Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания. Образ героя. «От автора». «На привале». «Переправа»

Великая Отечественная война

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»

План урока

  • Слово об А.Т. Твардовском
  • История создания поэмы «Василий Теркин»
  • Образ главного героя

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского, историю создания поэмы «Василий Теркин»
  • Уметь анализировать поэму, давать портретную характеристику героя

Разминка

  • Какие произведения А.Т. Твардовского вам известны?
  • Что вы можете рассказать о героях А.Т. Твардовского?

 

Слово об А.Т. Твардовском

Рис. 1. А.Т. Твардовский. Фото. 1941. Рис. 1. А.Т. Твардовский. Фото. 1941.

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) 

 

Выдающийся русский поэт XX века, пятикратный лауреат Государственных премий. Участник Великой Отечественной войны. Редактор «Нового мира» – лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала, определявшего лицо подлинной реалистической литературы, советский общественный деятель.

 

Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Именно отец привил будущему писателю любовь к литературе: он сам был начитанным человеком, а по вечерам читал домашним вслух А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других. Александр рос в окружении четырёх братьев и двух сестёр.

 

До 1936 года А.Т. Твардовский жил на Смоленщине. Печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», в журнале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произведений в стихах и прозе, в том числе 3 поэмы.

 

В 1928 году А.Т. Твардовский переехал в Смоленск, где учился в педагогическом институте. Много ездил по стране, проходил школу поэтического мастерства у М.В. Исаковского, принимал активное участие в общественной и литературой жизни Смоленщины. Впечатления и наблюдения, почерпнутые из многочисленных поездок по родному краю, легли в основу его поэм «Путь к социализму», «Вступление», «Страна Муравия», многих стихотворений, посвященных коллективизации сельского хозяйства. Широкое признание принесла Твардовскому поэма «Страна Муравия» (1936), отмеченная в 1941 году Государственной премией СССР.

 

Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 года. Исключен за «неправильное освещение классовых отношений» в произведениях и в связи с раскулачиванием и высылкой семьи из Загорья.

 

В 1936 году Твардовский переехал в Москву. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Участвовал в советско-финляндской войне. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, от начала до победоносного ее завершения находился на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

 

Написанная им поэма «Василий Теркин» стала классикой русской поэзии XX века. Созданный им образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер советского, русского солдата, его мужество и стойкость в борьбе с врагами нашей Родины. Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга «Василий Теркин» получила всенародную известность, переведена на многие языки, удостоена Государственной премии СССР (1946).

 

Непосредственный фронтовой опыт, глубокие раздумья об исторических судьбах народа, сложностях повседневной жизни, реальной действительности, стремление предельно откровенно, правдиво осмыслить «мир большой и трудный» нашли художественное воплощение в поэме «Дом у дороги» (Государственная премия СССР, 1947), в книге «Из лирики этих лет. 1959-1967» (Государственная премия СССР). Особое место в его творчестве занимает поэма «За далью – даль», написанная в 1953-66 годах, представляющая страстную, взволнованную исповедь сына своего века. В ней отражены умонастроения советского общества в 50-х годах, размышления о судьбах простых людей, о своей собственной биографии, ее трагических страницах (необоснованные репрессии родителей, родных братьев).

 

Умер А.Т. Твардовский в 1971 году в дачном поселке близ Красной Пахры Московской области.


  1. Какое участие принимал А.Т. Твардовский в Великой Отечественной войне?
  2. Почему поэма «Василий Теркин» стала классикой русской литературы?


История создания поэмы «Василий Теркин»

 

Вася Теркин, любимый многими герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией.

 

Создан он был коллективом авторов, среди которых был и А.Т. Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: «Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы».

 

После завершения финской кампании А.Т. Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны.

 

Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена. С началом войны А.Т. Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны А.Т. Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, выходил из окружения в 1941 году.

 

К мысли о поэме поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке.

 

Это был не «Вася Теркин», а «Василий Теркин». Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – «Василий Теркин».

 

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время.

 

Жанр

 

Традиционно жанр «Василия Теркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало.

 

Однако сам автор называл «Василия Теркина» «Книгой про бойца». А.Т. Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение “Книги про бойца”, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки.

 

У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил “Книгой про бойца”».

 

Композиция

 

Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

 

Условно поэму «Василий Теркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья – концу войны.

 

Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу – вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы.

 

Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

 

Единство поэме придает общая тематика — жизнь русского солдата, человека, обычного, земного, но и «чудо-человека», не теряющего веры в себя и товарищей, в победу:

 

 

Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.

 

 

Этим обусловлена и оригинальность композиции. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.

 

Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит – должна быть доступной читателю с «любого места».

 

Не случайно и то, что произведение А.Т. Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.

 

Поэма заканчивается посвящением павшим.

 

Тема

 

Центральная тема произведения — жизнь народа на войне. Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, А.Т. Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека:

 

 

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы.
Ради жизни на земле.

 

 

Так, в главе «Переправа» автор показывает, как в жертву войне приносятся сотни человеческих жизней:

 

 

И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны в ряд,
Густо было там народу –
Наших стриженых ребят...
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

 

 

А.Т. Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны.

 

Война в «Василии Теркине» – это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

 

Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы – например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, – в бане.

 

Но в «Василии Теркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще. Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира.

 

А.Т. Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной. Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет.


  1. Почему композиция поэмы не имеет начала и конца?
  2. Какая тема в центре поэмы «Василий Теркин»?


Образ Василия Теркина

Рис. 2. О. Верейский. Василий Теркин. Рис. 2. О. Верейский. Василий Теркин.

В центре поэмы стоит образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

 

Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

 

Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

 

Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Теркин – бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

 

Теркин – воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством:

 

Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

 

 

В образе Василия Теркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора. Жизнерадостность и природный юмор помогают Теркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Теркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»).

 

Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

 

 

Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
– Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?

 

 

Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике.

 

 

Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе – хоть куда.

 

 

Прототипом Василия Теркина стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин – Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он – это собирательный образ.

 

Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» – это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть. Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал терять силы, он поставил Смерти условие:

 

 

Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Дашь ты мне в тот день последний,
В праздник славы мировой,
Услыхать салют победный,
Что раздастся над Москвой?

 

 

Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удивляется этой дружбе и отступает.

 

Василий Теркин – обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ. Он воспринимается как совершенно реальный герой – ловкий, смекалистый, остроумный. Теркин неотделим от воюющего народа.

 

Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д.

 

Почти все эти герои – безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю.

 

В образе Василия Теркина объединяются следующие образы:

  • Обыкновенный юноша. Василий Теркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Теркин споёт и сыграет на гармони, не полезет в карман за острым словом. Раненый, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), он находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.
  • Теркин – бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. Теркин привлекает душевной силой, стойкостью, умением подниматься после каждого удара. Он шуткой смягчает рассказ о трех «сабантуях»; он ест «со смаком» солдатскую пищу; невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись «одной шинелькой».
  • Солдат-богатырь. Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
  • Любимый герой. Василий Теркин стал любимым героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. А.Т. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.


  1. Какие характерные черты присущи образу Василия Теркина?
  2. Почему Теркин стал любимым персонажем читателей того времени?
  3. Понравился ли вам Василий Теркин? Почему?


Глава «От автора»

 

Первая глава «От автора» открывает поэму «Василий Теркин». В основе главы лежит отношение автора произведения к главному герою и к событиям, описанным в поэме. Так, героями эпизода являются сам автор и Василий Теркин, к которому и обращается писатель. Глава начинается описанием военных ценностей. Это не только вода для питья, еда «с пылу, с жару», но и прибаутка, поговорка, присказка. Автор поднимает проблему ценностей для простого русского солдата, которому на войне необходим юмор для победы над врагом. Человеком, способным развеселить народ, дать ему стимул на военные действия, автор называет Василия Теркина – главного героя произведения. В этой главе читатель узнает, что А.Т. Твардовский запланировал написать «книгу про бойца», которая не имеет ни начала, ни конца.

Рис. 3. И. Бруни. «Василий Теркин». На привале. Рис. 3. И. Бруни. «Василий Теркин». На привале.

Эпизод можно разделить на две части. В первой части отмечается, что солдату на войне важно, чтобы «лишь вода была б», чтобы «подобрей» и «погорячей» народ кормил товарищ, «парень свой». Тут же автор отмечает, что «дело тут не только в щах». Он говорит о том, что на войне нельзя прожить «и минутки» без шутки, как нельзя солдату прожить без махорки «от бомбежки до другой».
 

Во второй части автор, обращаясь к Василию Теркину как к выразителю идей всего народа, утверждает, что главный герой «с первых дней годины горькой» стал для него настоящим другом. Автор ценит дружбу с героем и не хочет покидать его. Именно поэтому писатель не хочет давать «конец» своей книге: «жалко молодца». Он показывает, что Василий Теркин, наравне с водой, едой и шуткой, нужен на войне, он дорог каждому солдату.
 

А.Т. Твардовский, понимая, насколько важно дать простому русскому народу пример, в центре произведения ставит настоящего «бойца», способного бороться за свою Родину и защищать ее. В главах «От автора» нет конкретных действий, это лирические отступления автора, его обращение к своему герою и представление его всем читателям и, главное, всем солдатам, для которых и писал А.Т. Твардовский.

 

Глава «На привале»

 

Здесь читатель ближе знакомится с главным героем, который дает различные советы солдатам во время привала. Помимо Василия Теркина в эпизоде присутствуют и солдаты, второстепенные герои. Глава начинается с разговора одного уже немолодого солдата с поваром. Солдат говорит о том, что он на своем веку воюет уже вторую войну. Это подчеркивает обобщенность всех русских солдат, которым из века в век приходится защищать свою Родину.

 

В конце главы писатель отмечает, что данная глава – лишь «присказка», а «сказка будет впереди». Так, автор указывает, что «На привале» – экспозиция всего произведения.

Глава «Переправа»

Рис. 4. И. Бруни. «Василий Теркин». Переправа. Рис. 4. И. Бруни. «Василий Теркин». Переправа.

События главы посвящены событиям переправы через реку Воронеж всего за одну ночь. Для переправы танков, пушек и грузовиков в районе ВоГРЭСа наши бойцы соорудили по дну реки насыпь из обломков железобетонных конструкций, кирпича и булыжника, которые они таскали вручную. В результате получилось нечто вроде каменной дамбы, покрытой полуметровым слоем воды, по которой и переправилась на правый берег наша техника. 

 

Из-за ожесточённых боёв Чижовский плацдарм советские солдаты прозвали долиной смерти. Сражались за каждые 100 метров земли... Руины домов много раз переходили из рук в руки. Огромную роль в освобождении Чижовки сыграла 100-я стрелковая дивизия полковника Франца Перхоровича (именем которого названа улица в Советском районе). К концу сентября 1942 года Чижовка была освобождена, хотя бои здесь не утихали до самого освобождения Воронежа. Именно с Чижовского плацдарма в январе 1943 года началось решающее наступление наших войск в операции по освобождению Воронежа (25 января 1943 года)

 

В главе «Переправа» Теркин совершает героический поступок: переплывает начинающую замерзать реку, чтобы связаться со своими. И здесь автор не обходится без шутливой интонации, сочетающейся с чувством детского ликования: доплыл – живой, взвод жив-здоров, Василию «дали стопку – начал жить».


  1. Почему автор считает, что на войне, кроме воды и горячей пищи, нужна шутка, приговорка и присказка?
  2. Что такое «сабантуй» и в каком значении использует это слово автор?
  3. Какие качества Теркина автор считает необходимыми для бойца?


Критика отзывалась о книге А.Т. Твардовского с восторгом. И.А. Бунин: «...Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни одного фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

 

С.П. Залыгин: «Вот и Теркин - лет ему нынче уже немало, а сколько надо прочитать сегодня книг, чтобы узнать о войне все то, что он один рассказал о ней? Чтобы узнать все, что говорит он и о своем авторе?»

 

Особое место занимаю письма фронтовиков, отправленные А.Т. Твардовскому, которые писали: «Через всю войну, от снежных полей Подмосковья до развалин Берлина, пронес я отдельные брошюры поэмы «Василий Теркин»... Мои люди сотни раз собирались слушать ее под свист вражеских мин и снарядов и старались быть в боях такими, как Василий


Контрольные вопросы

 

  1. Прочитайте главы поэмы «На привале», «Переправа».
  2. Как вы понимаете строки «Теркин Просто парень сам собой / Он обыкновенный»?
  3. Какова главная мысль главы «Переправа»?
  4. Как изображена война в поэме?


Предыдущий урок
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Великая Отечественная война
Следующий урок
Устное народное творчество. Песни и предания
Устное народное творчество
  • Решение систем неравенств с одной переменной

    Алгебра

  • Строение и функции мышц. Нарушения и гигиена опорно-двигательной системы

    Биология

  • Важнейшие особенности рельефа России

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке