Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Теорема Пифагора. Прямая теорема Пифагора. Обратная теорема Пифагора

Треугольники

07.12.2024
1997
0

Обратная теорема Пифагора

План урока

  • Обратная теорема Пифагора
  • Применение обратной теоремы Пифагора

Цели урока

  • Знать обратную теорему Пифагора
  • Уметь применять обратную теорему Пифагора для решения задач

Разминка

  • Сформулируйте теорему Пифагора
  • Подберите три натуральных числа abc, удовлетворяющих равенству a2+b2=c2

Обратная теорема Пифагора

 

Не менее важной, чем теорема Пифагора, является обратная теорема. Эту теорему можно рассматривать как признак прямоугольного треугольника.


Теорема (обратная теореме Пифагора)

 

Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны, то такой треугольник прямоугольный:

 

если в треугольнике ABC AC2+BC2=AB2, то C=90°.


Доказательство

Рис. 1. К доказательству теоремы

Пусть в треугольнике ABC (рис. 1, а) AC2+BC2=AB2.

 

Докажем, что угол C прямой.

 

Рассмотрим прямоугольный треугольник A1B1C1 с прямым углом C1, в котором A1C1=ACB1C1=BC 
(рис. 1, б). По теореме Пифагора

 

A1B12=A1C12+B1C12

 

а с учетом равенства двух пар сторон рассматриваемых треугольников 

 

A1B12=AC2+BC2=AB2

 

т. е. A1B1=AB. Тогда A1B1C1=ABC по трем сторонам, откуда C=C1=90°.

 

Теорема доказана.


Из доказанной теоремы, в частности, следует, что треугольник со сторонами 34 и 5 — прямоугольный: 32+42=52. Об этом знали еще древние египтяне: для построения прямых углов на местности они делили бечевку на 12 равных частей, связывали ее концы, а потом с помощью кольев натягивали ее так, чтобы получился прямоугольный треугольник. Именно поэтому прямоугольные треугольники со сторонами, пропорциональными числам 34 и 5, называют египетскими треугольниками. Вообще, тройки чисел abc, для которых выполняется равенство a2+b2=c2, принято называть пифагоровыми тройками, а треугольники, длины сторон которых являются пифагоровыми тройками, — пифагоровыми треугольниками


Пример 1

 

Определите, является ли треугольник со сторонами пропорциональными данным трем числам, прямоугольным: 

а) 6810

б) 567.


Решение

 

а) Обозначим стороны треугольника 6x8x10x

 

(10x)2=(6x)2+(8x)2,

 

100x2=36x2+64x2.

 

Следовательно, по теореме, обратной теореме Пифагора, данный треугольник прямоугольный.

 

б) Обозначим стороны треугольника 5x6x7x.

 

(7x)2(5x)2+(6x)2,

 

49x225x2+36x2.

 

Треугольник не является прямоугольным.

 

Ответ: а) является;      б) не является.


Пользуясь теоремой, обратной теореме Пифагора, составим пифагоровы тройки:


       a       

   3   

   5   

   7   

   8   

   9   

  20  

  28  

    2mn    

b

4

12

24

15

40

21

45

m2n2

c

5

13

25

17

41

29

53

m2 + n2


Упражнение 1

 

1. Определите, является ли прямоугольным треугольник со сторонами:

а) 456;        б) 51213;        в) 2713;        г) 6810.

 

2. Стороны треугольника равны 12 см16 см и 20 см. Какой угол образует с наименьшей стороной биссектриса наибольшего угла?


Пример 2

 

Основания трапеции равны 8 см и 42 см, а диагонали 30 см и 40 см. Найдите площадь трапеции.


Решение

Рис. 2. К решению примера 2

Рассмотрим трапецию ABCD с диагоналями AC=30 см и BD=40 см (рис. 2). Проведем прямую CE параллельную BD. Четырехугольник BCED — параллелограмм по определению, BC=DEBD=CE.

 

Тогда в треугольнике  ACE AC=30 смCE=40 смAE=8 см+42 см=50 см. По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник ACE  прямоугольный, ACCE. Высота трапеции ABCD и треугольника ACE равны, обозначим h.

 

SABCD=12(AD+BC)·h

 

SACE=12AE·h=12(AD+BC)·h.

 

Площадь треугольника ACE равна площади трапеции ABCD, площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

 

SABCD=12AC·CE=12AC·BD=12·30·40=600 см2.

 

Ответ: 600 см2.


Для вычисления площади трапеции ABCD можно воспользоваться теоремой о площади четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями.


Упражнение 2

 

1. Стороны треугольника равны 15 см20 см и 25 см. Найдите медиану и высоту, проведенные к наибольшей стороне.

 

2. Диагонали параллелограмма равны 16 см и 30 см, а сторона — 17 см. Докажите, что данный параллелограмм является ромбом.


Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте теорему обратную теореме Пифагора.

 

2. Какие треугольники называются пифагоровыми? Приведите примеры пифагоровых треугольников.


Ответы

Упражнение 1

 

1. а) нет;       б) да;        в) нет;         г) нет.

2. 45°.

 

 

Упражнение 2

 

1. Медиана 12,5 см, высота 12 см.

2. По теореме обратной теореме Пифагора диагонали параллелограмма взаимно перпендикулярны, значит данный параллелограмм — ромб.


Предыдущий урок
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников
Треугольники
Следующий урок
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников
Треугольники
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Архитектура. Живопись и скульптура. Театр

    История

  • М.А. Осоргин. «Пенсне»

    Литература

  • Строение и функция скелета. Строение костей и их соединение

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке