Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разряды местоимений. Часть 3: отрицательные и неопределенные местоимения

Морфология

09.12.2024
2322
0

Разряды местоимений. Часть 3: отрицательные и неопределенные местоимения

 

На прошлом уроке вы узнали об указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимениях. Сегодня мы рассмотрим оставшиеся разряды: отрицательные и неопределённые местоимения, а также научимся выполнять морфологический разбор слов этой части речи.

 

План урока

  • Отрицательные местоимения
  • Неопределённые местоимения
  • Морфологический разбор местоимения

Цели урока

  • Знать: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных и неопределённых местоимений, порядок морфологического разбора местоимения
  • Уметь: различать местоимения различных разрядов, правильно употреблять их в устной и письменной речи, выполнять их устный и письменный морфологический разбор


Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака: никто не пришёл, ничто не предвещало беды, ничья земля, нисколько не обидно, никакой он мне не товарищ, некого обвинять, нечего слушать, нигде не нашёл и т. д. 

 

Все местоимения этой группы образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не-, ни-: кто – никто, сколько – нисколько и т. д. Не́кого и не́чего не имеют формы И. п.

 

Отрицательные местоимения с приставками пишутся слитно. Не́- пишется под ударением, ни- – без ударения: не́кого – никого́, не́где – нигде́ и т. д.

 

Если приставки ни- и не- отделены от местоимений предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого спросить, ни у кого не спросить, не о чем, ни о чём.

 

Отрицательные местоимения изменяются так же, как и вопросительно-относительные, от которых они образованы. В предложении могут быть подлежащими, определениями, обстоятельствами

Неопределённые местоимения

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

 

Как и отрицательные, неопределённые местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок или суффиксов, например:

 

Таблица 1. Приставочный и суффиксальный способы образования местоимений

Местоимение не́кто имеет форму только И. п., а не́что – только И. п. и В. п.

 

В составе этих местоимений приставки и суффиксы, с помощью которых они были образованы (кроме приставки не-), пишутся через дефис: кем-то, кое-какого

 

Если после приставки кое- есть предлог, то местоимение пишется раздельно: кое о ком, кое с чем.

 

В предложении неопределённые местоимения могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обстоятельства или определения:

Морфологический разбор местоимения

Порядок морфологического разбора местоимения

 

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет/признак/количество, не называя их).

 

II. 1) Начальная форма (И. п.).

     2) Постоянные морфологические признаки: разряд.

     3) Непостоянные морфологические признаки: если есть – род, число, падеж.

 

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

 

Рассмотрим такое предложение: Вся земля была одета в белоснежный убор.

 

Образец устного разбора местоимения:

 

В предложении “Вся земля была одета в белоснежный убор” слово “вся” является местоимением, отвечает на вопрос какая?

 

Начальная форма этого слова – весь (И. п., м. р., ед. ч.). Это местоимение относится к разряду определительных, поскольку указывает на степень вовлечения в действие (вся земля = целиком). В предложении употребляется в форме ж. р., ед. ч., И. п.

 

В предложении слово вся является определением, т.к. к нему можно задать вопрос какая? от существительного земля.

 

Образец письменного разбора местоимения:

 

I. земля (какая?) вся – местоимение; указывает на степень вовлечённости предмета.

II. Н. ф. – весь. Пост. пр. – определит. Непост. пр. – ж. р., ед. ч., И. п. 

III. земля (какая?) ; в предложении является определением.


Контрольные вопросы:

 

  1. Чем похожи отрицательные и неопределённые местоимения? В чем состоят их различия?
  2. Какие правила правописания вы узнали сегодня?
  3. Чем порядок разбора местоимения отличается от разбора имени числительного?


Предыдущий урок
Разряды наречий по значению
Морфология
Следующий урок
Собирательные числительные
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Употребление местоимений в речи

    Русский язык

  • Распределение тепла и света на Земле

    География

  • Язык. Понятие литературного языка. Стили речи

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке