Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война

19.04.2024
2415
0

Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне

План урока

  • Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне
  • М. Исаковский «Катюша»
  • М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»
  • Б. Окуджава «Песенка о пехоте»
  • Б. Окуджава «Здесь птицы не поют…»
  • Л. Ошанин «Дороги»
  • А. Фатьянов «Соловьи»

Цели урока

  • Знать тематику и проблематику стихотворений о войне
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Какие стихи и песни о Великой Отечественной войне вы знаете?

Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне

Война – это время страха и жестокости, время напряжения всех народных сил, время испытаний. И, казалось бы, до песен ли в такое время? Но поэзия, песни, наоборот, скрашивали бойцам тяжелые будни войны, позволяли им вспоминать о доме, о родных. 

 

Удивительно, но большинство песен военных лет – это песни не о войне, а о любви. Конечно, в первые дни войны, когда нужна песня-призыв, песня-лозунг, она появилась – это песня В.А. Лебедева-Кумача «Священная война». Все мы помним эти строки:

 

 

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
— Идет война народная,
Священная война!

 

 

Но постепенно популярность среди фронтовиков и по всей стране набирают песни с другой интонацией. Огромное признание получает песня на слова А.А. Суркова «Землянка». Это обращение к любимой женщине, интимные воспоминания о любимых глазах:

 

 

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

 

 

Не менее популярной становится песня на стихи К.М. Симонова «Жди меня», представляющая собой призыв к любимой женщине дождаться своего бойца, который вернется к ней, несмотря ни на что:

 

 

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: –Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

 

Особое место среди поэтов военных лет занимает М.В. Исаковский. Миллионы людей пели песни «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...», «Враги сожгли родную хату», даже не зная, что стихи эти принадлежат Исаковскому. Песни стали настолько популярными, что воспринимались как народные, а не как авторские. 

 

Но самой популярной песней М. Исаковского стала, конечно же, «Катюша». Она была написана в 1938 году, когда предчувствие неизбежности войны становилось все сильнее. И первый удар в этой войне должны были принять на себя пограничники, которым и посвящена песня. Это песня-обращение любимой девушки к возлюбленному, полное заботы о нем. Музыкальность стиха и простота сюжета принесли песне всенародную любовь. 

 

В другой песне на слова М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» тема любви приобретает трагическое звучание. Вернувшись с войны, солдат вместо дома находит только «травой заросший бугорок» - все, что осталось от любимой жены. Это стихотворение в полной мере отразило боль от утрат, от потерь близких, самых дорогих людей. 

 

Еще один известный поэт военных лет – А.И. Фатьянов. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», – писал о его поэзии М.Л. Матусовский. К творчеству А. Фатьянова относятся песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Поэт-фронтовик М.К. Луконин вспоминал: «Как мы пели „Соловьи, соловьи..."! А как замечательно пел он сам [Фатьянов] – помню слезы на глазах Твардовского». 

 

Прямо из-за школьных парт отправились на войну Е.М. Винокуров и Б.Ш. Окуджава. Перу Винокурова принадлежит известное стихотворение «Москвичи» – воспоминание о друзьях, которые уже никогда не вернутся домой.

 

Мотивы лирической поэзии о войне:

  • Родина;
  • война;
  • смерть и бессмертие;
  • ненависть к врагу;
  • боевое братство и товарищество;
  • любовь и верность;
  • мечта о победе;
  • раздумья о судьбе народа.

 

Лирический герой времен Великой Отечественной войны: земной человек, близкий читателю, терпит лишения, переносит страдания, ненавидит врага, умеет любить.

 

Поэзия периода Великой Отечественной войны отличается:

  • оперативностью: поэты быстро отреагировали на происходящие события своими произведениями;
  • доходчивостью: тематика и лексика произведений были ясны и доступны каждому читателю;
  • эмоциональностью: авторы использовали яркие образы в своих произведениях, создавая тем самым напряжённое настроение;
  • лиризмом: тема войны в таких произведениях сочеталась с воспоминаниями о доме, о любимых и родных, которые ждут;
  • патриотизм: в стихотворениях утверждается идея объединения против общего врага.


  1. Почему в период Великой отечественной войны особую популярность приобретают песни?
  2. Какие из упомянутых произведений вам знакомы?


М. Исаковский «Катюша»

Рис. 1. М. Исаковский.

Стихотворение написано в 1938 году. Его автору в эту пору 38 лет, он уже перебрался из Смоленска в Москву и нашел свою литературную нишу: стал поэтом-песенником. 

 

Произведение создано в фольклорной традиции. Нужно отметить, что М. Исаковский прошел школу переложения народных песен и сказок, много переводил с украинского и белорусского языков.

 

Первые два четверостишия «Катюши» дались ему легко, но дальше дело не шло. На просьбу о стихах от композитора М. Блантера он ответил, что есть только одно, да и то не готово. Но и эти 8 строк вдохновили М. Блантера на музыку для оркестра, игравшего джаз.

 

Исполнительница народных песен Л. Русланова спела ее по-своему, песня имела оглушительный успех. Начавшаяся война перевела ее в ранг самых популярных песен. Имя ее героини стало названием мобильного реактивного миномета.

 

Тронула сердца и бойцов, и их родных, оставшихся дома, строка: письма берегла. Именно письма-треугольники порой были единственной весточкой друг другу. Настроение произведения задушевное, ясное, жизнерадостное.

 

Начавшаяся война перевела ее в ранг самых популярных песен. Имя ее героини стало названием мобильного реактивного миномета.

М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»

Михаил Исаковский написал много пронзительных произведений о войне, но «Враги сожгли родную хату» – самое эмоциональное среди них. Написанное в 1945 году, оно увидело свет с 1946 году – тогда его опубликовали в журнале «Знамя». Впоследствии стихотворение положили на музыку и получившуюся песню спел сам Марк Бернес. Но это было только в 1960 году. При этом долгих пятнадцать лет официальная критика подвергала произведение несправедливым нападкам, обвиняя его автора в том, что он распространяет пессимистические настроения. Исполнение песни на радио находилось под полным запретом, так что фактически Бернес его нарушил.

 

Автор обращается к фольклорным мотивам и рассказывает классическую историю о том, как солдат возвращается с войны в родные края, к жене. Вот только она его не ждет – остался только могильный холмик, возле которого можно выпить и поплакать. Никто не встретит и не накроет на стол, тем более что и хаты, где бы он стоял, у героя больше нет.

 

Стихотворение состоит из трех частей: в первой автор нарочито спокойно описывает экспозицию; тем сильнее получается эмоциональное воздействие от второй части, где солдат пьет вино, сидя у могилы, и разговаривает со своей умершей женой Прасковьей. Эта жизненная драма была знакома многим солдатам, что обеспечило стихотворению большую популярность у читателей. При этом М. Исаковский показывает глубину его горя, описывая его достаточно простыми словами. То, что солдат пьет вино – это его попытка “отпраздновать”, ведь бутылочка береглась для того, чтобы вместе с супругой выпить за победу. Будучи вынужден пить за упокой, он разбавляет выпитое вино печалью.

 

По жанру это классический рассказ в стихах. А втор рассказывает некую историю, которая соединяет в себе черты драмы и эпоса. Судьба героя-солдата (отсюда эпос) очень драматична.


  1. Каким настроением проникнуты стихотворения М. Исаковского?
  2. Определите стихотворный размер прочитанных вами произведений М. Исаковского?


Б. Окуджава «Песенка о пехоте» 

Рис.2. Б. Окуджава.

Булат Шалвович Окуджава, участник войны, в «Песенке о пехоте» вспоминает тех, кто погиб, защищая Родину.

Стихотворение написано примерно в 1961 году. Его автору в этот момент исполнилось 37 лет, он недавно приобрел известность своими песнями, и даже выступил на первом авторском концерте. Кроме того, после реабилитации своих несправедливо обвиненных близких, поэт даже вступил в партию.

 

Лирический герой – сам автор, впрочем, говорит он не только от своего имени (отсюда местоимение «мы»). Ни одного восклицания, лишь один риторический вопрос в конце.

 

Сам поэт – участник Великой Отечественной войны, минометчик, радист, неоднократно награжден за службу. После ранения здоровье его было подорвано, он оставил действующую армию весной 1944 года. «Простите пехоте»: все стихотворение – своеобразный гимн самоотверженности пехоты. Герой просит прощенья за то, что «всегда мы уходим».

Особенно остро потеря ощущается весной. Бойцы идут, порой «неверным шагом», понимая, что на верную гибель, и все же нет времени на раздумья. «Лестничка шаткая»: образ близости и будничности смерти на войне. «Вербы, как сестры»: сравнение.

 

Иногда в последний путь солдат провожает лишь природа. «Не верьте погоде»: солнце еще выглянет. И вновь рефрен о пехоте: бравые песни поет. Война еще не окончена, веселая песня – лишь призрак мирной жизни. С болью поэт просит не верить и заливистым соловьям в саду: у жизни и смерти счеты еще не сведены. В заключительной строфе поэт подытоживает: нас время учило. Нужно быть готовым ко всему. «Живи по-походному»: не обживайся слишком на земле.

 

«Товарищ мужчина»: с этого обращения начинается маленькая ода, благодарность, низкий поклон: заманчива доля твоя. Б. Окуджава и сам прошел путем солдата, путем мужчины. «Весь век ты в походе»: сражения бывают не только на войне. «Одно отрывает от сна»: закрутившись в суете, люди только перед лицом смерти задумываются о пройденном пути, переоценивают приоритеты. «Куда ж мы уходим?»

 

Композиция приобретает форму кольца, в финале возвращаясь к темам и образам начала стихотворения. В сущности, здесь поэт уже вспоминает ушедших однополчан, пролетевшее время, пролетающую жизнь. Человек отправляется в вечный поход, но дело его не забыто, не забыт и подвиг.

 

Военная лирика – важнейшая часть творчества Б. Окуджавы. Сам он считал, что родился как поэт именно в годы войны.

Б. Окуджава «Здесь птицы не поют…»

Стихотворение известно также под названиями «Белорусский вокзал», «Нам нужна одна победа», «Песня десятого десантного», «Белорусский вокзал».

 

Булат Шалвович написал его в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал». Произведение относится к гражданской лирике.

 

Жанр – песня. Тема – рассказ о том, как десантный батальон идет на смертельный бой. Б. Окуджава показывает, что нужно верить в победу, не поддаваться сомненьям, тогда враг будет повержен.

 

В центре стихотворение лирическое «мы». Поэт создает впечатление, что слова принадлежат не одному солдату, а всему батальону. Начинается произведение лаконичной пейзажной зарисовкой. Она прекрасно передает военную атмосферу, пустынность земель, объятых пламенем битв: «здесь птицы не поют, деревья не растут». Только солдаты врастают здесь землю. Булат Шалвович акцентирует внимание на их единстве: «мы, плечом к плечу». Бойцам кажется, что война разбушевалась не только в этой местности, но и на всей планете: «горит и кружится планета». Масштабы не столько пугают солдат, сколько придают уверенности в необходимости победы.

 

Лирический герой понимает, что из этого боя солдаты могут не вернуться, но в нем нет ни тени сомненья, что смертельный огонь бессилен. Десятый десантный батальон уходи в ночь.

 

Как только огонь угасает, солдатам дают следующий приказ, и они продолжают сражаться. Лирический герой представляет, как их разыскивает почтальон. Он повторяет слова о смертельном бое, приговаривает, что солдаты без сомненья уходят в ночь.

 

Война довела ребят от Курска до Орла. Защитники Родины оказались под самыми вражескими воротами. Но даже здесь лирический герой не сомневается в том, что они выстоят и когда-то вспомнят об этом. Напоследок повторяются строки о смертельном огне и том, что десантный батальон без сомненья уходит в ночь.

 

Стихотворение Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют…» делится на строфы с разным количеством строк. В тексте использована параллельная и перекрестная рифмовка. Мужские рифмы чередуются с женскими. Написаны строки разностопным ямбом.

 

По смыслу в произведении можно выделить такие части:

  • рассказ о местах войны, о том, что солдаты идут навстречу смертельному огню;
  • рассказ о втором приказе и об ожидании боя под вражескими воротами.

Особенность смысловой и формальной организации текста – повторение ключевых для реализации идеи строк.
 
 Раскрыть тему, донести идею Булату Шалвовичу помогают художественные средства. В тексте есть гипербола («горит и кружится планета»), метафоры («врастаем в землю тут», «нас ждёт огонь смертельный», «уходит в ночь», «от Курска до Орла война нас довела»), эпитеты («огонь смертельный», «красная ракета», пулемёт «неутомим», огонь «бессилен», «вражеские ворота»). В произведении также использованы фразеологизмы: плечом к плечу; за ценой не постоим.


  1. Какая черта военной лирики присуща творчеству Б. Окуджавы больше всего?
  2. Какие темы поднимает поэт в своих произведениях?


Л. Ошанин «Дороги»

Рис. 3. Л. Ошанин.

Лев Иванович Ошанин в годы Великой Отечественной войны не смог добиться отправки на фронт в качестве солдата, зато стал человеком, чьи стихи поднимали боевой дух солдат.

 

Стихотворение написано в 1945 году. Его автору в этот момент исполнилось 33 года, он из-за плохого зрения не смог ни на фронт попасть, на стать военным корреспондентом. Вместе с женой был в эвакуации. По жанру – песня, по размеру напоминает акцентный стих, настолько важен в нем внутренний ритм и настолько он прихотлив в этом, казалось бы, простом стихотворении. 

 

Стихотворение состоит из 4 строф, лирический герой – рассказчик. Многозначительный рефрен «эх, дороги…», кажется, несет в себе все: и боль от расставания с родным домом, близкими, прошлым, планами на будущее, и боль от потерь в эту войну – сожженных домов, убитых родных и друзей.

 

Песенная традиция здесь вневременная, фольклорная. В интонации нет ничего, кроме глубокой задумчивости, затаенного страдания. Идеологическая подоплека отсутствует. Перечислительная градация скупо роняет слова: пыль, туман, холода, тревоги, бурьян. В этой песне каждое слово весомо (включая междометие «эх»), потому и прием, при котором на первый план вышли существительные, оттеснив глаголы, оказался единственно верным. «Доли»: в таком, казалось бы, устаревшем слове гораздо больше сказано о судьбе каждого человека.

 

Безвестный боец становится метафорой: «крылья сложишь». Вообще, слово «смерть» здесь не звучит. Даже дружок и тот «неживой лежит». Только «ворон кружит» — почти как в русских сказках, над погибшим молодцем.

 

Останавливаться нельзя, думать некогда, нужно идти до конца, пусть и «пули свистят», и силы уже на исходе.

 

Уменьшительные суффиксы усиливают экспрессию: сыночка, дружок. Солдаты идут по своей и чужой земле, всюду у них одна цель – освобождение, мир. «Родное, родные» — лейтмотив в лексике стихотворения. Мать ждет сына и вглядывается в лица бойцов, проходящих степями, полями все дальше, вперед…

 

Композиция к финалу становится кольцевой. «Вспомним, друзья»: оказывается, эти мелькающие солдатские пути-дороги «позабыть нельзя». Приставочный глагол подчеркивает завершающий вывод автора.

 

«Дороги» Л. Ошанина созданы осенью победного года, положены на музыку композитором А. Новиковым.

А. Фатьянов «Соловьи»

Рис. 4. А. Фатьянов.

Песню «Соловьи» поэт создал вместе со своим другом композитором Василием Павловичем Соловьевым-Седым. 

 

Стихотворение написано в 1944 году. Его автору исполнилось 25 лет, войну он встретил начинающим поэтом и музыкантом в составе ансамбля военного округа. Сразу же начал проситься на фронт бойцом, в конце концов, получил разрешение стать фронтовым корреспондентом. По жанру — песня, по размеру — ямб (припев — анапест) с со смежной рифмой, 7 строф. Рифмы открытые и закрытые. 

 

Композиция и сюжетная, и кольцевая (так как заключительная строфа повторяет первую). «Пришла и к нам на фронт весна»: в тяготах и страданиях военного времени люди порой утрачивали связь с приметами мирной реальности: оживающая природа, пение птиц, простые человеческие радости. «Не спит солдат»: хоть от пенья «шальных соловьев» и не спится, однако люди думают каждый о своем, притихли, у кого-то сердце кровью обливается, настолько хороши самозабвенные песни соловьев.

 

«А завтра снова будет бой»: оторванные от семьи («от наших жен»), от мирного труда на земле («от нив») вновь пойдут сражаться, чтобы приблизить то дорогое время, когда можно будет отворить дверь в свой дом, обнять близких, уснуть, слушая соловьев в саду. Время, когда во вздыбленном изувеченном мире все вновь станет на свои места. Поэтому «с каждым шагом — ближе дом».

 

Природа становится отправной точкой для череды размышлений, порой мучительных, об утратах, и надеждах на послевоенное будущее.

 

В стихотворении нет олицетворений, сравнений, возвышенных поэтических эпитетов, украшением его является только единственный яркий, эмоциональный эпитет «шальные». «Не тревожьте»: внезапно ворвавшаяся весна не должна помешать суровой горечи будней солдата, должна придать сил, а не отнять.

 

Восклицание тоже только одно: но что война для соловья!

 

Повторы увеличивают экспрессию этого произведения, двойное обращение к птицам «соловьи» — просьба дать отдыха уставшим бойцам, не бередить их сердца, дать забыться перед следующим боем, из которого, как знать, выйдут ли они все живыми.

 

«Соловьи» — одна из любимых песен маршала Г. Жукова — впервые прозвучала в оперетте композитора В. Соловьева-Седого «Верный друг» в год окончания войны. Впоследствии ее исполнял как сам автор, так и множество известных певцов того времени.


  1. В чем особенность композиции стихотворения Л. Ошанина «Дороги»?
  2. Зачем А. Фатьянов использует пейзаж в стихотворении «Соловьи»?


Песня — это и боец, и грозное оружие. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях.

 

Но песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа, они согревали сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов и песни им помогали побеждать.

 

Песни тех далеких лет, мы поем и сейчас, так как чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую тему поднимает каждая из песен?
  2. Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
  3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?
  4. В чем непреходящее значение песен о войне?
  5. Для чего нужна в тяжелое время для страны песня?


Предыдущий урок
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «О войне». «О награде». «Гармонь». «От автора»
Великая Отечественная война
Следующий урок
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Великая Отечественная война
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Работа сил электрического поля. Напряжение

    Физика

  • Химические формулы. Валентность

    Химия

  • Елизавета Петровна и её окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке