Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Скотт. «Айвенго»

Зарубежная литература

В. Скотт. «Айвенго»

План урока

  • Слово о В. Скотте
  • Роман «Айвенго»

Цели урока

  • Знать биографию В. Скотта, тематику и проблематику романа «Айвенго»
  • Уметь анализировать текст прозаического произведения

Разминка

  • Кто такие рыцари?
  • Что такое «рыцарский роман»? Какое произведение испанского автора, являющееся пародией на «рыцарский роман», вы изучали в 6 классе?

 

Слово о В. Скотте

Рис. 1. Г. Рэйберн. Сэр Вальте Скотт. 1822. Рис. 1. Г. Рэйберн. Сэр Вальте Скотт. 1822.

Вальтер Скотт (1771–1832)

 

Вальтер Скотт – английский писатель, создатель жанра исторического романа. Родился 15 августа 1771 года в Эдинбурге в семье юриста. Детство он провел на простой шотландской ферме, где и познакомился с шотландской историей и фольклором.

 

Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро. В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым.

 

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

 

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

 

Повзрослев, Вальтер Скотт пошел по стопам отца и стал адвокатом и секретарем эдинбургского суда. 

 

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

 

В 1791 году познакомился со своей первой любовью — Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира.

 

Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И.В. Гете «Гец фон Берлихингем».

 

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтичная баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году выдает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году.

 

Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).Необыкновенная работоспособность Вальтера Скотта и изнуряющая работа на пределе своих возможностей привела писателя сначала к апоплексическому удару в 1831 году, а затем к смерти в 1832.

 

В 1789 году во Франции произошла революция, имевшая серьезные последствия для всей политической и экономической жизни Европы. Ломался старый уклад жизни, рушилось феодальное общество, утверждались новые экономические отношения. В такие бурные периоды истории у общества всегда возникают вопросы: на что опереться в трудные минуты? Что необходимо сохранить из старого уклада жизни и на что обратить внимание в новом? Ответы на эти вопросы ищет в своих романах Вальтер Скотт.

 

И хотя действие его романов происходит и в Англии, и во Франции, и в Византии, в центре внимания писателя всегда его любимая Шотландия. Шотландский костюм, шотландский диалект, шотландская старина, которую он изображал, были средствами сохранения национальной самобытности. Подлинный характер истинного шотландца – это преданность, честь, мужество, верность своим убеждениям.

 

В своих исторических романах Скотт воспроизводит историю даже полнее, чем научное исследование. Он изображает не только политические события, но и частную жизнь. Одним из первых писателей Вальтер Скотт своим коллективным героем делает народ: крестьян и ремесленников, шутов и свинопасов, рыбаков и воинов.

 

Для шотландцев он — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими».

 

Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.


  1. Какое образование получил В. Скотт?
  2. Чем, кроме литературного творчества, занимался В. Скотт?
  3. В чём проявилось новаторство В. Скотта?


Роман «Айвенго»

Рис. 2. А. Иткин. «Айвенго». 1994. Рис. 2. А. Иткин. «Айвенго». 1994.

Роман был написан в 1819 году и стал первым романом писателя об английской истории. Роман был издан без подписи и стал известен как новое произведение автора романа «Уэверли» (1814), первого романа писателя. К историческим романам Скотт обратился в 31 год, до этого уже приобретя известность как автор баллад и поэм.

 

Вальтер Скотт, обладающий феноменальной памятью, очень точно передавал исторические реалии и колорит той или иной эпохи или страны. Скотт создавал исторические типы разных социальных слоев жителей разных эпох с реалистической точностью. Он впервые связал историческую эпоху своего романа с современностью, находя актуальные проблемы и конфликты. История была фоном для сюжета и решаемых проблем.

 

Вальтер Скотт считается основоположником исторического романа.


Исторический роман  — роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории.


Вальтер Скотт создал многократно повторяемую романтиками схему исторического романа: в нем сталкиваются противоборствующие исторические силы. В «Айвенго» это коренные жители Британии саксы и победившие их норманны. Скотт всегда беспристрастно относится к обеим сторонам. В этом исторический гуманизм Скотта.

 

Романтики не умели изображать менталитет человека отдалённой эпохи – герои романа мыслят и действуют как современники писателя, а вовсе не как люди 12 века. Скотт впервые связал историческую эпоху своего романа с современностью, находя актуальные проблемы и конфликты. История была фоном для сюжета и решаемых проблем.

 

Вальтер Скотт описывает истоки и становление британской нации, соединившей в себе культуру саксов и завоевавших их норманнов. Идея Скотта состоит в том, что эти две враждующие народности, которым сужено соединиться в одну, должны научиться вести диалог и обрести взаимопонимание.

 

Роман состоит из 44 глав, в которых последовательно, в хронологическом порядке развиваются исторические события. Король Ричард 1 (Ричард Львиное Сердце) взят в плен при последнем сражении с норманнским герцогом Вильгельмом и пребывает в плену у герцога Австрийского. Власть достается его брату, принцу Джону. Картина мира стремительно меняется: саксонская знать истребляется и лишается своих владений, страдания и бедность народа усиливаются.

 

На фоне этой исторической действительности развивается романный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые связываются образами Айвенго и Ричарда. Завязка – это гроза, приведшая к замку Седрика Ротервудского (Седрика Сакса), отца Уилфреда Айвенго, сразу нескольких героев. Это рыцарь-храмовник норманн Бриан, только что вернувшийся из Палестины, с попутчиком, монахом-францисканцем, еврей Исаак с дочерью Ревеккой и пилигрим со Святой Земли (переодетый Айвенго).

 

Из беседы читатель узнает, что на турнире в Акре Айвенго победил Бриана, а сейчас Бриан направляется на турнир в Ашли. На турнире никто не решается сразиться с Брианом, но его и всех зачинщиков побеждает рыцарь в шлеме, скрывающем лицо, Лишенный Наследства (это снова Айвенго).

 

На второй день турнира, в массовом сражении, снова победа на стороне Лишенного Наследства, потому что ему помогает Черный Рыцарь (Черный Лентяй). Впоследствии читатель узнает, что это сбежавший из плена Ричард Львиное Сердце. Айвенго открывает свое лицо леди Ровене, но, раненый, падает без чувств. В суматохе его увозят Исаак и умеющая врачевать Ревекка.

 

Седрик, Ровена и Ательстан, именитый сакс, за которого Седрик мечтает выдать Ровену, попадают в плен вместе с Исааком, Ревеккой и раненым Айвенго. Похищение Ревекки организовал Бриан, пригласив для этого рыцаря Мориса де Браси и его наемников. Пленники оказываются в замке норманнского барона Реджинальда Фрон де Бефа.

 

Поскольку с девушками не смогли договориться о расположении или браке, а с Исааком о выкупе, все 6 пленников должны быть казнены. Но их спасает шайка благородно разбойника Локсли (легендарного Робин Гуда), к которому присоединяются Черный Рыцарь и отшельник, слуги Седрика свинопас Гурт и шут Вамба. Шут Вамба под видом священника проникает в замок и меняется одеждами с Седриком, который убегает и тоже присоединяется к осаждающим замок.

 

Фрон де Беф был смертельно ранен в сражении с Черным Рыцарем, а его давняя пленница Урфрида, дочь благородного друга Седрика, поджигает замок и сама сгорает в его огне.

 

Черный Рыцарь открылся Браси, Бриан убил Ательстана и пленил Ревекку, остальные были спасены. Ревекку обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. Но по традиции она попросила защитника, которым стал Айвенго. Он должен был сражаться с Брианом, который на само деле уже помирился с Ревеккой и хотел ее освобождения. Айвенго был очень слаб, но Бриан упал с лошади и умер «жертвой собственных необузданных страстей» при первом прикосновении к нему копья Айвенго. «Свободная и неповинная» Ревека и ее отец покинули Англию.

 

Ближе концу романа происходит ряд признаний. Ричард Английский открывается Локсли, который в ответ признается, что он Робин Гуд из Шервудского леса. Потом Ричард признается о себе Седрику, который по его просьбе прощает Айвенго. Вскоре Седрик приглашается ко двору Ричарда и дает скрепя сердце согласие на брак Айвенго и Ровены. Справедливость восторжествовала, коварный принц Джон посрамлен и лишен сторонников, Айвенго служит сюзерену до самой смерти Ричарда.

 

Счастливый конец усиливается благодаря тому, что благородный Ательстан оказался не убитым, а только оглушенным и плененным. Он уступил Айвенго Ровену.

 

Уилфред Айвенго – главный герой романа. Это традиционный романтический герой. Он изгнан отцом и лишен наследства, за то, что «дерзнул поднять влюбленные глаза» на леди Ровену, воспитанницу отца. Айвенго выбирает себе девиз на щите «Лишенный наследства» и изображение вырванного с корнями молодого дуба.

 

Айвенго смел и отважен, он настоящий патриот и верный слуга своего сюзерена короля Ричарда. Айвенго олицетворяет идею Скотта о необходимом примирении двух народов ради гармоничного будущего страны. Он присягает на верность королю и отправляется в крестовый поход с ним.

 

Айвенго истинный христианин, приобретший в крестовом походе бесценный опыт. Он уважает отца, несмотря на разногласия в политических вопросах. Айвенго не боится жизненных трудностей, считая, что это и есть сама жизнь.

 

Ровена – девушка благородного происхождения, родственница Седрика, в жилах которой течет королевская кровь. Седрик мечтает выдать ее замуж за Ательстана Конингсбургского – потомка последнего короля саксонской династии, так как считает, что династический брак будет способствовать «скорейшему восстановлению независимости саксов». Но Ровена влюблена в Айвенго. Он избирает Ровену королевой турнира, на котором одерживает победу. Руки Ровены просит похитивший ее норманнский барон де Браси, ищущий своей выгоды, но и ему она отказывает. Она – рыцарский идеал прекрасной дамы.

 

Евреи Исаак и Ревекка – важнейшие герои романа. Евреи – презираемая часть населения в Англии XII века. Через отношение к ним проверяются герои. Седрик приютил их в грозу неохотно. Пилигрим (переодетый Айвенго) предостерегает от опасности. Норманнский рыцарь Бриан пытается добиться расположения пленной Ревекки, но остается ни с чем.

Рис. 3. А. Иткин. «Айвенго». 1994. Рис. 3. А. Иткин. «Айвенго». 1994.

Исаак умеет быть благодарным. Он помогает пилигриму (Айвенго) раздобыть снаряжение для турнира. Но его дочь не просто умеет быть благодарной, она поступает благородно, по-рыцарски в современном значении этого слова. Ревекка не принимает денег, присланных Айвенго Исааку за доспехи, которые тот помог раздобыть на турнир, Девушка считает, что Исаак должен Айвенго намного больше.

 

Кроме того, Ревекка врачует раненого Айвенго. Несмотря на симпатию, Айвенго и Ревекка не думают об отношениях, которые невозможны из-за разных вероисповеданий и общественного положения. 

 

Ревекка умеет прощать и примиряется с обидевшим ее Брианом. Она мужественно терпит лишения в заключении.

 

Бриан – антагонист Айвенго. Роль отрицательных героев очень важна в сюжете, Скотт наделяет их своей правдой и мужеством, объясняет причины их поступков и психологию их поведения.

 

Многие образы и сцены романа имеют фольклорное происхождение. Таков образ брата Тука - веселого монаха, любителя выпить и плотно поесть. Герой этот вносит в роман стихию народного юмора и бытового комизма, а жизнелюбие и беззаботное отношение к вопросам религии роднит его с шекспировскими персонажами.

 

Имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, отнятые у предка знаменитого Хемпдена в наказание за то, что он ударил Черного принца ракеткой, поссорившись с ним во время игры в мяч:

 

Тогда был в наказанье взят
У Хемпдена поместий ряд:
Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад
Спастись ценой таких утрат.

 

 

Это имя, как признается Скотт, «соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения». В. Скотт был против «захватывающих» заглавий. Имя барона Фрон де Беф было подсказано Окинлекской рукописью, приводящей "имена целой орды норманнских баронов".

 

Сюжетом "Айвенго" во многом движет вражда между приближенным короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Важную роль в развитии сюжета играет также эпизод пленения Седрика Сакса и его спутников воинами де Браси и Буагильбера. Нападение стрелков Робина Гуда на Торкилстон, замок Фрон де Бефа, мотивируется их стремлением освободить пленных. Видно, что в событиях, показанных Скоттом, казалось бы, частного характера, отражаются конфликты исторического масштаба.

 

Фабулу романа составляет непризнанная любовь Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

 

Особый интерес представляет в романе изображение народа и его вожаков, в первую очередь — изображение Робина Гуда, выступающего в романе под именем Локсли.

 

Образы Робина Гуда и его смелых стрелков — лучшие в романе. В них выражена сила и непобедимость народа, его отвага в борьбе, его решительность и смелость, его свободолюбие и нежелание подчиняться власти жестоких феодалов.

 

Кульминационным моментом становится в романе описание турнира и взятие дружиной Робина Гуда старинного замка Фрон де Бефа, крепости феодальной реакции. Силами простых людей захвачена эта феодальная твердыня. Ликуют в связи с этим событием не только стрелки Робина Гуда, но и крестьяне окрестных деревень, рабы Гурт и Вамба, впервые почувствовавшие себя людьми.

 

В. Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетённому народу.

 

Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у него деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор.

 

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака-отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

 

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Её жизнь, её приключения, её любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, её великодушие и порыв объективно составляют стержень романа.

 

Её физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

Рис. 4. А. Иткин. «Айвенго». 1994. Рис. 4. А. Иткин. «Айвенго». 1994.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего, стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит своё человеческое достоинство, честь, и это спасает её в грозную минуту беседы с храмовником. 

 

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

 

«Айвенго» имел большой успех при появлении и, можно сказать, дал автору право самому предписывать себе законы, так как с этих пор ему позволяется изображать в создаваемых им сочинениях как Англию, так и Шотландию.

 

Тема романа связана с современностью, как всегда в исторических романах Вальтера Скотта. Он описывает истоки и становление британской наци, соединившей в себе культуру саксов и завоевавших их норманнов. Идея Скотта состоит в том, что эти две враждующие народности, которым сужено соединиться в одну, должны научиться вести диалог и обрести взаимопонимание. Здесь писатель взирает на происходящее, как пророк, знающий будущее.

 

Проблемы, которые поднимаются в историческом романе 19 в., актуальны и в наши дни, недаром история Айвенго любима многими поколениями молодых людей. Любовь, ненависть, обман, справедливость – всё это необходимо для становления человека, обретающего жизненный опыт сразу из двух источников: из истории о взаимоотношениях вымышленных героев и из истории целого народа. Кроме того, в романе поднимаются проблемы, волнующие Скотта как историка. Одна из них – это проблема традиций в жизни человека или народа. Каждый герой оценивается автором с этой точки зрения. Его поступки во многом зависят от отношения к традициям: открыт ли он новому, имеет ли корни, или совсем лишён их, как странствующий рыцарь – храмовник (тамплиер) Бриан де Буагильбер?

 

Достоинство исторического романа В. Скотта – прием соединения описания частной жизни с историческими событиями. Скотт никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода развития истории. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли).

 

Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий.

 

Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью.


  1. Какую идею можно назвать основной в романе «Айвенго»?
  2. К какому жанру относится «Айвенго»? Почему?
  3. В чём новаторство В. Скотта в романе «Айвенго»?
  4. Какие персонажи показались вам наиболее интересными? Почему?


Вот как о В. Скотте отзывался русский критик В.Г. Белинский: «Это не то, что знакомый вам писатель: это неизменный друг всей вашей жизни, обаятельная беседа которого всегда утешит и усладит вас. Это поэт всех полов и всех возрастов, от отрочества, едва начинающего пробуждаться для сознания, до глубокой старости. […] Для молодых людей особенно полезны романы Вальтера Скотта: увлекая их в мир поэзии, они не только не отвлекают их от науки, но еще воспитывают и развивают в них историческое чувство, без которого изучение истории бесплодно, пробуждают в них охоту и страсть к этому первому и величайшему знанию нашего времени.» Влияние творчества В. Скотта на русскую литературу и русских писателей оказалось очень сильным, особенно в период развития и становления романтизма.


Контрольные вопросы

 

  1. Прочитайте первые четыре главы романа Вальтера Скотта «Айвенго».
  2. Какие русские писатели изображали историю своей Родины так же широко?
  3. Какие приёмы идеализации можно отметить в описании усадьбы Седрика?
  4. Почему в романе особое внимание обращено на проблему языка (противостояние английского и французского)?


Предыдущий урок
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Зарубежная литература
Следующий урок
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»
Зарубежная литература
  • Нарушение работы эндокринной системы и их предупреждение

    Биология

  • A Story. Рассказ

    Английский язык

  • Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники Болота

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке