- Слово о Ж.-Б. Мольере
- Комедия «Мещанин во дворянстве»
- Знать биографию Мольера, тематику и проблематику комедии «Мещанин во дворянстве», особенности жанра комедия-балет
- Уметь анализировать текст драматического произведения
- Что вам известно о творчестве Жана-Батиста Мольера?
- Что такое «комедия» как жанр драмы?
Слово о Ж.-Б. Мольере

Жан-Батист Мольер (1622–1673)
Мольер – творческий псевдоним Жана-Батиста Поклена – французского актера и драматурга, одного из величайших комедиографов мировой литературы.
Мольер родился в семье придворного обойщика в Париже, получил хорошее юридическое образование в Клермонском коллеже – привилегированном учебном заведении, но юристом не стал. Мольер с детства мечтал стать актером, и после окончания колледжа осуществил свою мечту. Вместе с единомышленниками он основал в Париже «Блистательный театр», но начинание это провалилось, и театр пришлось закрыть.
С 1646 года на протяжении 13 лет Мольер вместе с труппой бродячих актеров путешествует по Франции. Труппа давала представления как на ярмарках, так и в богатых поместьях. Мольер присматривался и к простолюдинам, и к знатным вельможам. Этот опыт лег в основу его пьес.
В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду.
Как блестящий актер Мольер поначалу не задумывался о литературе, но бедность репертуара французских театров заставила его обратиться к написанию пьес.
Во всех своих комедиях Мольер разоблачает низкие человеческие страсти и пороки. Согласно законам классицизма каждый герой Мольера – носитель какой-либо одной яркой черты: в пьесе «Дон Жуан» (1665) разоблачается распущенность и эгоизм, в комедии «Скупой» (1668) – скупость в ее крайнем проявлении, в комедии «Мещанин во дворянстве» – тщеславие, в комедии «Мнимый больной» (1670) – глупость доверчивых пациентов и невежественность докторов-шарлатанов. Его сатира направлена против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии, комической страсти стать дворянином. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации.
Особое место в творчестве драматурга занимает комедия «Мизантроп», в которой главный герой разоблачает общепринятые, но аморальные порядки, царящие в обществе. Он пытается вести себя иначе, чем окружающие его люди, но вызывает лишь насмешки и презрение окружающих. Тогда герой начинает испытывать отвращение к людям.
В 1673 году во время спектакля «Мнимый больной», в котором Мольер играл главную роль, драматург почувствовал себя плохо. После спектакля Мольер умер.
Мольер – создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции французского народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, Мольер создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», Мольер выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.
Творчество великого французского драматурга Мольера связано с эпохой абсолютизма. Наука и искусство, литература и музыка – всё должно было служить королю. Именно в это время сформировались основные законы классицизма. Строгий отбор героев, чувства которых подчиняются только разуму, строгое следование законам жанра и правилу трёх единств – такие требования предъявлял писателям теоретик классицизма Буало. Законам классицизма следовали и эти знаменитые французские драматурги XVII века – Пьер Корнель, автор «Сида», Жан Расин, перу которого принадлежат трагедия «Андромаха» и «Федра». Нарушил эти традиции Жан-Батист Мольер.
Мольер оставил богатое наследие — более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии — комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. В нем видят провозвестника французской оперы.
- Какое образование получил Ж.-Б. Мольер?
- В чем новаторство Ж.-Б. Мольера в драматургии?
- Против чего направлена сатира Ж.-Б. Мольера?
- Какая комедия стала последней в творчестве Ж.-Б. Мольера?
Комедия «Мещанин во дворянстве»
Новаторством Мольера в драматургии было соединение жанра комедии с балетом: драматическое действие сочеталось с танцами и музыкой. Такой комедией стал «Мещанин во дворянстве».
Замысел комедии возник у Мольера после одного курьезного случая: турецкий посол оскорбил французского короля, сказав, что конь турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Король разгневался, изгнал посла из страны и поручил Мольеру выставить турок в одной из своих комедий в смешном виде. Но в комедии Мольер высмеял неестественность и пышность не только турок, но и французских дворян.
Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября 1670 года. Роль господина Журдена исполнял Мольер.
Первый русский перевод комедии был выполнен П. Свистуновым и издан в 1761 году. Первая постановка - 25 января 1756 года в Российском театре в Санкт-Петербурге.
Мещанин — человек, принадлежавший к городскому ремесленно- торговому слою населения городской мелкой буржуазии.
Главный порок, который Мольер высмеивает в комедии – тщеславие. Для полного счастья разбогатевшему мещанину Журдену необходимо дворянское звание, которое он готов купить любой ценой. Мольер осуждает тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса. Драматург говорит о том, что не почетное звание делает человека человеком, а его личные качества. Любая попытка занять не свое, а чужое место в жизни делает человека смешным и жалким, отдает его во власть мошенников. Почетно и достойно заниматься своим делом.
В комедии две сюжетные линии:
- линия молодых влюблённых, Люсиль и Клеонта, стремящихся соединиться – это воплощение традиций итальянской комедии;
- конфликт между семьёй и утратившим разум отцом семейства, который сам вынуждает окружающих идти на обман и дурачить его – фарс (ссора между глупым мужем и умной и злой женой).
Обе линии, воплощающие разные традиции гармонично соединяются в единство действия на сцене Мольера.
Сцена посвящения Журдена в мамамуши – кульминация комедии и в то же время дань существовавшей тогда моде на «восточный» колорит. «Мамамуши… это самый почётный сан, какой только есть в мире, – вы станете в один ряд с наизнатнейшими вельможами», – уверяет тщеславного сумасброда хитрый Ковьель. Герой комедии не замечает, что стал предметом насмешек и откровенного надувательства, в котором участвуют и близкие ему люди.

Забавные бытовые сцены, народный юмор, сочный язык характерны и для комедии «Мещанин во дворянстве». Мольер достигает блестящего мастерства в построении диалога. Действие комедии обрамлено затейливой балетной рамкой. Танцы связаны с сущностью эпизодов и органически включаются в действие.
Комедии французского драматурга шли на русской сцене уже в конце XVII века. Горячим его почитателем был известный русский актёр М.С. Щепкин. Гениально исполнил роль Аргана в Художественном театре К.С. Станиславский, особенно ценивший Мольера за то, что «он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок или страсть». Живые, остроумные комедии Мольера прочно вошли в репертуар российского театра.
Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Ограниченный до тупости, мольеровский мещанин, однако, верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги. Великий драматург смеется не над конкретным человеком, а высмеивает тщеславие и стремление всячески подражать любым внешним признакам высшего сословия, при этом не меняясь внутренне. Главное содержится не в титуле и не в костюме. Честь, достоинство, ум и образованность купить нельзя. Доверчивый и простодушный, честный, хотя и недалекий Журден более привлекателен, чем живущие на его деньги, но презирающие героя аристократы.
В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни. Игра Журдена в дворянство – это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы. И трагедия аристократического общества, еще более глубокая, чем Журдена: ведь для мещанина это стало всего лишь ступенькой на пути к духовному росту, а для аристократии в подобном поведении и заключался смысл жизни.
Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам. В комедии разоблачается тщеславие, связанное с определенной социальной средой и эпохой. Историческая эпоха умерла, дворянство, стимулировавшее тщеславие Журдена, умерло, и часть актуальности пьесы отмерла вместе с ними. Но тщеславие еще осталось — значит, сатирические образы актуальны и сегодня. Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки общества", актуальны особенно.
- В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
- Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор?
- Всегда ли господин Журден только смешон?
- Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?
Александр Веселовский так отзывался о комедиографе: «Мольер подобно Шекспиру, Шиллеру, Гёте, Байрону принадлежит к числу таких писателей, которые могут считаться «иностранными» для русских только формально, но по духу вошли в русское
литературное сознание вполне органически... Ни один иноязычный народ не создал Мольеру такой славы, как народ русский.»
Контрольные вопросы
- Согласны ли вы с высказыванием А. Веселовского?
- Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
- Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?