Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Шинель»

Русская литература XIX века

18.01.2025
2521
0

Н.В. Гоголь. «Шинель»

 

План урока

  • История создания повести «Шинель»
  • Жанровое своеобразие
  • Образ главного героя
  • Тематика и проблематика повести

Цели урока

  • Знать своеобразие повести «Шинель»
  • Уметь определять тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Вспомните, что вы знаете о творчестве Н.В. Гоголя?
  • Какие из его произведений вы уже прочитали?

История создания повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, опубликована в 1843. Она стала частью цикла «петербургские повести». Как видно из названия, все повести объединяет место действия – Петербург, но также их объединяет и общая проблема – проблема «маленького человека».

 

В середине 30-х годов Н.В. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье: жил один бедный чиновник, который был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Когда мечта сбылась, чиновник, плывя по Финскому заливу, ружье потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства слёг с горячкой. Тогда его друзья собрали деньги на новое ружьё, чем спасли чиновника от смерти.

 

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменив фамилию героя, и публикует её в цикле «Петербургские повести». Повести цикла («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель») объединены не только единым место действия, Петербург, но и персонажами, которые относятся к типу «маленького человека». Именно каменный и равнодушный Санкт-Петербург был особенно безжалостным к таким людям. 

Жанровое своеобразие

Жанр «Шинели» – повесть, однако её объем не превышает двадцати страниц. Такое жанровое определение присуще произведению по причине смысловой насыщенности. Простая история о нищем чиновнике, купившем новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Н.В. Гоголя обрела мистическую развязку, став притчей с философским подтекстом.

 

Повесть «Шинель» раскрывает вечные проблемы бытия, которые присущи человечеству на всех вехах развития. Критикуя фальшь и лицемерие господствующего строя жизни, Н.В. Гоголь наталкивает на мысль о необходимости жить иначе.


  1. Что легло в основу сюжета повести «Шинель» Н.В. Гоголь?
  2. В чём особенность жанра произведения?


Образ главного героя 

Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Его в переводе с греческого означает «незлобливый», о фамилии автор рассуждает иронично: она «когда-то произошла от «башмак», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.

 

Акакий Акакиевич во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства – если он не родился дворянином) – и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. У него нет семьи, друзей, а досуг он посвящает переписыванием бумаг. 

 

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Этот образ раскрывает возможности «маленького человека», который способен бороться с несправедливым укладом жизни. Благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Тематика и проблематика повести 

Тема повести – рассказ о судьбе «маленьких людей». К этой теме обращался А.С. Пушкин: Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»). Н.В. Гоголь также раскрывает в таком прозаическом персонаже способность к самоотверженной защите идеала.

 

Н.В. Гоголь показывает несправедливость и жестокость общества, которое несправедливо жестоко к хоть и «маленьким», но честным людям. Автор восстанавливает справедливость фантастическим способом, воскрешая Акакия Акакиевича в форме призрака, наводящего ужас на Петербург.

 

Конфликт «маленького человека» с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы понимаете значение образа шинели в повести?
  2. Какую проблему поднимает Н.В. Гоголь в произведении?
  3. Почему Н.В. Гоголь создал такой финал повести?


 

Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Электрическое поле. Напряжённость — силовая характеристика электрического поля. Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле

    Физика

  • Поэты русского зарубежья о Родине

    Литература

  • «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы. Физико-географические страны

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке