Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

Морфология

28.03.2024
1454
0

Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

 

На прошлом уроке вы узнали об описании состояния окружающей среды. Сегодня мы снова вернёмся к изучению местоимений и поговорим об указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимениях.

 

План урока

  • Указательные местоимения
  • Определительные местоимения
  • Вопросительно-относительные местоимения

Цели урока

  • Знать: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений
  • Уметь: распределять местоимения по уже изученным разрядам, правильно употреблять их в устной и письменной речи

Указательные местоимения


Указательные местоимения тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др.


Местоимения этот, тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди подобных. Местоимение этот указывает на более близкий предмет, а местоимение тот – на более далёкий: “На этом участке пионеры работали сегодня, а на том будут завтра”. В предложении обычно являются определениями.

 

Местоимения такой, таков, этакий указывают на схожесть предметов или признаков, а также на высокую меру оценки. Местоимение таков не склоняется, но изменяется по родам и числам (таков, такова, таково, таковы). Данные местоимения в предложении, как правило, выступают в роли определений.

 

Местоимение столько указывает на количество, которое называлось ранее. Оно только склоняется, но не изменяется по родам и числам. В предложении может быть обстоятельством.

 

Местоимения этот, тот, такой и этакий изменяются как имена прилагательные, т. е. по родам, числам и падежам.

 

! Слова потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и др. - это местоименные наречия, они, как и все наречия, не изменяются и пишутся слитно: “Было солнечно и поэтому жарко". А вот местоимения с предлогом пишутся раздельно: по этому пляжу, за тем углом.

Определительные местоимения


Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, иной, другой.


Определительные местоимения указывают на степень полноты охвата, вовлеченности предмета или на степень качества: весь коллектив (= все до одного члены коллектива, полностью), самый красивый (= лучший из всех), у него самого (= у него) и т. д. 

 

Эти местоимения изменяются так же, как прилагательные: по падежам, родам и числам.

 

В предложении определительные местоимения могут выполнять роль определения, подлежащего, дополнения или входить в состав члена предложения: 

Вопросительно-относительные местоимения


Местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько являются

 

вопросительными

относительными

в составе вопросительных предложений

когда связывают части сложного предложения

Кто пришел в гости?

Чего тебе хочется?

Какой цвет тебе нравится?

Какова она сейчас?

Который час?

Сколько конфет взвесить?

Чья это сумка?

Я спросил, кто пришел в гости.

Мы не знали, чего нам хочется.

Я узнаю, какой цвет тебе нравится.

Я пытаюсь представить, какова она сейчас.

Меня спросили, который час.

Уточните, сколько конфет взвесить.

Мы пытаемся выяснить, чья это сумка.


Местоимения кто, что не имеют форм рода и числа. Кто указывает на одушевлённые предметы, а что – на неодушевлённые.

 

Местоимения какой (какое, какая, какие), сколько в восклицательном предложении выражают сильное чувство или высокую степень качества: “Какие молодцы! Сколько восхищения”!


Контрольные вопросы:

 

  1. Расскажите об известных вам указательных местоимениях.
  2. Что вам известно о значении определительных местоимений, их морфологических признаках?
  3. Как вы думаете, почему вопросительные и относительные местоимения принято объединять в одну группу? Приведите примеры таких местоимений.


Предыдущий урок
Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного
Морфология
Следующий урок
Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание имен числительных
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Распад Орды и война за московский престол

    История

  • Части Мирового океана. Свойства вод океана

    География

  • Язык. Понятие литературного языка. Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке