Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глагол. Морфологические признаки глагола

Морфология

20.04.2024
1380
0

Глагол. Морфологические признаки глагола

 

Сегодня мы переходим к изучению одной из самых частотных частей речи – глаголу. Мы вспомним его отличительные признаки (морфологические, морфемные), а также общее значение, синтаксическую функцию и некоторые правила написания.

 

План урока

  • Глагол как часть речи
  • Начальная форма и общее значение глагола
  • Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола
  • Морфемные признаки глагола и его синтаксическая функция
  • Не с глаголом

Цели урока

  • Знать: определение, общее значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию, правило написания не с глаголом
  • Уметь: отличать глагол от других частей речи, определять все морфологические признаки глагола, правильно писать не с глаголом и употреблять глагольные формы в речи


По частоте употребления в речи в русском языке глагол занимает второе место. Существительное и глагол – очень важные части речи, поскольку чаще всего они образуют грамматическую основу предложения.

 

Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т. д.

 

Начальной формой глагола является инфинитив (или неопределённая форма глагола): читать, собираться, плыть и т. п. 

 

Общее грамматическое значение глагола – действие, что раскрывается не только в лексическом значении, но и в морфологических признаках.

 

Морфологические признаки глагола делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным можно отнести спряжение, вид, возвратность, переходность. К непостоянным – наклонение, время, лицо, число, род. 

 

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

 

Глагол может иметь три формы наклонения: 

 

  • изъявительное – обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле (читал, читаю, буду читать);
  • условное – обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно, но неизвестно, произойдёт оно или нет (читал бы);
  • повелительное – обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить (читай, читайте).

Глагол имеет три времени: прошедшее, настоящее, будущее. За точку отсчёта берётся момент речи: действия, происходящие одновременно с этим, обозначаются глаголами настоящего времени; всё, что происходило до этого, описывается глаголами прошедшего времени, а после – глаголами будущего времени. Глагол изменяется по временам в изъявительном наклонении. 

 

Глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (поехал, поедет), поскольку обозначают результат.

 

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам, в настоящем и будущем – по лицам и числам.

 

К морфемным признакам глагола можно отнести личные окончания в настоящем (или будущем) времени: -у (), -ешь, -ишь, -ет, -ит и др., а также суффиксы -а-, -е-, -я-, -и-, -ыва-, -ива- и пр. Суффикс -л- помогает образовывать формы прошедшего времени: просмотреть – просмотрел, успеть – успела.

 

Что касается синтаксической функции, то в предложении глагол обычно выступает в функции сказуемого.

Правописание НЕ с глаголами

Частица не с глаголами пишется раздельно: не взять, не была, не вижу, не хватает. Приставка не- с глаголами пишется слитно, если глаголы без неё не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и др. 

 

Cлитно пишутся глаголы с приставкой недо-: недовыполнить, недосолить, недосмотреть и др.

 

Важно различать: 

 

Бедняки постоянно недоедали (антоним – переедали) 

Дети обычно не доедают свой суп во время обеда.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое глагол?
  2. Как называется начальная форма глагола? Каково общее значение всех глаголов?
  3. Перечислите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
  4. Какие окончания и суффиксы характерны для глаголов?
  5. Какую функцию глагол выполняет в предложении?
  6. Как пишется не с глаголом?


Предыдущий урок
Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности
Морфология
Следующий урок
Наречие как часть речи
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Соцветия

    Биология

  • Степени сравнения наречий

    Русский язык

  • Средства связи предложений в тексте

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке