Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Зарубежная литература

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

План урока

  • Слово об У. Шекспире
  • Трагедия «Ромео и Джульетта»

Цели урока

  • Знать биографию У. Шекспира, тематику и проблематику трагедии «Ромео и Джульетта»
  • Уметь анализировать текст драматического произведения

Разминка

  • Какие факты биографии Уильяма Шекспира вы знаете? Что вам известно о творчестве Уильяма Шекспира?
  • Что такое «драма» как род литературы? Какие драматические жанры вам знакомы?

 

Слово об У. Шекспире

Рис. 1. Уильям Шекспир. Рис. 1. Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир (1564–1616)

 

Имя Уильяма Шекспира – великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения – слышал каждый. Его наследие – это 154 сонета, стихотворные циклы, несколько небольших поэм и 37 пьес. 

 

О жизни У. Шекспира известно немного. Он родился в 1564 году в небольшом городке Стрэтфорде на реке Эйвон. Точная дата его рождения неизвестна. Отец У. Шекспира был состоятельным торговцем, и детство будущего драматурга прошло среди простых людей. Несмотря на то, что мальчик получил лишь начальное образование и с 14 лет помогал отцу в торговых делах, для своего времени он стал весьма образованным человеком.

 

Когда У. Шекспиру было 18 лет, его отец разорился, и юноша отправился в Лондон в поисках заработка. Он сменил несколько профессий, а в 1594 году оказался в театре, примкнув к труппе своего земляка, талантливого актера Бербеджа. В 1599 году Бербедж основывает свой театр «Глобус» – лучший из шести театров Лондона. Не секрет, что успех театра зависит от его репертуара, своим успехом Глобус обязан У. Шекспиру. Его оценили не только как актера, но и как драматурга. В 1612 году У. Шекспир покинул театр и вернулся в свой родной городок.

 

Шекспир жил и творил в переломное для Западной Европы время – в эпоху Возрождения. На исторической сцене появился новый класс – буржуазия, который подрывал устои феодального общества. Старые идеалы рушились, новые – зарождались. В Англии интенсивно внедрялся капиталистический способ производства. Усиливался разрыв между бедными и богатыми. В это же время люди стремились переосмыслить жизненные ценности.

 

Творчество У. Шекспира является ярким примером возникновения, расцвета, а затем кризиса гуманистической идеологии. Ранний период творчества драматурга проникнут оптимистической верой в решение социальных противоречий, это было время исторических хроник («Ричард II, «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI») и комедий («Укрощение строптивой», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь»). В хрониках выражена вера в торжество лучших начал в государственной жизни, а в комедиях – жизнерадостное настроение. 

 

Примерно с 1600 года У. Шекспир пытался разрешить вопросы противоречивой природы человека, который может подняться до величайших духовных высот и опуститься до преступления. Источником противоречий становится столкновение гуманистических ценностей с действительностью. В этот период написаны «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир». 

 

В последний, условно третий период творчества, Шекспир ищет выход из неразрешимых конфликтов и находит его в утопиях и сказках: «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка». 


Интересные факты о У. Шекспире

  • У. Шекспир обладал гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов, современный же англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.
  • У. Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые.
  • Не сохранилось ни одной рукописи У. Шекспира. Сохранились лишь шесть подписей на официальных документах сделанные его рукой.
  • Вся семья У. Шекспира – отец, мать, жена, дети – не знали грамоты. На данный момент нет ни одного сведения о том, что сам У. Шекспир был грамотным.
  • У. Шекспир — наивысшее выражение английской ренессансной литературы, более того, всей английской литературы: равного ему по творческому величию, значительности и жизнеспособности его наследия нет в литературной истории Англии. Национальный гений, У. Шекспир принадлежит к гениям европейской и мировой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира. Шекспировский взгляд на вещи необычай­но реален. Им все ухвачено, всему дана действительная цена. В этом чувстве, в этой реальности и трезвости восприятия и передачи действительности суть и основа его реализма.


  1. Какое образование получил У. Шекспир?
  2. Как назывался театр, в котором У. Шекспир состоялся как драматург?
  3. В каких жанрах писал У. Шекспир?


Трагедия «Ромео и Джульетта»

Рис. 2. В. Ерко. Рис. 2. В. Ерко.

История создания всемирно известной трагедии У. Шекспира уходит своими корнями в народные сказания о двух итальянских влюбленных и их художественные обработки, появлявшиеся в литературе Италии (Луиджи де Порто «Новонайденная история двух благородных влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео делла Скало», 1524; Маттео Банделло «Четыре книги новелл», 1554; Луиджи Грото «Адриана», 1578) на протяжении всего XVI века. Сюжет пьесы был разработан английским драматургом на основе поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», 1562). Первоначальное название произведения, датируемого 1593–1596 годом (точное время появления на свет пьесы установить невозможно), значилось как «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте». 


«Вечные образы»  («бродячие», «кочующие») — художественные образы произведений мировой литературы, которые возникают в рамках национальной литературы определённой эпохи, а потом становятся популярными в других странах, приобретают нарицательный смысл и сохраняют обобщающее художественное значение вплоть до нашего времени, так как в них воплощены общечеловеческие черты и ценности.


Рис. 3. Д. Шмаринов. «Ромео и Джульетта». 1963. Рис. 3. Д. Шмаринов. «Ромео и Джульетта». 1963.

Жанр произведения – трагедия – устанавливается в соответствии с литературными традициями эпохи Возрождения и определяется несчастливым концом (смертью главных героев). Состоящая из пяти действий пьеса открывается прологом, в котором кратко излагается сюжет «Ромео и Джульетты».

 

Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие. Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение конфликт как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.

 

Композиция трагедии на уровне фабулы имеет симметричное построение. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних – Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео. В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео – Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео. Исход первой дуэли – смерть Меркуцио, исход второй – смерть Тибальта. Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом (родственником князя, предполагаемым мужем Джульетты, то есть потенциальным Капулетти) и Ромео. Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты. Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты – в виде стоящих рядом золотых статуй.

 

Второе и четвертое действия пьесы посвящены развитию любовной линии: во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвертом – пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встает на страшный путь воссоединения с любимым супругом. 

 

Гибель детей (Ромео и Джульетты) – продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти – ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.

Основная идея пьесы заключается в утверждении новых нравственных ценностей, присущих человеку эпохи Возрождения. Руководствующиеся в своих чувствах страстью герои выходят из привычных рамок традиций: Ромео решается на тайный брак, Джульетта не разыгрывает из себя стыдливую леди, и оба они готовы идти против воли родителей и общества, чтобы быть вместе. Любви Ромео и Джульетты нет преград: их не страшит ни жизнь с ей чувственной стороной, ни смерть.

 

Художественный образ Джульетты эволюционно более изменчив, чем образ ее возлюбленного. В отличие от двадцатилетнего Ромео, уже познавшего страсть в лице неприступной Розалины и идущего напролом в своих отношениях с юной Капулетти, четырнадцатилетняя Джульетта продвигается в своих чувствах практически наощупь, руководствуясь только тем, что подсказывает ей сердце. Девушка страшится высказанного любовного признания, первой брачной ночи, мрачной семейной гробницы. Узнав о смерти двоюродного брата Тибальта, она первым делом обвиняет в этом Ромео, но быстро берет себя в руки, стыдится своего моментального предательства и занимает сторону мужа в этом конфликте. Колебания Джульетты обусловлены юным возрастом, отсутствием жизненного опыта, нежной женской натурой. Бурная страсть и мужская сущность Ромео не позволяют ему сомневаться ни в одном своем поступке. 

 

Характерное для позднего Средневековья и раннего Возрождения особое мировосприятие, сочетающее в себе христианские и языческие традиции, отразилось в трагедии Шекспира в художественных образах брата Лоренцо и проводимых им обрядах (исповедь, венчание, погребение) и Меркуцио, рассказывающего Ромео историю о королеве фей и эльфов – Маб. Религиозный аскетизм и языческое буйство жизни проявилось и в резкой смене настроений семейства Капулетти – от похоронного, из-за смерти племянника Тибальта до свадебного, в связи с предполагаемой свадьбой Джульетты. Отец девушки не видит ничего плохого в том, чтобы выдать дочь замуж по истечении трех дней с момента смерти двоюродного брата: для этого периода истории подобная поспешность нормальна, ведь она позволяет не слишком горевать из-за непоправимого.

 

Русские переводы трагедии появлялись, начиная с первой половины XIX века. Стихотворный перевод сцен из «Ромео и Джульетты» опубликовал в журнале «Московский наблюдатель» М.Н. Катков в 1838 году.

 

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.

 

Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.

 

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.

 

Культурная составляющая эпохи выразилась в описаниях таких обычаев как приход незваных, но знакомых хозяину праздника, гостей под масками (Ромео с друзьями в доме Капулетти), вызов на дуэль через грызню ногтя большого пальца (образ Самсона – одного из слуг Капулетти), приход жениха в дом невесты в день свадьбы с целью разбудить свою суженую (вход Париса в дом Капулетти), принятие образа факельщика тем гостем, который не желает танцевать во время бала (влюбленный в Розалину Ромео, не желающий веселиться вместе с друзьями).


Контрольные вопросы

 

  1. Почему Ромео и Джульетта являются «вечными образами»?
  2. Какая основная идея трагедии?
  3. Какие темы поднимаются в трагедии?


Предыдущий урок
Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
Зарубежная литература
Следующий урок
В. Скотт. «Айвенго»
Зарубежная литература
  • Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов

    Геометрия

  • Миграции населения в России. География рынка труда

    География

  • Эволюция. Расы человека. Общий обзор организма

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке