Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности

Морфология

13.06.2025
1993
0

Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности

 

Сегодня мы поговорим о роли существительных в речи и языковых средствах выразительности – сравнении и метафоре.

 

План урока

  • Существительное и мир вокруг
  • Роль существительных в тексте
  • Практическая польза существительных
  • Сравнение и метафора

Цели урока

  • Знать: роль существительного в речи, определение метафоры и сравнения
  • Уметь: различать метафору и сравнение, приводить примеры

 

Учеными было установлено, что существительные появляются в речи детей в числе самых первых слов. Этому есть объяснение: ребёнок видит вокруг себя предметы и пытается понять, как они называются: мама, папа, солнце... Как вам уже известно, каждый предмет имеет свое название, наименование, которое выражается именем существительным. Неспроста именно эта часть речи открывает список частей речи вообще: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное…

 

Роль существительных в языке крайне важна: с их помощью мы можем точно выразить мысль. Без них общение становится невозможным, потому что чаще всего в предложении устанавливаются связи и отношения между предметами. 

 

Почти в каждом предложении можно увидеть существительное, а то и несколько. В предложении сообщение о предмете может сопровождаться указанием его действия, признаков, количества предметов. Существительные часто определяют тему текста и являются для него ключевыми словами.

 

Кроме прочего, существительные помогут:

 

  1. Найти нужное место, магазин, музей и т. д., поскольку вывески обычно содержат существительные: «Дом культуры», «Ремонт телефонов»;
  2. Ориентироваться в главах книги или параграфах учебника: в заголовки, как правило, выносятся существительные;
  3. Составить точный и чёткий план рассказа, сочинения и т.п.

Умелое использование существительных придаёт речи красоту, яркость и выразительность. Это становится понятно, как только мы обращаемся к русской художественной литературе, лучшим классическим её образцам. Поэты и писатели мастерски используют в своей речи существительные – синонимы и антонимы, а также пословицы, поговорки, фразеологизмы, в состав которых входят слова, относящиеся к этой части речи.

 

В умелых руках существительные могут становиться мощным и образным средством выразительности, например, сравнением и метафорой.

 

Сравнение — художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета или явления другому. 

Очень часто выражается в речи сравнительными оборотами с союзами каксловнокак будтоточно и др. 

 

Звездой блестят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. С. Пушкин). 
 

На письме сравнительные обороты выделяются запятыми.

 

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, образное использование переносного значения слова на основе сходства двух предметов по какому-либо признаку: подошва горы, язык пламени, серебро седины и др. Метафора является одним из самых распространённых художественных средств в литературе. Метафору также называют скрытым сравнением, но, в отличие от сравнения, она не использует сравнительные союзы как, будто, словно и т. д.


Контрольные вопросы

 

  1. Как существительные связаны с окружающим миром?
  2. Почему существительные – важная составляющая текста?
  3. Как существительные помогают нам в повседневной жизни?
  4. Что такое сравнение и метафора? Чем отличаются эти средства выразительности?


 

 

Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности

 

Сегодня мы поговорим о роли существительных в речи и языковых средствах выразительности – сравнении и метафоре.

 

План урока

  • Существительное и мир вокруг
  • Роль существительных в тексте
  • Практическая польза существительных
  • Сравнение и метафора

Цели урока

  • Знать: роль существительного в речи, определение метафоры и сравнения
  • Уметь: различать метафору и сравнение, приводить примеры

 

Учеными было установлено, что существительные появляются в речи детей в числе самых первых слов. Этому есть объяснение: ребёнок видит вокруг себя предметы и пытается понять, как они называются: мама, папа, солнце... Как вам уже известно, каждый предмет имеет свое название, наименование, которое выражается именем существительным. Неспроста именно эта часть речи открывает список частей речи вообще: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное…

 

Роль существительных в языке крайне важна: с их помощью мы можем точно выразить мысль. Без них общение становится невозможным, потому что чаще всего в предложении устанавливаются связи и отношения между предметами. 

 

Почти в каждом предложении можно увидеть существительное, а то и несколько. В предложении сообщение о предмете может сопровождаться указанием его действия, признаков, количества предметов. Существительные часто определяют тему текста и являются для него ключевыми словами.

 

Кроме прочего, существительные помогут:

 

  1. Найти нужное место, магазин, музей и т. д., поскольку вывески обычно содержат существительные: «Дом культуры», «Ремонт телефонов»;
  2. Ориентироваться в главах книги или параграфах учебника: в заголовки, как правило, выносятся существительные;
  3. Составить точный и чёткий план рассказа, сочинения и т.п.

Умелое использование существительных придаёт речи красоту, яркость и выразительность. Это становится понятно, как только мы обращаемся к русской художественной литературе, лучшим классическим её образцам. Поэты и писатели мастерски используют в своей речи существительные – синонимы и антонимы, а также пословицы, поговорки, фразеологизмы, в состав которых входят слова, относящиеся к этой части речи.

 

В умелых руках существительные могут становиться мощным и образным средством выразительности, например, сравнением и метафорой.

 

Сравнение — художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета или явления другому. 

Очень часто выражается в речи сравнительными оборотами с союзами каксловнокак будтоточно и др. 

 

Звездой блестят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. С. Пушкин). 
 

На письме сравнительные обороты выделяются запятыми.

 

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, образное использование переносного значения слова на основе сходства двух предметов по какому-либо признаку: подошва горы, язык пламени, серебро седины и др. Метафора является одним из самых распространённых художественных средств в литературе. Метафору также называют скрытым сравнением, но, в отличие от сравнения, она не использует сравнительные союзы как, будто, словно и т. д.


Контрольные вопросы

 

  1. Как существительные связаны с окружающим миром?
  2. Почему существительные – важная составляющая текста?
  3. Как существительные помогают нам в повседневной жизни?
  4. Что такое сравнение и метафора? Чем отличаются эти средства выразительности?


 

 

Предыдущий урок
Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание имен числительных
Морфология
Следующий урок
Разряды наречий по значению
Морфология
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Динамика. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке