- Среднее пропорциональное двух чисел;
- Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
- Применение метрических соотношений прямоугольного треугольника.
- Знать определение среднего пропорционального двух отрезков, метрические соотношения прямоугольных треугольников;
- Уметь применять метрические соотношения прямоугольных треугольников.
- Какие треугольники называются подобными?
- Какими свойствами обладают подобные треугольники?
- Как доказать подобие треугольников?
- Сформулируйте теорему Пифагора.
Определение среднего пропорционального двух чисел
Пример 1
Доказать, что высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, разделяет треугольник на два подобных прямоугольных треугольника, каждый из которых подобен данному треугольнику.
Решение
Рассмотрим прямоугольный треугольник с прямым углом , – высота (рис. 1). Докажем подобие треугольников и ; и ; и .
В прямоугольном треугольнике , но (из треугольника ), значит, , — общий. Таким образом, по двум углам. Аналогично доказывается подобие треугольников и по двум углам, треугольников и по двум углам, что и требовалось доказать.
Подобие треугольников позволяет установить ряд соотношений между длинами некоторых отрезков в треугольнике и окружности (такие соотношения называют метрическими).
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
Отрезок называется средним пропорциональным
(средним геометрическим) между отрезками и , если
или .
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые она делит гипотенузу.
Действительно, если вернуться к выводам, полученным в решении примера 1, из подобия треугольников и следует, что , или .
Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное для гипотенузы и отрезка гипотенузы, заключенного между катетом и высотой, проведенной из вершины прямого угла.
Из того, что ~ (пример 1), следует или .
Из того, что ~ (пример 1), следует или .
Пример 2
Биссектриса прямого угла прямоугольного треугольника делит гипотенузу на отрезки длиной 15 см и 20 см. Найдите длины отрезков, на которые ее делит высота треугольника.
Решение
Рассмотрим прямоугольный треугольник с прямым углом , – биссектриса, – высота, , (рис. 2). Найдем длины отрезков и .
По свойству биссектрисы треугольника . По теореме Пифагора . Введем обозначения: , . Составим и решим уравнение:
.
Длины катетов равны , .
Вычислим длины отрезков и , используя метрические соотношения для катетов прямоугольного треугольника:
, , , .
Тогда .
Ответ: 22,4 см и 12,6 см
Пример 3
Найдите периметр прямоугольного треугольника, в котором катет равен 15 см, а отрезок гипотенузы, заключенный между этим катетом и основанием высоты, проведенной из вершины прямого угла, равен 9 см.
Решение
Рассмотрим прямоугольный треугольник , , – высота, , (рис. 3).
Используя метрическое соотношение прямоугольного треугольника для катета, найдем длину гипотенузы данного треугольника: , ,
, .
По теореме Пифагора , , .
Периметр треугольника равен:
.
Ответ: 60 см.
Упражнения
1. В прямоугольном треугольнике () проведена высота (рис. 3). Найдите:
а) , если , ;
б) и , если , .
2. Высота прямоугольного треугольника равна 24 см и делит гипотенузу в отношении 9:16. Найдите катеты треугольника.
3. Перпендикуляр, проведенный из середины основания равнобедренного треугольника к боковой стороне, делит ее на отрезки длиной 2,25 см и 4 см. Найдите высоту треугольника, проведенную к боковой стороне.
Контрольные вопросы
1. Может ли высота прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, быть меньше каждого из отрезков гипотенузы; быть равной отрезку гипотенузы?
2. Отрезки и — отрезки гипотенузы, заключенные между катетами и и высотой прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла. Сравните:
а) и , если ;
б) и , если .
3. Могут ли быть подобными неравные прямоугольные треугольники с общей гипотенузой; с общим катетом?
4. Для построения четвертого пропорционального отрезка ученик предложил построить прямоугольный треугольник с катетами и и гипотенузой и провести в нем высоту из вершины прямого угла, равную . Другой ученик утверждает, что этот способ ошибочный. Кто из учеников прав?
1. а) 10 см; б) 30 см и 40 см.
2. 30 см и 40 см.
3. 6 см.