- Слово о Дж. Д. Сэлинджере
- Роман «Над пропастью во ржи»
- Знать биографию Дж. Д. Сэлинджера, тематику и проблематику романа «Над пропасть во ржи»
- Уметь анализировать текст художественного произведения
- Что вам известно о творчестве Дж. Д. Сэлинджера?
- В каких произведениях, изученных вами ранее, встречаются герои-подростки?
Слово о писателе
Джером Дэвид Сэлинджер (1919–2010)
Джером Дэвид Сэлинджер родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке. Его отец Соломон Сэлинджер стремился дать сыну хорошее образование. В 1936 году Джером закончил военное училище в штате Пенсильвания. Здесь состоялся его литературный дебют: Джером написал три строфы для школьного гимна, который, исполняется и по сей день. Ни одно из высших учебных заведений он не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он рассорился навсегда.
Во время войны Сэлинджер отправился на фронт добровольцем. В своем дневнике он писал: «Я чувствую, что я нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идет война за будущее всего человечества». Воспоминания о войне легли в основу многих его рассказов. В это же время встретился с военным корреспондентом и писателем Эрнестом Хемингуэем, который произвел большое впечатление на молодого человека; в свою очередь, Хемингуэй оценил литературные таланты начинающего автора.
Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Его первое произведение «Молодые люди» было опубликовано в 1940 году в журнале «Story», основанном Уитом Бернеттом.
С 1941 года начал публиковаться в издании «The New Yorker». Первую серьёзную известность Джерому принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) - история одного дня из жизни молодого человека Симора Гласса и его жены.
Во второй половине 1940-х годов за Сэлинджером закрепилась репутация одного из самых искусных и многообещающих мастеров американской новеллистики. Многие из его рассказов отразили травмирующие переживания войны.
В 1951 году в свет вышел роман «Над пропастью во ржи». Это роман о взрослеющем и теряющем детские иллюзии подростке. Роман имел оглушительный успех: за короткий срок были проданы 60 миллионов копий, и до сих пор ежегодно продается около 250 000 экземпляров этой книги.
Ко времени выхода романа в различных периодических изданиях уже были опубликованы двадцать шесть произведений Сэлинджера, в том числе семь из девяти новелл, составивших в 1953 году отдельную книгу «Девять рассказов».
В 1960-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» и повесть «Выше стропила, плотники». Героев этих произведений - членов высокоинтеллектуальной, утончённой семьи Глассов - Сэлинджер делает проводниками своих идей - синтеза дзэн-буддизма, умеренного мистицизма, нигилизма битников и толстовства.
После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал популярность, писатель стал вести жизнь затворника. После 1965 года он перестал печататься, сочиняя только для себя. Сэлинджер наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке городка Корниш, штат Нью-Гэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками (буддизм, индуизм, йога), а также нетрадиционной медициной, гомеопатией и христианской наукой. Своё последнее интервью писатель дал в 1980 году.
Сэлинджер умер в 2010 году в городе Корниш в Нью-Гемпшире.
Главные герои большинства произведений Сэлинджера — дети и подростки до 17 лет. Однако его нельзя назвать «детским» писателем. В своих произведениях (в первую очередь в романе «Над пропастью во ржи») Сэлинджер поднимает тему противостояния героя-подростка с его идеалами и максимализмом жестокости и подлости окружающего его «взрослого» мира. По словам филолога Андрея Аствацатурова, Сэлинджер интуитивно с помощью литературных средств создал образ того, что в 1980-х и 1990-х годах французские философы Жан-Люк Нанси и Ф. Лаку-Лабарт назовут дезистирующим (отрекающимся) субъектом. Герои его произведений заключают в себе существование, не находящее в себе четких границ и определений, будто отрекающееся от самого себя.
- Какое образование получил Дж. Д. Сэлинджер?
- На какие темы писал Дж. Д. Сэлинджер?
- С кем Дж. Д. Сэлинджер познакомился на войне?
- С чего началась литературная деятельность Дж. Д. Сэлинджера?
Роман «Над пропастью во ржи»
В романе от лица 17-летнего юноши по имени Холден откровенно рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества.
Первыми предшественниками романа стали ранние рассказы писателя, во многих из которых намечаются темы, поднятые впоследствии. Во время обучения в Колумбийском университете было написано произведение «Молодые ребята», одна из героинь которого описывалась исследователями как «едва очерченный прототип Салли Хейс».
В ноябре 1941 года был написан рассказ под названием «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню», который превратился в семнадцатую главу романа: в нём описывается ссора Холдена с Салли после катка и его встреча с Карлом Льюсом. «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню» стал первым произведением Сэлинджера, в котором появился персонаж по имени Холден Колфилд.
В рассказе «День перед прощанием» (1944 год) к главному герою Джону Глэдуоллеру приезжает его друг, Винсент Колфилд, который рассказывает о своем младшем брате Холдене, «которого сто раз выгоняли из школы». Из повествования следует, что Холден служил в армии и пропал без вести, когда ему не было и 20 лет.
В 1949 году The New Yorker принял к печати девяностостраничную рукопись под авторством Сэлинджера, главным героем которой был опять же Холден Колфилд, но впоследствии сам писатель отозвал текст обратно. Окончательный вариант романа был выпущен издательством Little, Brown and Company.
«Над пропастью во ржи» — это искаженная фраза Роберта Бернса, английского поэта. Если у Бернса был «зов во ржи», то Сэлинджер меняет цитату на «Если кто ловил кого-то над пропастью во ржи», якобы ошибаясь. Но на самом деле, писатель изменил цитату, чтобы сделать отсылку к Библии, имея в виду ловцов человеческих душ. То есть, автор хочет спасти других детей от черствости и цинизма взрослого мира, который они узнают прежде времени.
В романе описаны несколько дней из жизни обыкновенного подростка – Холдена Колфилда. Его исключили из школы, и он решил пожить несколько дней самостоятельной жизнью. Его побег оборачивается коренным переломом в его душе, которого он так ждал: герой находит в себе совесть и ответственность, он учится заботиться и думать наперед, как взрослый человек.
В романе освещается несколько проблем.
- Проблема искусства. Герой критически оценивает современную культуру, разочаровываясь в родном брате за то, что он променял свой литературный талант на работу сценариста в Голливуде. Холден ненавидит кино, где всегда побеждает неизменный хэппи-энд. Он видит отвратительную фальшь в актерской игре, поэтому не может спокойно смотреть спектакли и фильмы. Зато у него развитый вкус в книжной области, он и сам хорошо пишет. В этом неприятии сквозит личная позиция Сэлинджера, который запретил экранизировать книгу «Над пропастью во ржи».
- Равнодушие. Рассказчика изумляет, насколько люди глухи друг к другу. Они говорят невпопад, как будто им важнее самим выговориться, чем выслушать человека. С этим же пунктом связана проблема одиночества, которая вынуждает Колфилда на крайние меры. Его никто и не пытается понять: преподаватели со своим консерватизмом только давят на нервы, соседи и приятели поверхностны и помешаны на себе.
- Эгоизм. От него, в первую очередь, страдает сам Холден, который замечает его в ком угодно, только не в себе. Однако самовлюбленность отступает от сердца, воспламенённого искренней привязанностью к другому человеку, и эта проблема решаема.
- Трусость. Герой боится себя и окружающего мира, поэтому его так вдохновляет перспектива спасать детей от падения: он сам ощущает себя этим ребенком. Ему хочется любыми способами скрыть свою робость: он отчаянно ругается, готовит побег, пробует окунуться в алкоголь и разврат, лишь бы доказать себе, что он – не трус.
- Лживость и лицемерие. Рассказчик хоть и чувствует фальшь в других людях, сам предается безобразному и бессмысленному вранью. Он описывает это состояние, как болезнь: хочет, но не может остановиться. Но если у него ложь не имеет корыстных мотивов и льется сама по себе, то у его приятеля Стрэдлейтера есть продуманная манера общения с дамами, в рамках которой он бессовестно врет даже интонациями, ужимками и мимикой.
Основные темы романа:
- Тема одиночества. Главный герой ни в ком не ощущает духовного родства, поэтому ему тяжело учиться и сохранять спокойствие. Его знакомства в школе поверхностны, а душу тяготит потеря брата и разлука с сестрой. Автор показывает, как опасно оставлять ребенка одного в такой период: он может свернуть с дороги просто потому, что ему некому было излить душу. Сэлинджер при этом разделяет одиночество-недуг и уединение, которое является благом для человека, чуждающегося общества.
- Любовь. Фиби олицетворяет ангельскую бескорыстную и самоотверженную любовь. Именно это чувство должно связывать семью, чтобы она могла противостоять трудностям постороннего мира. Оно же и меняет Холдена к лучшему. Не строгость родителей и не дорогие школы делают человека, а искреннее участие и нежность, проявленные к нему.
- Семья. Мальчику не хватало теплоты родительской заботы, он не был близок с отцом и матерью. Этот факт спровоцировал его озлобленность против мира взрослых. От недостатка общения с ними он не понимает, что же они за люди такие, раз не знают, «куда деваются утки».
- Опыт и ошибки. Подросток проходит через массу испытаний и искушений, часто делает неверные шаги, о которых потом жалеет. Например, его попытка вызвать в номер проститутку обернулась полным фиаско, и он раскаивается в содеянном.
- Тема совести. Внутренние нравственные ориентиры помогают Холдену не сбиться с курса. В отличие от своего самодовольного соседа, он не перестает быть скромным и наивным мальчиком, настоящая порочность его не касается. Он склонен тщательно обдумывать даже то, что уже совершил, и сверять со своим кодексом правил.
- Первая любовь. Герой влюбляется в Джейн, но не может сказать о своих чувствах и самому себе, не то, что девушке. Он заводит отношения с Салли, но понимает, что девчонка девчонке рознь, и ему нужна не какая-нибудь, а вполне определенная подружка. Этой романтичностью он отличается от Стрэдлейтера, который не вникает в особенности и внутренние миры, его интересует только физическая сторона чувств.
Произведение переплетается с биографией автора. Так, описывая свою семью, герой, рассказывает о своём старшем брате. По всей видимости, данная аналогия относится к самому Сэлинджеру, так как Д. Б. является писателем, который «учился в Колумбийском университете», пока не перебрался в Голливуд (отличие лишь в том, что Сэлинджер не делал киносценарии, как прототип книги).
Весьма примечательно и мироощущение автора знаменитого романа. Сэлинджер очень любил детей, с их наивным, но честным взглядом на окружающую действительность. Он ставил на первое место индивидуализм: вечную борьбу между стереотипными взглядами и внутренним миром, показывая, что буддийское «созерцание», а сам писатель был большим поклонником Восточной философии, куда важнее бытовых проблем.
Второй проекцией писательских воззрений, пожалуй, самой важной, стал и сам главный герой Холден Колфилд. Мысли уединения не покидают Холдена на протяжении всего романа: грёзы о хижине у ручья на опушке воплотились и в реальной жизни Сэлинджера.
В 1955 году писатель женится на своей девятнадцатилетней избраннице Клэр Дуглас. Девушка родила писателю двух детей — дочку Маргарет и сына Мэтью. Также как и Холден, Сэлинджер был капитаном команды по фехтованию.
Весь роман представляет собой монолог героя, выдержанный в манере подростковой речи: обыденные разговоры с друзьями, внутренние монологи героя. Писатель показывает живого мальчика-подростка со всеми проблемами и нюансами, присущими его возрасту.
Герой думает: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть». Эта пропасть – жестокая реальность окружающего мира, а роль Холдена в том, чтобы учить сверстников, как равный равных, не упасть в эту пропасть.
Эта книга про то, что свобода, которую так хотят побыстрее познать через легкомыслие, начинается с ответственности.
Интересные факты о романе:
Роман неоднократно упоминается в научно-фантастическом романе Стивена Кинга «11/22/63».
К роману часто обращается в лице героев своих произведений известный английский писатель Джон Фаулз. Например, в книге «Коллекционер» есть момент, когда Миранда, неверно истолковав поведение Фредерика, заставляет прочитать его «Над пропастью во ржи», так как ей кажется, что главный герой книги очень походит в своих суждениях об окружающем мире на её похитителя.
В книге Харуки Мураками «Норвежский лес» главный герой ассоциируется у нескольких людей с Холденом Колфилдом.
- Какие автобиографические факты вставляет в роман Дж. Д. Сэлинжер?
- В чем смысл названия романа?
- Какие темы поднимет Дж. Д. Сэлинджер в романе?
Роман Дж. Д. Сэлинджера оказался спорным для общественности: одни считают его поучительным, глубоко философским произведение, другие говорят о грубости языка романа, незрелости главного героя. Противоречия вокруг романа «Над пропастью во ржи» продолжаются и сегодня. Неоднозначность романа и его многоплановость, спорный образ главного героя заставили говорить о романе не только на его родине, но и во всём мире. Роман был переведён на все мировые языки и входит в список 100 лучших англоязычных романов, написанных с 1923 года.
Контрольные вопросы
- Прочитайте роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Можно ли назвать роман воспитательным? Какие качества он воспитывает?
- Как вы думаете, почему герой повести – подросток?
- Как Холден представляет себе будущую жизнь?
- Можно ли назвать главного героя бунтарем? Против чего он бунтует?
- Как вы думаете, какая жизнь ожидает Холдена Колфилда?