Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.В. Гоголь. «Шинель»

Русская литература XIX века

17.06.2025
2701
0

Н.В. Гоголь. «Шинель»

 

План урока

  • История создания повести «Шинель»
  • Жанровое своеобразие
  • Образ главного героя
  • Тематика и проблематика повести

Цели урока

  • Знать своеобразие повести «Шинель»
  • Уметь определять тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Вспомните, что вы знаете о творчестве Н.В. Гоголя?
  • Какие из его произведений вы уже прочитали?

История создания повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, опубликована в 1843. Она стала частью цикла «петербургские повести». Как видно из названия, все повести объединяет место действия – Петербург, но также их объединяет и общая проблема – проблема «маленького человека».

 

В середине 30-х годов Н.В. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье: жил один бедный чиновник, который был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Когда мечта сбылась, чиновник, плывя по Финскому заливу, ружье потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства слёг с горячкой. Тогда его друзья собрали деньги на новое ружьё, чем спасли чиновника от смерти.

 

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменив фамилию героя, и публикует её в цикле «Петербургские повести». Повести цикла («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель») объединены не только единым место действия, Петербург, но и персонажами, которые относятся к типу «маленького человека». Именно каменный и равнодушный Санкт-Петербург был особенно безжалостным к таким людям. 

Жанровое своеобразие

Жанр «Шинели» – повесть, однако её объем не превышает двадцати страниц. Такое жанровое определение присуще произведению по причине смысловой насыщенности. Простая история о нищем чиновнике, купившем новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Н.В. Гоголя обрела мистическую развязку, став притчей с философским подтекстом.

 

Повесть «Шинель» раскрывает вечные проблемы бытия, которые присущи человечеству на всех вехах развития. Критикуя фальшь и лицемерие господствующего строя жизни, Н.В. Гоголь наталкивает на мысль о необходимости жить иначе.


  1. Что легло в основу сюжета повести «Шинель» Н.В. Гоголь?
  2. В чём особенность жанра произведения?


Образ главного героя 

Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Его в переводе с греческого означает «незлобливый», о фамилии автор рассуждает иронично: она «когда-то произошла от «башмак», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.

 

Акакий Акакиевич во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства – если он не родился дворянином) – и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. У него нет семьи, друзей, а досуг он посвящает переписыванием бумаг. 

 

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Этот образ раскрывает возможности «маленького человека», который способен бороться с несправедливым укладом жизни. Благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Тематика и проблематика повести 

Тема повести – рассказ о судьбе «маленьких людей». К этой теме обращался А.С. Пушкин: Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»). Н.В. Гоголь также раскрывает в таком прозаическом персонаже способность к самоотверженной защите идеала.

 

Н.В. Гоголь показывает несправедливость и жестокость общества, которое несправедливо жестоко к хоть и «маленьким», но честным людям. Автор восстанавливает справедливость фантастическим способом, воскрешая Акакия Акакиевича в форме призрака, наводящего ужас на Петербург.

 

Конфликт «маленького человека» с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы понимаете значение образа шинели в повести?
  2. Какую проблему поднимает Н.В. Гоголь в произведении?
  3. Почему Н.В. Гоголь создал такой финал повести?


 

Н.В. Гоголь. «Шинель»

 

План урока

  • История создания повести «Шинель»
  • Жанровое своеобразие
  • Образ главного героя
  • Тематика и проблематика повести

Цели урока

  • Знать своеобразие повести «Шинель»
  • Уметь определять тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Вспомните, что вы знаете о творчестве Н.В. Гоголя?
  • Какие из его произведений вы уже прочитали?

История создания повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, опубликована в 1843. Она стала частью цикла «петербургские повести». Как видно из названия, все повести объединяет место действия – Петербург, но также их объединяет и общая проблема – проблема «маленького человека».

 

В середине 30-х годов Н.В. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье: жил один бедный чиновник, который был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Когда мечта сбылась, чиновник, плывя по Финскому заливу, ружье потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства слёг с горячкой. Тогда его друзья собрали деньги на новое ружьё, чем спасли чиновника от смерти.

 

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменив фамилию героя, и публикует её в цикле «Петербургские повести». Повести цикла («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель») объединены не только единым место действия, Петербург, но и персонажами, которые относятся к типу «маленького человека». Именно каменный и равнодушный Санкт-Петербург был особенно безжалостным к таким людям. 

Жанровое своеобразие

Жанр «Шинели» – повесть, однако её объем не превышает двадцати страниц. Такое жанровое определение присуще произведению по причине смысловой насыщенности. Простая история о нищем чиновнике, купившем новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Н.В. Гоголя обрела мистическую развязку, став притчей с философским подтекстом.

 

Повесть «Шинель» раскрывает вечные проблемы бытия, которые присущи человечеству на всех вехах развития. Критикуя фальшь и лицемерие господствующего строя жизни, Н.В. Гоголь наталкивает на мысль о необходимости жить иначе.


  1. Что легло в основу сюжета повести «Шинель» Н.В. Гоголь?
  2. В чём особенность жанра произведения?


Образ главного героя 

Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Его в переводе с греческого означает «незлобливый», о фамилии автор рассуждает иронично: она «когда-то произошла от «башмак», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.

 

Акакий Акакиевич во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства – если он не родился дворянином) – и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. У него нет семьи, друзей, а досуг он посвящает переписыванием бумаг. 

 

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Этот образ раскрывает возможности «маленького человека», который способен бороться с несправедливым укладом жизни. Благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Тематика и проблематика повести 

Тема повести – рассказ о судьбе «маленьких людей». К этой теме обращался А.С. Пушкин: Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»). Н.В. Гоголь также раскрывает в таком прозаическом персонаже способность к самоотверженной защите идеала.

 

Н.В. Гоголь показывает несправедливость и жестокость общества, которое несправедливо жестоко к хоть и «маленьким», но честным людям. Автор восстанавливает справедливость фантастическим способом, воскрешая Акакия Акакиевича в форме призрака, наводящего ужас на Петербург.

 

Конфликт «маленького человека» с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы понимаете значение образа шинели в повести?
  2. Какую проблему поднимает Н.В. Гоголь в произведении?
  3. Почему Н.В. Гоголь создал такой финал повести?


 

Предыдущий урок
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Русская литература XIX века
Следующий урок
А.П. Чехов. «О любви»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Опричнина. Россия в конце правления Ивана IV

    История

  • Борьба за власть в 1530—1540-е гг. Начало правления Ивана IV

    История

  • Правописание гласных в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-, -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, -ГОР-, -ГАР-, -ЗОР-, -ЗАР-

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке