Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Зарубежная литература

09.12.2023
1834
0

Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»

План урока

  • Слово о Ж.-Б. Мольере
  • Комедия «Мещанин во дворянстве»

Цели урока

  • Знать биографию Мольера, тематику и проблематику комедии «Мещанин во дворянстве», особенности жанра комедия-балет
  • Уметь анализировать текст драматического произведения

Разминка

  • Что вам известно о творчестве Жана-Батиста Мольера?
  • Что такое «комедия» как жанр драмы?

Слово о Ж.-Б. Мольере

Рис. 1. Ж.-Б. Мольер.

Жан-Батист Мольер (1622–1673)

 

Мольер – творческий псевдоним Жана-Батиста Поклена – французского актера и драматурга, одного из величайших комедиографов мировой литературы. 

 

Мольер родился в семье придворного обойщика в Париже, получил хорошее юридическое образование в Клермонском коллеже – привилегированном учебном заведении, но юристом не стал. Мольер с детства мечтал стать актером, и после окончания колледжа осуществил свою мечту. Вместе с единомышленниками он основал в Париже «Блистательный театр», но начинание это провалилось, и театр пришлось закрыть.

 

С 1646 года на протяжении 13 лет Мольер вместе с труппой бродячих актеров путешествует по Франции. Труппа давала представления как на ярмарках, так и в богатых поместьях. Мольер присматривался и к простолюдинам, и к знатным вельможам. Этот опыт лег в основу его пьес. 

 

В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду.

 

Как блестящий актер Мольер поначалу не задумывался о литературе, но бедность репертуара французских театров заставила его обратиться к написанию пьес.

 

Во всех своих комедиях Мольер разоблачает низкие человеческие страсти и пороки. Согласно законам классицизма каждый герой Мольера – носитель какой-либо одной яркой черты: в пьесе «Дон Жуан» (1665) разоблачается распущенность и эгоизм, в комедии «Скупой» (1668) – скупость в ее крайнем проявлении, в комедии «Мещанин во дворянстве» – тщеславие, в комедии «Мнимый больной» (1670) – глупость доверчивых пациентов и невежественность докторов-шарлатанов. Его сатира направлена против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии, комической страсти стать дворянином. Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации.

 

Особое место в творчестве драматурга занимает комедия «Мизантроп», в которой главный герой разоблачает общепринятые, но аморальные порядки, царящие в обществе. Он пытается вести себя иначе, чем окружающие его люди, но вызывает лишь насмешки и презрение окружающих. Тогда герой начинает испытывать отвращение к людям. 

 

В 1673 году во время спектакля «Мнимый больной», в котором Мольер играл главную роль, драматург почувствовал себя плохо. После спектакля Мольер умер.

 

Мольер – создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, Мольер создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», Мольер выдвигал новые художественные принципы: жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.

 

Творчество великого французского драматурга Мольера связано с эпохой абсолютизма. Наука и искусство, литература и музыка – всё должно было служить королю. Именно в это время сформировались основные законы классицизма. Строгий отбор героев, чувства которых подчиняются только разуму, строгое следование законам жанра и правилу трёх единств – такие требования предъявлял писателям теоретик классицизма Буало. Законам классицизма следовали и эти знаменитые французские драматурги XVII века – Пьер Корнель, автор «Сида», Жан Расин, перу которого принадлежат трагедия «Андромаха» и «Федра». Нарушил эти традиции Жан-Батист Мольер.

 

Мольер оставил богатое наследие — более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии — комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. В нем видят провозвестника французской оперы.


  1. Какое образование получил Ж.-Б. Мольер?
  2. В чем новаторство Ж.-Б. Мольера в драматургии?
  3. Против чего направлена сатира Ж.-Б. Мольера?
  4. Какая комедия стала последней в творчестве Ж.-Б. Мольера?


Комедия «Мещанин во дворянстве»

Новаторством Мольера в драматургии было соединение жанра комедии с балетом: драматическое действие сочеталось с танцами и музыкой. Такой комедией стал «Мещанин во дворянстве». 

Рис. 2. У.П. Фрайт. Иллюстрация к комедии-балету Мольера «Мещанин во дворянстве».

Замысел комедии возник у Мольера после одного курьезного случая: турецкий посол оскорбил французского короля, сказав, что конь турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Король разгневался, изгнал посла из страны и поручил Мольеру выставить турок в одной из своих комедий в смешном виде. Но в комедии Мольер высмеял неестественность и пышность не только турок, но и французских дворян. 

 

Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. В театре Пале-Рояль комедия была показана 23 ноября 1670 года. Роль господина Журдена исполнял Мольер.

 

Первый русский перевод комедии был выполнен П. Свистуновым и издан в 1761 году. Первая постановка - 25 января 1756 года в Российском театре в Санкт-Петербурге.


Мещанин — человек, принадлежавший к городскому ремесленно- торговому слою населения городской мелкой буржуазии.


Главный порок, который Мольер высмеивает в комедии – тщеславие. Для полного счастья разбогатевшему мещанину Журдену необходимо дворянское звание, которое он готов купить любой ценой. Мольер осуждает тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса. Драматург говорит о том, что не почетное звание делает человека человеком, а его личные качества. Любая попытка занять не свое, а чужое место в жизни делает человека смешным и жалким, отдает его во власть мошенников. Почетно и достойно заниматься своим делом.

 

В комедии две сюжетные линии:

  • линия молодых влюблённых, Люсиль и Клеонта, стремящихся соединиться – это воплощение традиций итальянской комедии;
  • конфликт между семьёй и утратившим разум отцом семейства, который сам вынуждает окружающих идти на обман и дурачить его – фарс (ссора между глупым мужем и умной и злой женой).

 

Обе линии, воплощающие разные традиции гармонично соединяются в единство действия на цене Мольера.

 

Сцена посвящения Журдена в мамамуши – кульминация комедии и в то же время дань существовавшей тогда моде на «восточный» колорит. «Мамамуши… это самый почётный сан, какой только есть в мире, – вы станете в один ряд с наизнатнейшими вельможами», – уверяет тщеславного сумасброда хитрый Ковьель. Герой комедии не замечает, что стал предметом насмешек и откровенного надувательства, в котором участвуют и близкие ему люди. 

Рис.3. Ч.Р. Лесли. Николь колет г-на Журдена рапирой.

Забавные бытовые сцены, народный юмор, сочный язык характерны и для комедии «Мещанин во дворянстве». Мольер достигает блестящего мастерства в построении диалога. Действие комедии обрамлено затейливой балетной рамкой. Танцы связаны с сущностью эпизодов и органически включаются в действие.

 

Комедии французского драматурга шли на русской сцене уже в конце XVII века. Горячим его почитателем был известный русский актёр М.С. Щепкин. Гениально исполнил роль Аргана в Художественном театре К.С. Станиславский, особенно ценивший Мольера за то, что «он описывает жизнь, происшествие, частное лицо, а получается общечеловеческий порок или страсть». Живые, остроумные комедии Мольера прочно вошли в репертуар российского театра.

 

Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Ограниченный до тупости, мольеровский мещанин, однако, верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги. Великий драматург смеется не над конкретным человеком, а высмеивает тщеславие и стремление всячески подражать любым внешним признакам высшего сословия, при этом не меняясь внутренне. Главное содержится не в титуле и не в костюме. Честь, достоинство, ум и образованность купить нельзя. Доверчивый и простодушный, честный, хотя и недалекий Журден более привлекателен, чем живущие на его деньги, но презирающие героя аристократы.

Рис. 4. У.П. Фрайт. Г-н Журден, сделав два поклона, оказывается на слишком близком расстоянии от Доримены.

В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни. Игра Журдена в дворянство – это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы. И трагедия аристократического общества, еще более глубокая, чем Журдена: ведь для мещанина это стало всего лишь ступенькой на пути к духовному росту, а для аристократии в подобном поведении и заключался смысл жизни. 

 

Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам. В комедии разоблачается тщеславие, связанное с определенной социальной средой и эпохой. Историческая эпоха умерла, дворянство, стимулировавшее тщеславие Журдена, умерло, и часть актуальности пьесы отмерла вместе с ними. Но тщеславие еще осталось — значит, сатирические образы актуальны и сегодня. Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки общества" актуальны особенно.


  1. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
  2. Какими приёмами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор?
  3. Всегда ли господин Журден только смешон?
  4. Что вы можете сказать о молодых персонажах комедии (Люсиль, Клеонт, Николь, Ковьель)? Всегда ли вы на стороне этих героев комедии?


Александр Веселовский так отзывался о комедиографе: «Мольер подобно Шекспиру, Шиллеру, Гёте, Байрону принадлежит к числу таких писателей, которые могут считаться «иностранными» для русских только формально, но по духу вошли в русское 

литературное сознание вполне органически... Ни один иноязычный народ не создал Мольеру такой славы, как народ русский.»


Контрольные вопросы

 

  1. Согласны ли вы с высказыванием А. Веселовского?
  2. Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
  3. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
  4. Какими приемами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор? Покажите на примерах, как драматург создает человеческий характер.


Предыдущий урок
Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
Зарубежная литература
Следующий урок
В. Скотт. «Айвенго»
Зарубежная литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Постоянный электрический ток. Электрический ток. Условия его возникновения. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. Сила тока

    Физика

  • Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

    Алгебра

  • Северная война: от Нарвы до Полтавы. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке