Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Классицизм. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 1

Русская литература XVIII века

Классицизм. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

 

План урока

  • Классицизм как новое направление русской литературы, основные признаки классицизма
  • Слово о Д.И. Фонвизине
  • Комедия «Недоросль»

Цели урока

  • Знать определение и основные признаки такого литературного направления как классицизм, факты биографии Д.И. Фонвизина, историю создания и основные особенности комедии «Недоросль»
  • Уметь анализировать драматическое произведение, выделять композиционные части произведения, находить черты классицизма в произведении

Разминка

  • Когда в России стала появляться авторская литература?
  • Каких писателей и поэтов 18 века вы знаете?

 

Классицизм как новое направление русской литературы, основные признаки классицизма 

 

В начале XVII века в европейском искусстве зарождается новое направление – классицизм

 

В основе классицизма лежит убеждение, что нормы прекрасного следует искать в античных образцах, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм требует от произведения искусства, в частности литературы ясного изложения мысли, порядка в построении композиции произведения. В основе классицизма лежит идеал прекрасной, возвышенной, упорядоченной жизни, противопоставленный хаосу жизни дикой, управляемой неизвестными законами. 

 

Герой классицизма руководствуется, в первую очередь, разумом и нравственным долгом. 

 

Принципы классицизма как литературного направления отразились, в первую очередь, в таком роде литературы, как драма.


Драма (от греч. drama – «действие») – один из трех родов литературы, наряду с лирикой и эпосом. Основу драмы составляет действие. Драма всегда построена в форме диалога и предназначена для исполнения на сцене. Автор драмы не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонажей


Классицистическая драма обладает рядом особенностей: в первую очередь, это правило трех единств :

 

  1. Единство места предполагает, что действие происходит в одном помещении, например в одном доме, пусть и в разных его комнатах.
  2. Единство времени требует, чтобы действие длилось не более суток.
  3. Единство действия – закон классицистической драмы. Все действия персонажей должны быть обусловлены их характерами, а все поступки героев должны быть направлены к одной цели.


Основные композиционные части драмы: 
 

Экспозиция – часть драмы, предшествующая основным событиям. 

Завязка – событие, которое является началом действия. 

Развитие действия – события, которые вытекают из завязки. 

Кульминация – высшая точка конфликта. 

Развязка – разрешение конфликта. 


Для классицизма было характерно деление на «высокие» и «низкие» жанры: трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам», а комедия, басня и сатира – к «низким». 

 

Денис Иванович Фонвизин (1745–1792)

 

Рис. 1. О.В. Мартыненко. Денис Фонвизин. Около 1780 года Рис. 1. О.В. Мартыненко. Денис Фонвизин. Около 1780 года

Изначально фамилию Дениса Ивановича писали так Фон-Визин, поскольку происходил он из обрусевшего немецкого рода, и только в XIX веке немецкая фамилия Фон-Визин стала русской – Фонвизин.

 

Д.И. Фонвизин родился в Москве, с четырех лет учился грамоте дома, затем продолжил образование в гимназии при Московском университете. В 1760 году среди лучших учеников отправляется в Петербург. Здесь он встречается с М.В. Ломоносовым и впервые посещает театр.

 

Впоследствии Д.И. Фонвизин напишет: «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно». После гимназии Д.И. Фонвизин продолжил свое образование в Московском университете, где выучил латинский, немецкий и французский языки практически в совершенстве. Его литературная деятельность началась с переводов пьес и басен.

 

С 1762 года Д.И. Фонвизин служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. Тогда же он начинает работу над комедией «Бригадир». Комедия имела шумный успех. Д.И. Фонвизин был приглашен для публичного чтения комедии к самой императрице. По легенде, после прочтения комедии князь Потемкин сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

 

Во время пребывания во дворце Д.И. Фонвизин сблизился с графом Н.И. Паниным, став впоследствии его секретарем и доверенным лицом.

 

С 1778 года драматург работал над комедией «Недоросль». Первое представление комедии состоялось 24 сентября 1782 года. Пьеса имела огромный успех у публики, но вызвала недовольство Екатерины II, поэтому весной 1783 года Фонвизину пришлось подать в отставку. Но и в отставке он продолжал литературную деятельность, например, готовил к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум», запрещенный императрицей.

 

В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Д.И. Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

 

«Недоросль» 

 

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...»

 

Н.В. Гоголь

Рис. 2. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981 Рис. 2. Т.Н. Кастерина. Иллюстрация к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 1981

Замысел комедии родился у Д.И. Фонвизина во время пребывания во Франции. Театр французов находился тогда на недостижимой для России высоте. Особым вдохновением стала сатира, высмеивающая человеческие пороки, вне зависимости от социального положения героя. Д.И. Фонвизин наблюдал недостатки правящего класса, поэтому в своей комедии он обличал порочность помещиков. Цель Д.И. Фонвизина – показать «болезни» своего общества и свои собственные пороки, указав также и спасение в честности и правде. Драматург отразил русскую действительность Екатерининской эпохи, поднял вопрос о воспитании подрастающего поколения.

 

«Недоросль» – произведение классицизма, обладающее характерными чертами этого направления: идея превосходства разума над чувствами. Несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Название происходит из установленного Петром I и Анной Иоанновной порядка получения образования молодыми людьми. Недорослями называли молодых дворян, которые ещё не достигли пятнадцатилетия и не поступили на государственную службу. После выхода в свет комедии «недоросль» стало употребляться по отношению к недоучкам и недалёким юношам.

 

Черты классицизма в пьесе 

 

  1. В повествовании сохранено единство места, времени и действия.
  2. Почти все персонажи носят «говорящие» фамилии.
  3. Изображается противостояние положительных и отрицательных героев.
  4. Положительные персонажи на первое место ставят разум и долг, а не чувства.
  5. Характеры героев неизменны.

 

В основу сюжета Д.И. Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 1770-1780-х годов – столкновение двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны (прогрессивно настроенные дворяне и крепостники).


Контрольные вопросы

 

  1. Каковы основные правила, законы классицизма?
  2. Какие свойства классицизма наследует Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?
  3. Какую цель преследует Д.И. Фонвизин в своём произведении?


 

Предыдущий урок
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Часть 2
Русская литература XVIII века
Следующий урок
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Зарубежная литература
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Площадь многоугольника, квадрата и прямоугольника

    Геометрия

  • Естественные семейства химических элементов. Амфотерность

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке