Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Употребление числительных в речи. Произношение числительных. Морфологический разбор имени числительного

Морфология

23.04.2024
1870
0

Употребление числительных в речи. Произношение числительных. Морфологический разбор имени числительного

 

На прошлом уроке вы узнали об изменении порядковых числительных (в т. ч. сложных и составных). Сегодня мы поговорим об особенностях употребления числительных в речи, об их правильном произношении, а также вспомним порядок морфологического разбора этой части речи.

 

План урока

  • Числительные как члены предложения
  • Числительные во фразеологизмах
  • Роль числительных в словообразовании
  • Нормативное произношение числительных
  • Морфологический разбор имени числительного

Цели урока

  • Знать: синтаксическую функцию числительного, роль числительных в словообразовании, особенности произношения и написания некоторых числительных, порядок устного и письменного морфологического разбора
  • Уметь: подчёркивать числительное как член предложения, уместно употреблять в речи фразеологизмы с числительными в составе, правильно произносить слова этой части речи, выполнять их устный и письменный морфологический разбор


Как и некоторые другие части речи, имена числительные могут выполнять разные синтаксические функции, т. е. могут быть разными членами предложения. Чаще всего сочетание числительного с существительным является одним членом предложения: 

В русском языке существует большое количество фразеологизмов, в составе которых есть имя числительное. Вот некоторые из них: остаться в одной рубашке – оказаться в сильной нужде, опять двадцать пять – снова, работать до седьмого пота – до сильного утомления, из третьих рук – узнать или получить не напрямую, а через посредника и т. д.

 

Числительные активно участвуют в словообразовании. Они используются для образования: 

 

  • имён существительных (тройка, тройня, троица, тройник, десяток, сотня, сотка);
  • имён прилагательных (тройной, двоякий, тройственный, полуторный, десятеричный);
  • глаголов (удвоить, троиться);
  • наречий (дважды, четырежды, вдвоем).

Кроме того, от числительных образуются сложные имена существительные и прилагательные: столетие, двухэтажка, семихвостка; двухмесячный, однодневный, столетний; треугольный, но трёхместный.

 

Числительные, входящие в состав сложных слов, часто пишутся цифрами (особенно в научных текстах). В таком случае между числительным и остальной частью сложного слова ставится дефис: 200-летие, 100-летний, 42-километровый.

 

Числительные, являющиеся второй частью сложного существительного, принято писать только через дефис: ТУ-154, Олимпиада-1980.

 

Правильное произношение некоторых числительных нужно запомнить:

 

Таблица 1. Правильное произношение числительных

Иногда ударение в существительных, которые образуют словосочетание с количественным числительным, может передвигаться: 

 

Таблица 2. Подвижное ударение

Ударение в этих словах нужно запомнить!

 

Итак, теперь вы знаете все секреты, связанные с именем числительным, а значит, умеете правильно использовать их в речи, писать, выполнять морфологический разбор. Вспомним его алгоритм:

 

Таблица 3. Морфологический разбор имени числительного

Рассмотрим такое предложение: Ребята поделили апельсин на троих.

 

Образец устного разбора имени числительного:

 

В предложении Ребята поделили апельсин на троих числительное троих указывает на совокупность, общность ребят (они вместе).

 

Начальная форма этого слова – трое (И. п.). Это количественное числительное, т. к. оно обозначает количество. Относится к разряду собирательных, поскольку указывает на общность предметов. Это простое числительное, т. к. оно состоит из одного слова (в слове один корень). В предложении стоит в форме Р. п.

 

В предложении слово троих является обстоятельством, т. к. к нему можно задать вопрос как? на сколько? от глагола поделили

 

Образец письменного разбора имени числительного:

 

I. поделили (как?) на троих – числительное; указывает на общность.

II. Н. ф. – трое. Пост. пр. – колич., собир., прост. Непост. пр. – Р. п. 

III. поделили (как?)

в предложении является обстоятельством.


Контрольные вопросы:

 

  1. Каким членом предложения может быть имя числительное?
  2. Какие фразеологизмы с числительными в составе вы знаете? Приведите пример и раскройте значение.
  3. Почему числительные играют важную роль при образовании новых слов? Докажите с помощью примеров.
  4. В каких случаях числительные пишутся цифрами и через дефис?
  5. Что нового вы узнали о произношении имён числительных?



Предыдущий урок
Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения
Морфология
Следующий урок
Части речи и члены предложения
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Рост и развитие растений

    Биология

  • Культура русских земель

    История

  • Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке