- История создания повести «Шинель»
- Жанровое своеобразие
- Образ главного героя
- Тематика и проблематика повести
- Знать своеобразие повести «Шинель»
- Уметь определять тематику и проблематику произведения
- Вспомните, что вы знаете о творчестве Н.В. Гоголя?
- Какие из его произведений вы уже прочитали?
История создания повести «Шинель»
Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, опубликована в 1843. Она стала частью цикла «петербургские повести». Как видно из названия, все повести объединяет место действия – Петербург, но также их объединяет и общая проблема – проблема «маленького человека».
В середине 30-х годов Н.В. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье: жил один бедный чиновник, который был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Когда мечта сбылась, чиновник, плывя по Финскому заливу, ружье потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства слёг с горячкой. Тогда его друзья собрали деньги на новое ружьё, чем спасли чиновника от смерти.
Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменив фамилию героя, и публикует её в цикле «Петербургские повести». Повести цикла («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель») объединены не только единым место действия, Петербург, но и персонажами, которые относятся к типу «маленького человека». Именно каменный и равнодушный Санкт-Петербург был особенно безжалостным к таким людям.
Жанровое своеобразие
Жанр «Шинели» – повесть, однако её объем не превышает двадцати страниц. Такое жанровое определение присуще произведению по причине смысловой насыщенности. Простая история о нищем чиновнике, купившем новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Н.В. Гоголя обрела мистическую развязку, став притчей с философским подтекстом.
Повесть «Шинель» раскрывает вечные проблемы бытия, которые присущи человечеству на всех вехах развития. Критикуя фальшь и лицемерие господствующего строя жизни, Н.В. Гоголь наталкивает на мысль о необходимости жить иначе.
- Что легло в основу сюжета повести «Шинель» Н.В. Гоголь?
- В чём особенность жанра произведения?
Образ главного героя
Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Его в переводе с греческого означает «незлобливый», о фамилии автор рассуждает иронично: она «когда-то произошла от «башмак», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.
Акакий Акакиевич во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства – если он не родился дворянином) – и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. У него нет семьи, друзей, а досуг он посвящает переписыванием бумаг.
Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Этот образ раскрывает возможности «маленького человека», который способен бороться с несправедливым укладом жизни. Благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.
Тематика и проблематика повести
Тема повести – рассказ о судьбе «маленьких людей». К этой теме обращался А.С. Пушкин: Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник»). Н.В. Гоголь также раскрывает в таком прозаическом персонаже способность к самоотверженной защите идеала.
Н.В. Гоголь показывает несправедливость и жестокость общества, которое несправедливо жестоко к хоть и «маленьким», но честным людям. Автор восстанавливает справедливость фантастическим способом, воскрешая Акакия Акакиевича в форме призрака, наводящего ужас на Петербург.
Конфликт «маленького человека» с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь, Евгений – возлюбленную, Акакий Акакиевич – шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.
Контрольные вопросы
- Как вы понимаете значение образа шинели в повести?
- Какую проблему поднимает Н.В. Гоголь в произведении?
- Почему Н.В. Гоголь создал такой финал повести?