Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов

Морфология

Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов

 

На прошлом уроке вы узнали о различных способах образования глаголов: приставочном, суффиксальном и приставочно-суффиксальном. Кроме того, вы изучили орфограммы «Приставки пре- и при-» и «Буквы ы – и после приставок».

 

Завершая знакомство с этой частью речи, сегодня мы поговорим об употреблении глаголов в речи и их правильном произношении.

 

План урока

  • Выразительность глаголов
  • Смысловые группы глаголов
  • Ряды глаголов-синонимов
  • Частотность глаголов в речи
  • Произношение глаголов с -ться/-тся
  • Ударение в формах глаголов прошедшего времени

Цели урока

  • Знать: особенности употребления глаголов в текстах различных функциональных стилей, правила произношения глаголов
  • Уметь: рассуждать о роли глагола в речи (его образности, смысловых группах, частоте употребления), правильно произносить глаголы

 

Употребление глаголов в речи

 

О силе и выразительности русского глагола говорили многие. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие!» – утверждал писатель А. К. Югов. По словам нашего современника, писателя Ю. Бондарева, «вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

 

Глаголы обладают большим выразительным потенциалом в руках тех, кто умеет точно подобрать нужное слово для представления предмета.

 

Многие загадки строятся на том, что в тексте с помощью названий действий создаётся представление о неконкретном предмете:

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает, 

Осенью оживает. (Снег)

 

В современном русском языке глаголы делятся на разные смысловые группы, в зависимости от того, какие действия обозначают:

 

  1. связанные с трудовой деятельностью (вязать, строгать, полоть, строить);
  2. связанные с умственной и речевой деятельностью (размышлять, мечтать, разговаривать);
  3. связанные с перемещением и положением в пространстве (ходить, плыть, сидеть, прыгать);
  4. называющие различные состояния (тосковать, обожать, злиться, недомогать);
  5. называющие состояния природы (смеркается, вьюжит, темнеет) и др.

В русском языке глаголы способны образовывать большие ряды синонимов. Например, значение речи может быть выражено такими глаголами: говорить, произносить, болтать, трепаться, лепетать, баять, изрекать, толковать и т. д. Каждый синоним имеет определенный, свойственный только ему оттенок значения. Говорить – самый нейтральный вариант, который обозначает «вслух выражать свои мысли». Болтать и трепаться имеют разговорную окраску, даже пренебрежительную.

 

По данным, собранным учёными, после существительных глагол занимает второе место по частоте употребления. Примечательно, что в текстах разных стилей глагол используется в разных количествах. Например, в текстах официально-делового стиля примерно 6% глаголов, в научном – приблизительно 10%. Самые частотные в речи глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и др. 

 

Гораздо чаще глаголы употребляются в художественном стиле. Глаголы составляют до 15% всех слов среднестатистического художественного текста. Писатели используют в своих творениях весь широкий спектр возможностей глагола: его прямое и переносное значение, морфологические категории глагола (время, вид, наклонение и т. д.); фразеологизмы, крылатые фразы, пословицы и поговорки, содержащие слова данной части речи; синонимы и антонимы.

 

Произношение глаголов

 

На месте -ться/-тся в глаголах произносится [цъ]. Так происходит из-за того, что звук [ц] образуется путем слияния двух звуков - [т] и [с].

 

Ещё одно орфоэпическое правило связано с постановкой ударения в различных формах глагола. Часто глаголы в форме прошедшего времени мужского, среднего рода и в форме множественного числа имеют ударение на основе, а в форме женского рода – на окончании. Например: гна́тьгна́л, гна́ло, гна́ли, НО гнала́; взя́тьвзя́л, взя́ло, взя́ли, НО взяла́.


Контрольные вопросы:

 

  1. В чём, по мнению отечественных писателей, заключена выразительность глаголов?
  2. О каких смысловых группах глаголов вы узнали? Приведите примеры.
  3. Приведите пример синонимичного ряда глаголов.
  4. В каком стиле речи глаголы встречаются чаще всего?
  5. Почему в глаголах на месте -ться/-тся произносится один звук?
  6. В какой глагольной форме прошедшего времени ударение переносится с основы на окончание?


Предыдущий урок
Порядковые числительные
Морфология
Следующий урок
Употребление имен прилагательных в речи
Морфология
  • Учение — деятельность школьника

    Обществознание

  • Распространение плодов и семян

    Биология

  • Гомер. «Одиссея»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке