволи, что повлияло на его судьбу. Поэт таким образом говорит, что движение истории зависит не только от личности, но и от высших сил, которые вне его власти.
Как проявляется историзм в произведениях М.Ю. Лермонтова?
Романтизм как литературное направление
Романтизм – художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.
Центром художественной системы романтизма становится личность, а главный конфликт – конфликт личности и общества. Появление романтизма связано с событиями Великой французской революции, что привело к антипросветительскому движению. Общество разочаровалось в цивилизации и прогрессе. Реальность невозможно подчинить «разуму», что и привело к протесту против бездуховности и эгоизма.
В основе романтизма идеи свободы, путь к идеалу, вечному. Именно этот путь разрешит все противоречия. Такой путь ведёт к романтическому двоемирию: идеальный поэтический мир противопоставлен реальному несовершенному.
Писателей-романтиков привлекают фольклорные мотивы, экзотические темы, религиозные образы, исторические обстоятельства. Главное место в романтических произведениях занимает пейзаж, особенно образы моря, гор, неба. Природа сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой.
Романтический герой потерян, так как стремится к идеальному миру и противостоит обществу. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.
Творчество М.Ю. Лермонтова стало вершиной периода романтизма. В ранней поэзии лермонтовский герой – мятежник и бунтарь. Ему нет равных среди людей, он сочетает в себе черты божественные и демонические.
Основные черты русского романтизма:
- субъективная позиция художника;
- мечта и действительность – два противоборствующих начала;
- романтический герой – воплощение идеального и прекрасного, бунтующий персонаж-одиночка;
- динамичный сюжет, красочные описания, эмоциональность персонажей;
- обращение к фольклору, мифологии.
Жанры: элегия, баллада, лир-эпическая поэма, психологическая повесть.
Представители: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.
«Мцыри»
Романтическая поэма «Мцыри» опубликована М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Произведение написано под впечатлением от Кавказа. С грузинского «мцыри» переводится как «послушник» или как «пришелец», «чужеземец».
М.Ю. Лермонтов в поэме развивает традиции романтизма. Главный герой, Мцыри, полон страстей, он нелюдим и одинок, раскрывает свою душу только в рассказе-исповеди. Поэт рассказывает читателям о прошлом героя, чего не было в его ранних произведениях. Эта поэма говорит о реалистической традиции в творчестве М.Ю. Лермонтова.
В основе истории поэмы легла встреча поэта со старым монахом-горцем в Мцехе в 1837 году. Монах-горец поведал о том, как в детстве его пленило войско генерала Ермолова, как в пути мальчик заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он вырос, долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно предпринимал попытки сбежать в горы. Один из побегов повлек долгую и тяжелую болезнь, после которой горец смирился со своей судьбой.
Композиция поэмы кажется простой: краткая экспозиция, завязка – побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и, наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь – это «хранительные стены», а для героя монастырь – тюрьма, символ его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.
Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на краю могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных ему людей.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Тема произведения – изображение сильной личности, жаждущей свободы. Раскрывая главную тему, поэт также говорим о связи человека с Родиной, его отношениях с природой, тяжелые переживания вынужденного одиночества. Вся поэма пронизана идеей борьбы за свободу, поэтому поэт меняет финал истории, услышанной от горца-монаха: Мцыри умирает, так как не может смириться с невозможностью покинуть монастырь.
Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова
Историзм в «Мцыри» приобретает сугубо индивидуальную окраску и в этом отношении становится романтически-условным. В поэме изображен эпизод русско-кавказских отношений – русский генерал привозит пленного ребенка в монастырь. Однако дальнейшее повествование не связано с политическими событиями, и судьба Мцыри осмыслена исключительно в личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет никакой роли. То есть конкретные исторические детали служат для прояснения личного восприятия истории.
- Какие черты романтизма есть в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
- Какая тема и идея поэмы?
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики
В.Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму,.. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа».
Д.Е. Максимов: «Поэма "Мцыри” – одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы – “мира восторг беспредельный” – были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.
Мцыри – «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...
Мцыри не только “естественный человек”, сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики.
...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом “двуначалии” и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могучего духа» «его отцов» – неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности – наследства монастырского режима...
Поэма “Мцыри”, в которой рассказывается об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годов. Тем не менее явленная в “Мцыри” действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается...
Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи – страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение...
Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.
Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное...
Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...»
В.И. Коровин: «Поэма “Мцыри” начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком.
Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя –он “пуглив и дик”, “слаб и гибок”, но “в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов”. Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.
Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет – внешнюю обусловленность его судьбы.
Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.
Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.
Мцыри предлагается один путь – на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, “лермонтовский человек” еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью».
Контрольные вопросы
- Что такое романтизм?
- Почему не сожалел о своём побеге Мцыри?
- Почему погиб Мцыри?
- В чём смысл сравнения Мцыри жизни в монастыре и на воле?