- Слово о В.П. Астафьеве
- Рассказ «Фотография, на которой меня нет»
- Знать жизненный и творческий путь В.П. Астафьева
- Уметь анализировать литературное прозаическое произведение
- Какие произведения В.П. Астафьева вы читали? Можно ли назвать их автобиографическими?
Слово о В.П. Астафьеве
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)
Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Виктор Астафьев – третий ребёнок в семье. Две его сестры умерли в младенчестве.
Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». А в одну из поездок к мужу мать В.П. Астафьева тонет в Енисее.
После смерти матери Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон».
В школу В.П. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка.
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Отношения с мачехой у Виктора не складывались. В Игарке, куда переехал на заработки его отец, окончил начальную школу, а осенью 1936 года отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор несколько месяцев жил в заброшенном здании парикмахерской, а после был направлен в Игарский детский дом.
Вспоминая о детдоме, В.П. Астафьев с особым чувством признательности рассказывает о его воспитателе, а затем директоре Василии Ивановиче Соколове, который в те трудные переходные годы оказал на него благотворное влияние. В.И. Соколов является прототипом образа Репкина в повести «Кража».
В 1939 году В.П. Астафьев снова оказался в Игарском детдоме и снова в пятом классе. Тут на его пути встречается еще один замечательный человек – учитель литературы и поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский.
В.И. Соколов и И.Д. Рождественский заметили живой огонек в душе беспокойного и впечатлительного подростка, и в 1941 году он благополучно окончил шестой класс.
В.П. Астафьеву исполняется 16 лет. Осенью с большими трудностями, так как шла война, он добирается до города и на станции Енисей поступает в ФЗУ. После его окончания он проработал на станции Базаиха 4 месяца.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. В 1944 году в Польше был контужен. Несколько раз был тяжело ранен.
До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, в составе войск Первого Украинского фронта. Виктор Петрович Астафьев награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».
После демобилизации в 1945 году В.П. Астафьев уехал на Урал в город Чусовой Пермской области. Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия и Ирина и сын Андрей.
Тяжелые ранения лишили его рабочей профессии. Работы его были все случайны и ненадёжны: слесарь, чернорабочий, грузчик, плотник. Но однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовской рабочий».
После этого заседания он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек» (1951). Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В.П. Астафьева. Свершилось событие, предопределившее его судьбу.
В 1959–1961 В.П. Астафьев учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир». Уже для первых рассказов Виктора Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966).
Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В.П. Астафьева. Повести "Перевал" (1958-1959) и "Стародуб" (1960), повесть "Звездопад", написанная на одном дыхании всего за несколько дней, приносят ему широкую известность.
В 1978 году за произведение «Царь-рыба» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. С 1978 по 1982 год В.П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.
В 1980 году Астафьев переехал жить на родину – в Красноярск. Там он продолжает активную работу над своими произведениями.
Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в Красноярске. Согласно завещанию В.П. Астафьев был похоронен в родном селе Овсянка. В 2004 посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А.П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».
- Какие факты биографии В.П. Астафьева больше всего повлияли на его творчество?
- Как начинается литературная деятельность В.П. Астафьева?
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»
«Фотография, на которой меня нет» – это воспоминание, написанное в 1968 году.
В автобиографическом рассказе отразились все перипетии деревенской жизни сибиряков в период близившейся войны.
Значимым событием для жителей глухой деревушки становится приезд фотографа из города. Он был специально приглашен для того, чтобы сделать снимок сельских школьников. Главный герой оказывается не в состоянии пойти в школу в день фотографирования – он сильно простужен. Накануне он, вместе с другом провалился в глубокий сугроб и сильно замерз. Заботливая бабушка как может выхаживает захворавшего внука, но все тщетно. Верный Санька, узнав о болезни друга, тоже не идет фотографироваться. Этот пример настоящей дружбы и преданности.
Значимую роль в рассказе играет образ учителя. Он образован, вежлив и находится в почете у жителей деревни. Добродушные односельчане помогают семье учителя: деревенские женщины угощают его разными вкусностями, мужчины обеспечивают дровами. Они понимают, что учитель, пожертвовал городской жизнью с удобствами и переехал в далекую деревушку, чтобы учить детей. Учитель навещает Витю, приносит ему фотографию. Этот поступок – пример доброты и сочувствия.
Уже будучи взрослым, Витя, глядя на фотографию, погружается в воспоминания, дорогие его сердцу. Снимок, как летопись, хранит памятные события давно прошедших лет.
Такова была цель писателя – показать, насколько важно сохранить в памяти свое прошлое, без которого невозможно построить полноценное гармоничное будущее.
Повествование ведется от лица одного героя, но его голос раздваивается: в начале это голос мальчика, затем – взрослого мужчины, прошедшего войну. В руках взрослого фотография, на которой запечатлены лица тех, кого унесла жестокая война. Теперь память о них только здесь, на фото.
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких. В создание этой книги писатель вложил всю свою душу, поэтому она так дорога и понятна.
В композиции произведения автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика.
На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото и видит все глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии.
Довоенный период и война – все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, в этом и заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.
Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, дружба и взаимопонимание, верность и любовь – все эти темы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе. Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история. История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.
- Какие темы поднимает В.П. Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет»?
- Почему рассказ можно назвать автобиографичным для каждого читателя?
- Каким предстаёт быт деревенских жителей?
- Какова роль учителя в жизни главного героя, жителей деревни?
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.
Контрольные вопросы
- С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа?
- «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его истории» – как вы понимаете эти строки?
- Как автор описывает характеры своих героев? Как помогали друг другу учитель и жители села, взрослые и дети?
- С какой целью писатель рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа?
- Можно ли определить годы, о которых пишет В. Астафьев? Какие приметы помогли вам определить время?