Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 2

Русская литература XVIII века

Комедия «Недоросль»

План урока

  • Афиша комедии «Недоросль»
  • Конфликт комедии
  • Критические отзывы

Цели урока

  • Знать значение говорящих фамилий, конфликт, темы комедии, мнение современников Д.И. Фонвизина о его комедии
  • Уметь анализировать драматическое произведение

Разминка

  • К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?
  • Каковы особенности драматического произведения?
  • Какими чертами должна обладать классическая комедия?
  • Какие черты классической комедии есть в «Недоросли»?
  • Что нового привнес Д.И. Фонвизин в своё произведение?
  • Что такое афиша произведения?
  • Перечислите положительных и отрицательных героев комедии.

Афиша комедии «Недоросль»

 

Комедия «Недоросль» относится к такому литературному направлению, как классицизм. Одной из особенностей произведений классицизма является использование говорящих фамилий. Посмотрите на афишу (список действующих лиц) пьесы и на их фамилии. О чем они говорят?

 

Простаков. 

Г-жа Простакова, жена его. 

Простаков, сын их, недоросль. 

Еремеевна, мама Митрофанова. 

Правдин. 

Стародум. 

Софья, племянница Стародума. 

Милон. 

Скотинин, брат г-жи Простаковой. 

Кутейкин, семинарист. 

Цыфиркин, отставной сержант. 

Вральман, учитель. 

Тришка, портной. 

Слуга Простакова. 

Камердинер Стародума. 

 

Персонажи комедии делятся на положительных и отрицательных героев. Конечно, публику больше привлекли персонажи положительные, к которым относятся Стародум и Правдин. Благодаря первому постановка превращалась в общественную демонстрацию. «По окончании пьесы, – вспоминает один из современников, – зрители бросили на сцену г. Дмитревскому кошелек, наполненный золотом и серебром... Г. Дмитревский, подняв его, говорил речь к зрителям и прощался с нею» («Художественная газета», 1840, №5.).
 

Рисунок 1. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981 Рисунок 1. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981

Стародум – один из главных героев комедии, носитель идей русского дворянского Просвещения. Он служил в армии, но был ранен и обойден наградой. В отставке Стародум начинает службу при дворе, но разочаровавшись в ней, уезжает в Сибирь, оставаясь верным своим идеалам. Стародум идейно противостоит Простаковой. Успех Стародума определил решение Фонвизина издать в 1788 году сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». 

Единомышленником Стародума является Правдин. Чиновник выявляет нарушения со стороны помещиков, выполняя своё поручение. Он добросовестный и принципиальный герой, в котором отражается не идеальный образ чиновника, но настроение части просвещённого дворянства. 


Положительные персонажи обрисованы несколько бледно и схематично. Стародум и его единомышленники на протяжении всей пьесы поучают со сцены. Но это соответствует традиции классицизма. За Стародумом, Правдиным, Софьей и Милоном стоит, конечно, сам Д.И. Фонвизин с его богатым опытом государственной и придворной службы и безуспешной борьбы за благородные просветительские идеи.

Реалистично драматург рисует отрицательных персонажей: госпожу Простакову, её мужа и сына Митрофана, её брата Скотинина. Они выступают врагами просвещения и закона, преклоняясь только перед властью и богатством, они боятся только материальной силы, хитрят и лицемерят. Они не обладают нравственными идеалами и моральными устоями, не говоря уже о знаниях и уважении законов.

Рисунок 2. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981 Рисунок 2. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981

Центральный герой среди отрицательных – Простакова. Она движет сценическое действие. Госпожа Простакова – лицо живое, чисто русское, что понимали зрители комедии. Вся деятельность её связана с борьбой, давлением и угнетением окружающих. В основе этого образа – чудовищное самодурство, наглость и грубость, злоба и жестокость. Даже её безоговорочная любовь к сыну наносит непоправимый вред Митрофану. Ради его материального благополучия она готова избить собственного брата, сцепиться с Милоном, пойти на уловки, хитрости и взятки даже в безвыходной ситуации. Её жизни и жизнь её семьи подчиняются не законам, а собственному разумению Простаковой: «Что захотела, поставлю на своем». 

 

На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и её брат Тарас Скотинин, души не чающий в своих свиньях, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться Митрофан, избалованный воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый Простаковых – портной Тришка, крепостная нянька, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, его учитель – сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат Цифиркин, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман. Кроме того реплики и речи Простаковой, Скотинина и других персонажей –положительных и отрицательных — все время напоминают зрителю о незримо присутствующих за сценой крестьянах русской крепостной деревни. Они становятся главным страдательным лицом комедии, их судьба бросает грозный, трагический отблеск на судьбы дворянских персонажей.


Одна из черт классицизма – «говорящие» имена и фамилии. Определите значение имён и фамилий героев комедии. Соответствуют ли они образам героев?


Конфликт и проблематика комедии 

 

В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы: проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Известный критик Д.Д. Благой считает, что главная тема пьесы «Недоросль» – тема воспитания, поэтому она отражена в названии произведении: «Воспитание, вернее – отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему <...> окончательной редакции «Недоросля». Это подчеркивается самим названием пьесы».

 

Известный литератор Г.А. Гуковский также называет пьесу "Недоросль" комедией о воспитании: «Воспитание для Фонвизина <...> – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <...> Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве... И «Недоросль», прежде всего, комедия о воспитании. <...> Воспитание для Фонвизина – не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема».

 

Однако главный вопрос, занимающий Д.И. Фонвизина – вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Драматург видит «истинное существо должности дворянина» в служении государству, отечеству. Даже уйдя с государственной службы он должен отвечать назначению дворянина и разумно управлять имением и крестьянами, гуманно относится к ним.

 

Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Д.И. Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица, наиболее близкого автору.

В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян.

 

Комедия «Недоросль» стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла.


Контрольные вопросы

 

  1. Прочитайте критические отзывы П.А. Вяземского и В.О. Ключевского.

 

П.А. Вяземский:

 

«В комедии «Нeдоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. <...> в «Недоросле» он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его под пощады,.. Невежество..., в котором рос Митрофанушка, и примеры домашние должны были готовить в нем изверга, какова мать его, Простакова...

 

Роли Милона и Софьи бледны... Правдин чиновник; он разрывает мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкии, Цыфиркин и Вральман – забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых.... 

 

Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие ее несомненно. Некоторые из имен действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину...»

 

(Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 197–198, 211–222).

 

В.О. Ключевский:

 

«Можно без риска сказать, что «Недоросль» доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. ...надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей природы, родственной насекомым или микробам.

 

Да я и не знаю, кто смешон в Недоросле. Г-н Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли волн и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном. Тарас Скотинин тоже мало комичен: в человеке <...>, для которого свиной хлев заменяет и храм науки, и домашний очаг, — что комичного в этом благородном российском дворянине, который из просветительского соревнования с любимыми животными доцивилизовался до четверенек? Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии, необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически... она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна — по брату, как Скотинина. Недоросль — комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли.

 

Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем, но выходе из него»

 

(Ключевский В.О. Исторические портреты: деятели исторической мысли. М., 1990. С. 342–349).

 

         2. Почему, с точки зрения П.А. Вяземского, положительные герои получились у Д.И. Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?

         3. В чем разница между суждениями П.А. Вяземского и В.О. Ключевского и кто из них, по вашему мнению, прав? Или, возможно, у вас другая точка зрения?

         4. Какие проблемы поднимает Д.И. Фонвизин в комедии?


 

 

Следующий урок
Классицизм. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 1
Русская литература XVIII века
  • Обособленное определение

    Русский язык

  • Лесостепи и степи. Полупустыни, пустыни, субтропики

    География

  • Friendship. Дружба

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке