Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек и вода

Внутренние воды России

05.12.2024
3011
0

Человек и вода

План урока

  • Вода — это жизнь
  • Водные ресурсы
  • Водные дороги
  • Целебная вода
  • Правильное отношение к воде

Вступление

Рис. 1. У колодца
 

Почитая Мать-Землю, наши предки поклонялись и воде. В исторических документах и мифах любого народа есть сведения о молитвах и гаданиях возле воды, о лечении водой, о заключении браков и союзов и принесении клятв, о дарах воде. Воде люди поклонялись во всех её видах: рекам, озёрам, дождю небесному и даже колодцам. В ночь на Ивана Купала девушки плели венки и опускали в воду, гадали на суженого. Считалось, что в эту ночь вода соединяется с огнём.

Рис. 2. Детство в деревне

Все народы бережно относились к родникам и источникам (рис. 1). Рядом вешали красивый ковшик и полотенце. В христианское время поклонение священным источникам и колодцам соединилось с культом св. Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей водной стихии. Иконы св. Параскевы устанавливали возле колодцев и родников, на них вешали приношения — полотенца, рубахи, мотки

пряжи — «Матушке Пятнице на передничек». Водой из таких колодцев лечили. 

Рис. 3. Андрей Захаров, «Ледоход на северной реке»

Человек рождался и покидал этот мир с водой. Вода уносила грязь и беды, поила и кормила, была дорогой, дарила покой и силу (рис. 2).

 

Запрещалось ходить по воду, а также полоскать бельё в реке поздно вечером, потому что в это время вода спит. 

Рис. 4. Утро в сентябре

 

Ранней весной, когда на реке начинается ледоход (рис. 3), нельзя было тревожить реку, ведь она просыпалась. В воды рек и озёр запрещалось выливать грязную воду, бросать отходы, даже мысли людей у воды должны были быть чистыми!

 

Воды — это особая красота, не случайно мы так любим отдыхать именно рядом с рекой или озером (рис. 4).

А как сегодня мы обращаемся с водой? Ценим ли? Бережём ли?

Цели урока

Сегодня вы узнаете:

  • что такое водные ресурсы и велики ли водные ресурсы России;
  • что такое «гидротехнические сооружения» и зачем их строят;
  • как используются подземные воды;
  • где в России есть геотермальные воды и как они используются;
  • как человек обращается с водой;

После изучения темы вы будете уметь:

  • использовать информацию о гидротехнических сооружениях и подземных водах России;
  • оценивать водные ресурсы России;
  • объяснять особенности хозяйственного использования внутренних вод России;
  • понимать необходимость охраны внутренних вод России и отношения к ним как к уникальным природным объектам.

Разминка

  • Чем озеро отличается от реки?
  • Какими бывают озёра?
  • Как образуются озёра?
  • Какая часть территории России занята многолетней мерзлотой и почему она не вечная?
  • На каких территориях многолетняя мерзлота отличается наибольшей мощностью и на что это влияет?
  • Чем горные ледники отличаются от покровных?
  • В каких частях России находятся горные ледники, а где расположены покровные?
  • Как образуются подземные воды?
  • Почему нельзя осушать болота?
  • Как можно объяснить название книги Михаила Пришвина «Кладовая Солнца»?

Вода — это жизнь

Рис. 5 Николай Рерих, «Заморские гости»

Реки и озёра, родники и даже болота почитались у всех народов. О них создавали легенды, придумывали сказки. По рекам и озёрам путешествовали. Один из самых известных путей — «из варяг в греки» — проходил по рекам и озёрам.

Рис. 6. Вид на Волгу со смотровой площадки под Самарой

Они кормили рыбой и дарили свою воду. Ими любовались (рис. 6).

Питьевая вода — важный элемент, необходимый для существования всего живого на планете. Тело человека на 60–70 % состоит из воды (рис. 7). Без воды невозможно прожить более трёх дней. 

Рис. 7

Рис. 8. Старая Ладога. Реки Волхов и Ладожка

С давних пор люди при выборе места для поселения отдавали предпочтение местности, находящейся вблизи какого-либо источника воды (рис. 8). Освоение участка под строительство жилища начиналось с определения места прохождения грунтовых вод для возведения колодца. 

Рис. 9. Туман. Роса. Река

Вода — удивительное вещество, которое создало реки и озёра, болота, ледники и мерзлоту. Вода заполняет подземные пустоты и трещины, обволакивает частицы почвы. Туман и облака — это тоже вода (рис. 9). Даже в воздухе самого сухого места и в горных породах можно обнаружить некоторое количество воды. 

Водные ресурсы

Рис. 10. Водяная мельница

Вода имеет важное хозяйственное значение. Человек давно научился запасать воду в прудах, создавать водяные мельницы, используя силу воды (рис. 10). 


Водные ресурсы — воды суши, используемые в хозяйстве.


Рис. 11. Пруд на ручье в Московской области

Для использования водных ресурсов создаются гидротехнические сооружения: каналы, пруды, водохранилища, плотины, шлюзы, гидроэлектростанции.

На юге России пруды служили источником воды для людей и скота, а также для орошения (рис. 11).

Рис. 12. Магнитогорский заводской пруд

На Урале пруды создавали для обеспечения работы заводов. Их так и называли — «заводские пруды» (рис. 12).

Рис. 13. Пример рыбной фермы

Во многих частях России пруды служат для рыборазведения, на них создаются прудовые рыбные хозяйства (рис. 13). 

Рис. 14. Рыбинское водохранилище

При строительстве гидроэлектростанций (ГЭС) создаются водохранилища — большие по площади водные объекты, искусственные озёра (рис. 14). 

В них запасают воду, которая позволит обеспечить работу ГЭС (рис. 15), предприятий и бытовые нужды людей. Они становятся местом отдыха для людей. 

Рис. 15. Рыбинская ГЭС на Волге

Таким образом регулируется сток рек. Исчезает опасность наводнений, паводков, обеспечивается возможность судоходства. Но при этом нарушается естественный гидрологический режим территории, изменяется уровень подземных вод, затапливаются огромные площади. При строительстве водохранилищ не всегда учитывались отрицательные последствия: необходимость переселения людей, затопление леса, потери заповедных земель. 

Во время строительства ГЭС и водохранилищ на Волге в середине прошлого века были затоплены большие площади земель, население города Молога было переселено, а сам город в 1941 году оказался под водой. Для жителей города затопление стало трагедией. 

При затоплении теряются плодородные земли, водохранилища могут заиливаться, так как снижается скорость течения реки, может погибнуть рыба.

Рис. 16. Калязинская колокольня на Угличском водохранилище на Волге

Колокольня монастыря в городе Калязин оказалась на острове и теперь служит маяком для проходящих судов (рис. 16).

Рис. 17. Кадр из фильма «Прощание с Матёрой»

Замечательный писатель Виктор Астафьев в повести «Прощание с Матёрой» показал страшную историю переселения и прощания жителей со всем, что было им дорого. Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноимённом острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь (рис. 17).

Водохранилища позволяют обеспечить водой города, спасают от маловодья.

Волга превратилась в каскад ГЭС и систему водохранилищ (рис. 18). На схеме показаны лишь самые большие водохранилища.

Рис. 18. Система волжских ГЭС


Упражнение 1

 

Сосчитайте водохранилища на Волге, используя рис. 18.


Водные дороги

Рис. 19. Рыбинский шлюз на Волге

Чтобы суда могли проходить по реке с плотинами, строятся шлюзы — специальные водные «лифты». Они позволяют судам подниматься вверх и спускаться вниз по реке (рис. 19). 

Шлюзы, ГЭС, водохранилища, рыбопропускные сооружения создают сложную картину гидротехнических сооружений. В разрезе волжский путь похож на лестницу, по которой поднимаются и спускаются суда (рис. 20).

Рис. 20. Волжский путь

Реки и озёра, каналы и водохранилища создают систему судоходных путей нашей страны (рис. 21). В некоторых частях страны, например, в Сибири, водный транспорт является единственной возможностью вывезти или завезти грузы.

Рис. 21. Водные пути России

Особую роль играет Единая глубоководная система Европейской части России (рис. 22). 

По ней можно попасть из Белого моря в Азовское, из Балтийского — в Каспийское. 

Рис. 22. Единая глубоководная система


Упражнение 2

 

Пройдите водным путём из Балтийского моря в Азовское (рис. 22). Перечислите все водные объекты, которые вам встретятся на пути.


Рис. 23. Волок

 

 

До того, как были построены каналы (о канале между Волгой и Доном мечтал ещё Пётр I), приходилось использовать волоки — тащить суда по суше между реками (рис. 23). 

Это было тяжёлой работой. В память о волоках остались географические названия, например, Вышний Волочёк.


Сравните канал имени Москвы с Панамским и Суэцким каналами по длине и ширине.


Рис. 24. Канал имени Москвы

 

Канал имени Москвы (рис. 24) позволил назвать Москву портом пяти морей. Его длина 128 км, а ширина — 30 м. 

Он был построен в 1937 году. Для сравнения: длина Панамского канала между Тихим и Атлантическим океанами составляет 81,6 км, ширина — 32 м (поэтому океанские суда не делают больше этой ширины), длина Суэцкого канала между Красным и Средиземным морями — 160 км, ширина — до 350 м (он проходит через озёра). 

Целебная вода

Вода, которую мы берём из водопроводного крана или колодца, пьём из бутылки, имеет вкус и запах. Вода — идеальный растворитель. В разных местах в земле есть разные вещества, растворяются они в воде в разных количествах. Эти вещества и придают вкус воде. Так в некоторых местах образуются лечебные минеральные воды. Знамениты минеральные воды Кавказа, например, Ессентуки. Популярны воды Старой Руссы и другие. 

Наша страна богата пресными (рис. 25) и минеральными подземными водами (рис. 26). Для территории Крыма данные уточняются.

Рис. 25. Запасы пресных подземных вод

Рис. 26. Запасы минеральных вод

На основе использования минеральных вод и лечебных грязей развивается бальнеология, создаются бальнеологические курорты и санатории.


Бальнеология — использование минеральных вод и лечебных грязей в медицинских целях.


Рис. 27. Парк Цветник (Пятигорск)

Одними из самых популярных являются Кавказские Минеральные Воды (рис. 27), Пятигорск, Старая Русса и Марциальные Воды в Карелии.

Рис. 28. Завод минеральных вод «Полюстрово» в Санкт-Петербурге

«Полю́строво» — один из старейших производителей минеральных вод в России (рис. 28). Свою историю предприятие ведёт с 1718 года, когда Лаврентием Блюментростом, лейб-медиком Петра I, были открыты лечебные свойства полюстровских ключей. В 1745 году они были исследованы придворным аптекарем Моделем, который нашёл их полезными для лечения нервных расстройств. 

Рис. 29. Геотермальные воды России

Особое место занимают термальные воды (воды с более высокой температурой). Самые значительные их запасы находятся на Камчатке (рис. 29). Там работают четыре геотермальные электростанции: Паужетская, две Мутновские и Менделеевская (на Курильских островах).

Правильное отношение к воде

Рис. 30. Берег Волги, загрязненный химическими отходами

Вода — великая ценность и достояние страны! Не всегда люди относятся к воде правильно, древние традиции теряются, исчезает уважение к озёрам, рекам, источникам… Выкачиваются подземные воды, на месте родников строят жилые кварталы и гаражи. Водохранилища не дают обновляться воде рек, на чистейших озёрах, например, на озере Байкал, строят целлюлозно-бумажные комбинаты. До недавнего времени значительную часть промышленных и бытовых отходов выбрасывали в реки и озёра. Загрязнение водных ресурсов — острейшая экологическая проблема (рис. 30).

Для решения этой проблемы создают водоочистные сооружения (рис. 31), используют систему оборотного водоснабжения.

Рис. 31. Очистные сооружения в Челябинской области


Оборотное водоснабжение — система обеспечения водой нужд производственного предприятия, при которой использованная вода после соответствующей подготовки подаётся повторно.


Рис. 32. Мир воды

В Санкт-Петербурге находится музей «Мир воды», расположенный в старинной водонапорной башне. Это огромная интерактивная экспозиция, включающая самые разные истории отношения человека и воды (рис. 32).

Рис. 33. Минеральные источники в Бурятии

Каждый из нас может сберечь воду, например выключая кран при чистке зубов или экономно расходуя воду в душе. Использование посудомоечных и стиральных машин позволяет экономить воду. Нам важно сохранить реки, озёра и источники чистыми (рис. 33)! 


Упражнение 3

 

Назовите три основных способа сбережения водных ресурсов и правильного отношения к воде.


Контрольные вопросы:

  1. Как люди используют воду?
  2. Как относились к воде в прошлом?
  3. Что такое гидротехнические сооружения?
  4. Какую роль играют водохранилища?
  5. Зачем создают пруды?
  6. Почему строились каналы?
  7. Как человек использует пресные, минеральные и термальные подземные воды?
  8. Какое хозяйственное значение имеют внутренние воды России?
  9. Что нужно делать, чтобы внутренние воды России были чистыми?


Ответы

 

Упражнение 1

 

9 водохранилищ

 

Упражнение 2

 

Ладожское озеро

Онежское озеро

Волго-Балтийский канал

Рыбинское водохранилище

Волга

Волго-Донской канал

Дон

 

Упражнение 3

 

Очистка

Экономия

Оборотное водоснабжение

 

Предыдущий урок
Реки
Внутренние воды России
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Учение о природных зонах

    География

  • Рациональные выражения

    Алгебра

  • Стихи и песни о Великой Отечественной войне

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке