Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»

Великая Отечественная война

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: «От автора», «О войне», «О награде», «Гармонь»

План урока

  • Глава «От автора»
  • Глава «О войне»
  • Глава «О награде»
  • Глава «Гармонь»

Цели урока

  • Знать своеобразие поэмы «Василий Теркин»
  • Уметь анализировать текст поэмы

Разминка

  • О каких качествах Василия Теркина вы уже знаете из глав «На привале» и «Переправа»?
  • Можно ли назвать Теркина типичным русским солдатом? Почему?

 

Глава «От автора»

Рис. 1. И. Бруни. «Василий Теркин». «Кто стрелял?». Рис. 1. И. Бруни. «Василий Теркин». «Кто стрелял?».

«От автора» открывает поэму. В этой главе автор выражает свое отношение к главному герою и событиям, происходящим с ним. Героями эпизода являются сам автор и Василий Теркин, к которому и обращается писатель. 

 

Глава начинается описанием военных ценностей. Это не только вода, еда «с пылу, с жару», но и прибаутка, поговорка, присказка. Автор поднимает проблему ценностей для простого русского солдата, которому на войне необходим юмор для победы над врагом. Человеком, способным развеселить народ, дать ему стимул на военные действия, автор называет Василия Теркина – главного героя произведения. В этой главе читатель узнает, что А.Т. Твардовский запланировал написать «книгу про бойца».

Глава «О войне» 

Рис. 2. И. Бруни. «Василий Теркин». Отдых Теркина. Рис. 2. И. Бруни. «Василий Теркин». Отдых Теркина.

Композиционно глава не зависит от других глав поэмы «Василий Теркин», она автономна и не требует обращения к другим эпизодам произведения. Глава построена в виде авторских рассуждений о том, как должны себя вести русские солдаты в тяжелое военное время. А.Т. Твардовский поднимает тему ответственности за жизнь Родины. 

 

Глава помогает понять основную мысль, вновь акцентировать на ней внимание. Это было огромной целью для писателя, который планировал, что его поэма станет источником мотивации простого русского народа. Автор дает советы и наставления в главе в надежде на то, что русские солдаты проявят себя в войне как герои. 

 

Одну эту главу «О войне» можно назвать настоящей национальной книгой, способной пробудить у народа чувства патриотизма. Автономность каждой главы связана, прежде всего, с тем, что солдаты, участвующие в сражениях, для которых и работал Александр Трифонович Твардовский, не всегда могли прочитать все главы, а отдельные могли передавать смысл «книги про бойца».

 

Начинается глава авторскими словами, посвященными любви к жизни. Автор говорит, что хоть он и является любителем жизни, он готов ради спасения своей Родины погибнуть. Заканчивается глава полной уверенностью в том, что необходимо защищать свою страну от вражеских войск, чтобы защитить детей.

 

Главное и единственное действующее лицо в данной главе – автор. А.Т. Твардовский подчеркивает необходимость защиты Отечества, звучит мысль об ответе каждого русского человека за судьбу Родины. Поэт уверен, что русский человек должен переживать судьбу своей Родины вместе с ней, что ему нужно бороться за нее и не сбегать, аргументируя тем, что «твоя нынче хата с краю».

 

Необходимо жить мыслью народа, а не собственной: «Не велик тебе расчет думать в одиночку», «На войне себя забудь». Свою индивидуальность нужно проявлять только героическими подвигами.

 

«О войне» - одна из наиболее ярких глав, выражающих общую идею произведения: необходимость защищать и оберегать Родину от врага. По мнению автора, только благодаря солдатам держалась и будет держаться слава и величие такой большой страны, как Россия.


  1. Какое отношение к войне высказывает А.Т. Твардовский в главах «От автора» и «О войне»?
  2. Какую роль солдата определяет А.Т. Твардовский в войне?


Глава «О награде»

 

 

– Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

 

 

Рис. 3. И. Бруни. «Василий Теркин». О награде. Рис. 3. И. Бруни. «Василий Теркин». О награде.

Таким ироничным заявлением начинается часть «О награде». Она пронизана размышлениями солдата о мирной жизни. Единственное, чего бы он желал, – это дожить до конца войны. Герой мечтает о светлой, доброй, тихой жизни после войны. 

 

Глава представлена в виде монолога, который почти не имеет конкретных действий. Основная часть главы связана с мирным временем.

 

Основная часть главы наполнена размышлениями о мирной жизни, однако заканчивается она противопоставлением: разговором о том, что «страшный бой» все еще продолжается, и пора вновь вернуться к разговорам о войне, потому что, по мнению А.Т. Твардовского, на войне нужно «петь войну».

 

В связи с таким противопоставлением можно разделить главу «О награде» на две части: первая представляет собой размышления Теркина о мирном времени, вторая – авторскими словами, обращенными к главному герою, о том, что пока у него «нету права» побывать на малой родине.

 

Награда в главе рассматривается в двух значениях. Прямое – орден или медаль, которые ждут солдаты после войны.  Василий Теркин хочет, чтобы все люди вокруг спрашивали, какого было на войне. Но главный герой не собирался кичиться. Если бы его спросили, трудно было ли на войне, Теркин бы ответил: «Как когда».

 

Но награда – это не только ордена и медали. Главная награда для каждого воина – мирная жизнь. Вторая часть резко возвращает читателя к суровой реальности: война еще не закончена, нужно продолжать бороться за существование Родины. В системе всей поэмы «Василий Теркин» глава «О награде» вновь передает основную мысль: необходимо до конца стоять за свою Родину, только общими усилиями всего русского народа, с помощью его героизма возможна победа над врагом. А уже после победы все солдаты получат свои награды.

Глава «Гармонь» 

 

Глава «Гармонь» открывает характер главного героя с новой стороны. Это не только отважный и смелый парень, который готов отдать свою жизнь ради Отечества, но и веселый человек, который никогда не унывает.

 

В главе изображена картина стоянки на прифронтовой дороге. Главный герой ободрил солдат. Теркин хорошо знал, как важно на войне не падать духом. Короткие мгновения отдыха от сражений помогают перенести любые тяготы. 

Рис. 4. О. Верейский. «Василий Теркин». Гармонь. Рис. 4. О. Верейский. «Василий Теркин». Гармонь.

Поэт отсылает читателя к главе «Переправа», в которой описывался героический подвиг Василия Теркина. Несмотря на обращение внимания на другую главу, «Гармонь» является эпизодом отдельным, не требующим перечитывать всю поэму. Это огромное достижение А.Т. Твардовского, который хотел отдельными главами передать общую мысль – нужно бороться за свою Родину до самого конца.

 

Для Теркина «время с толком» – это желание веселиться и не унывать, не давать другим солдатам терять надежду на лучшее. Именно поэтому Василий хочет сыграть на гармони. Главный герой от танкистов узнает, что гармонь-то есть, однако она принадлежала их убитому другу. Они чувствовали в этом свою вину, один из товарищей «виновато» оглянулся на водителя. Они не могли отдать гармонь – последнюю память о своем погибшем друге. Теркин понял тоску ребят, но он сказал им, что, возможно, завтра вновь нужно будет в путь и что неизвестно, кто останется жив. Тогда на это ответил водитель: «Ну, сыграй ты, шут с тобой».

 

Игра на «сироте»-гармони по-настоящему излечивала души людей, которые шли к Теркину, «как на огонь». На дороге «как-то вдруг теплее стало». Солдатам было неважно, кто играл на гармони, и чья была эта гармонь. Важно то, что она давала людям, - надежду на прежние мирные и веселые времена. В память об умершем командире Василий Теркин запел песню о трех танкистах, товарищи «потупились сурово», потому что песня задела их за живое:

 

Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.

 

 

Но автор говорит о том, что война – это не то время, когда стоит вспоминать, «где и кто лежит убитый». Потому что неизвестно, кому еще придется умереть, а кому посчастливиться прийти домой. Два танкиста, видя, как гармонь влияет на душу всего народа, решили оставить ее Василию Теркину. Они хотели, чтобы он «веселил свою пехоту» и спасал их от страшных мыслей. Именно таким образом два товарища хотели сохранить память о своем друге, который тоже любил играть на гармони. 

 

Автор в главе «Гармонь» вновь подчеркивает мысль о том, что война не может обойтись без жертв. Нужно уметь преодолевать все трудности. А с этим может помочь только атрибуты прежней жизни, одним из которых и явилась гармонь. Пока солдаты живы, не нужно тосковать, а нужно делать все возможное, чтобы остановить войну и предотвратить еще большее количество смертей.


  1. Можно ли сказать, что название главы «Гармонь» многозначно? Какое значение у этого названия?
  2. Какая награда становится важнее для солдата в главе «О награде»?


Проблематика

 

Проблематика поэмы полностью связана с временами Великой Отечественной войны. Писатель смог передать все стороны жизни того страшного для русского народа времени. Несмотря на то, что каждая глава, являющаяся явлением обособленным и самостоятельным, имеет ряд частных проблем, все произведение затрагивает проблему единства русского народа. 

 

А.Т. Твардовский в каждой главе призывает читателей, участников событий, относиться друг с другом с уважением, ценить и заботиться о каждом. Только при объединении всего русского народа, по мнению автора, удастся победить врага. Писатель поднимает проблему жизни в военное время. Было трудно жить, но сложнее было умирать. Таким образом, А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» поднял множество проблем, связанных с войной и жизнью на ней. Писатель показал героизм русских людей, единство которых помогло спасти Родину от злого врага.

 

Роль поэмы

Рис. 5. О. Верейский. «Василий Теркин». В наступлении. Рис. 5. О. Верейский. «Василий Теркин». В наступлении.

Роль поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» поистине велика. Связано это с тем, что произведение было написано не после Великой Отечественной войны, а во время нее. Главы выходили параллельно с военными действиями. Русский народ мог читать о войне во время войны, что приобретало актуальность и своевременный характер повествования.

 

Поэтому поэма «Василий Теркин» стала не только свидетельством войны, которое дошло до нашего времени, но и мотивацией к действию для воюющих в то время за Родину людей. Солдаты, читавшие «книгу про бойца», убеждались словами автора и центрального персонажа. Образ настоящего героя и даже богатыря мотивировал воинов на доблесть, мужество, храбрость и смелость. Солдаты хотели быть похожими на Василия Теркина, потому что видели в нем схожие черты с собой или с товарищами.

 

Свой Теркин, как пишет автор, есть в любом полку. Все солдаты были равны на войне, каждый из них приносил свой вклад в ход действий. Поэтому каждый человек был важен для победы над врагом. Василий Теркин, олицетворяя весь русский народ, показал то, как нужно вести себя на войне. Он дал солдатам пример.

 

А.Т. Твардовскому удалось передать всю атмосферу военного времени, все размышления русского народа относительно войны. Писатель убедил бороться за собственную Родину, защищать ее до самого последнего вздоха. Не страшна смерть, по мнению писателя, а страшна гибель русского народа.

Василий Теркин соединил в себе основные качества русского солдата: смелость, смекалку, готовность к подвигу и необыкновенное жизнелюбие. Этот образ стал настолько убедительным, что многие читатели всерьез хотели познакомиться с настоящим Василием, а солдаты-фронтовики с нетерпением ждали каждую новую главу поэмы.


Контрольные вопросы

 

  1. Что сближает Теркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и др.?
  2. В чем своеобразие языка и композиции поэмы?
  3. Какая правда о войне отразилась в поэме?
  4. Можно ли сказать, что поэт показывает все тяготы войны?


Предыдущий урок
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Великая Отечественная война
Следующий урок
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война
  • Теорема Виета

    Алгебра

  • Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Нарушения работы системы

    Биология

  • Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке