Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

Морфология

17.01.2025
2292
0

Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

 

На прошлом уроке вы узнали об описании состояния окружающей среды. Сегодня мы снова вернёмся к изучению местоимений и поговорим об указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимениях.

 

План урока

  • Указательные местоимения
  • Определительные местоимения
  • Вопросительно-относительные местоимения

Цели урока

  • Знать: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений
  • Уметь: распределять местоимения по уже изученным разрядам, правильно употреблять их в устной и письменной речи

Указательные местоимения


Указательные местоимениятот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др.


Местоимения этот, тот указывают на предмет или признак, выделяя его среди подобных. Местоимение этот указывает на более близкий предмет, а местоимение тот – на более далёкий: “На этом участке пионеры работали сегодня, а на том будут завтра”. В предложении обычно являются определениями.

 

Местоимения такой, таков, этакий указывают на схожесть предметов или признаков, а также на высокую меру оценки. Местоимение таков не склоняется, но изменяется по родам и числам (таков, такова, таково, таковы). Данные местоимения в предложении, как правило, выступают в роли определений.

 

Местоимение столько указывает на количество, которое называлось ранее. Оно только склоняется, но не изменяется по родам и числам. В предложении может быть обстоятельством.

 

Местоимения этот, тот, такой и этакий изменяются как имена прилагательные, т. е. по родам, числам и падежам.

 

! Слова потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и др. - это местоименные наречия, они, как и все наречия, не изменяются и пишутся слитно: “Было солнечно и поэтому жарко". А вот местоимения с предлогом пишутся раздельно: по этому пляжу, за тем углом.

Определительные местоимения


Определительные местоимениясам, самый, весь, всякий, любой, каждый, иной, другой.


Определительные местоимения указывают на степень полноты охвата, вовлеченности предмета или на степень качества: весь коллектив (= все до одного члены коллектива, полностью), самый красивый (= лучший из всех), у него самого (= у него) и т. д. 

 

Эти местоимения изменяются так же, как прилагательные: по падежам, родам и числам.

 

В предложении определительные местоимения могут выполнять роль определения, подлежащего, дополнения или входить в состав члена предложения: 

Вопросительно-относительные местоимения


Местоимения кто, что, какой, чей, каков, который, сколько являются

 

вопросительными

относительными

в составе вопросительных предложений

когда связывают части сложного предложения

Кто пришел в гости?

Чего тебе хочется?

Какой цвет тебе нравится?

Какова она сейчас?

Который час?

Сколько конфет взвесить?

Чья это сумка?

Я спросил, кто пришел в гости.

Мы не знали, чего нам хочется.

Я узнаю, какой цвет тебе нравится.

Я пытаюсь представить, какова она сейчас.

Меня спросили, который час.

Уточните, сколько конфет взвесить.

Мы пытаемся выяснить, чья это сумка.


Местоимения кто, что не имеют форм рода и числа. Кто указывает на одушевлённые предметы, а что – на неодушевлённые.

 

Местоимения какой (какое, какая, какие), сколько в восклицательном предложении выражают сильное чувство или высокую степень качества: “Какие молодцы! Сколько восхищения”!


Контрольные вопросы:

 

  1. Расскажите об известных вам указательных местоимениях.
  2. Что вам известно о значении определительных местоимений, их морфологических признаках?
  3. Как вы думаете, почему вопросительные и относительные местоимения принято объединять в одну группу? Приведите примеры таких местоимений.


Предыдущий урок
Употребление наречий в речи
Морфология
Следующий урок
Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного
Морфология
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Дети и внуки Ярослава Мудрого. Общество Древней Руси

    История

  • Орфография и пунктуация. Повторение

    Русский язык

  • А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке