Конспект урока: Общая характеристика простейших

19.04.2024

Общая характеристика простейших

1. Клеточное строение простейших.
  2. Особенности среды обитания и жизнедеятельности простейших.

• знать основные понятия темы: простейшие, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, циста, половое размножение, бесполое размножение, раздражимость
  • знать особенности строения, жизнедеятельности, основные признаки простейших
  • уметь определять простейшее по внешнему виду

Историческая справка

Простейшие — очень маленькие организмы, поэтому они были открыты и изучены только с появлением микроскопа.

Голландский учёный Антони ван Левенгук и английский учёный Роберт Гук независимо друг от друга изобрели в XVII в. замечательный увеличительный прибор микроскоп. И совершили открытия: Гук — тканевого и клеточного строения растений на основе изучения обычной пробки, Левенгук — микроскопических одноклеточных организмов на основе рассматривания капли воды из бочки. Учёный назвал эти организмы «анималькули». Мы их знаем как простейших.

Клеточное строение простейших

Само название «простейшие» говорит о том, что эти организмы достаточно просто устроены. Но у них есть все необходимые для жизни органоиды и структуры. Рассмотрите рис. 1: на нём изображена амёба протей — амёба обыкновенная. Это одноклеточный организм без постоянной формы.

Рис. 1. Амёба обыкновенная

Рассмотрим в ней признаки животной клетки:

• есть пластичная мембрана, защищающая клетку снаружи;
  • есть цитоплазма, защищающая органоиды от повреждений при движении внутри клетки и служащая местом транспорта веществ;
  • ядро — хранитель наследственной информации, митохондрии — источник энергии.

Рис. 2. Представители простейших

Также у простейших есть и другие органоиды, выполняющие свои важные функции (см. рис. 2):

• ложноножки амёбы, жгутики жгутиконосцев и реснички инфузорий являются органоидами передвижения;
  • сократительные вакуоли выполняют роль органов выделения;
  • у некоторых простейших есть плотная клеточная стенка и хлоропласты, как у растений;
  • может быть светочувствительный глазок, позволяющий ощущать величину освещения и двигаться в его сторону.

Вопрос для самопроверки

На основе изученного материала расскажите, какие признаки животной клетки и какие признаки растительной клетки могут быть у простейших.

Клеточное строение простейших

Особенностью простейших является их требовательность к условиям среды: они не могут жить в сухих местах, только там, где есть вода. Поэтому мы не встретим простейших в засушливых почвах или в наземно-воздушной среде с низкой влажностью. Простейшие — обитатели водной среды, заболоченных почв и организмов, в которых чувствуют себя как дома в жидкостях, находящихся в клетках и тканях животных и растений.

Простейшим свойственны все признаки живого.

Если они лишены органоидов движения и живут в толще воды, то двигаются пассивно вместе с течением. Но существуют активно передвигающиеся простейшие, у которых есть ложноножки, реснички или жгутики. Также есть простейшие, ведущие прикреплённый образ жизни.

Дышат простейшие всей поверхностью тела через оболочку, добывая кислород из окружающей воды.

Питаются некоторые простейшие также всей поверхностью тела, образуя пищеварительные пузырьки из участков клеточной мембраны. Но есть и простейшие, у которых в одной из частей клетки находится постоянный клеточный рот.

Лишние и переработанные вещества эти организмы выделяют при помощи сократительных вакуолей.

Простейшие, как и все организмы, обладают свойством раздражимости — могут реагировать на изменения и влияние окружающей среды: изменение температуры, химического состава среды, давления или освещённости. Реагируют они чаще всего движением: отклоняются или перемещаются в другое место.

Ещё одним способом реакции на изменение условий среды является образование цисты — формы покоя простейшего. Циста образуется при условиях сильного изменения температуры в сторону жары или холода и при засухе, когда без воды организм не может прожить. При этом в клетке замедляются все процессы жизнедеятельности, она покрывается дополнительной очень плотной и прочной оболочкой до наступления более благоприятного периода.

Размножение простейших может происходить двумя способами:

• бесполое размножение путём деления клетки на две или на множество частей;
  • половое размножение путём воспроизведения себе подобных особей при соединении половых клеток или обмена наследственной информацией, как это происходит у инфузорий.

Итоги

Простейшие — многочисленная группа одноклеточных организмов. Их клетка имеет все необходимые органоиды и структуры, характерные для животной клетки. Но есть и исключения: некоторые простейшие имеют органоиды растений. Главное требование к среде обитания — наличие воды. Все простейшие обладают всеми признаками живого: питаются, дышат, размножаются, двигаются, реагируют на изменения окружающей среды.

1. Дайте определение основным понятиям темы: простейшие, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, циста, половое размножение, бесполое размножение, раздражимость.

2. Сравните клетку амёбы обыкновенной с клеткой растения и найдите основные отличия.

3. Какие условия среды обитания необходимы для всех простейших?

4. Как простейшие переносят неблагоприятные условия среды?

Что изучает зоология? Строение тела животного