Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Употребление имен прилагательных в речи

Морфология

09.12.2024
2141
0

Употребление имён прилагательных в речи

 

Сегодня мы поговорим об употреблении имён прилагательных в речи.

 

План урока

  • Функции прилагательного в речи
  • Роль прилагательных в описании и художественных текстах. Эпитеты
  • Переход слов из прилагательных в существительные

Цели урока

  • Знать: роль имён прилагательных в речи
  • Уметь: определять в тексте эпитеты, находить примеры употребления переносного значения прилагательных, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов


Мы уже говорили о том, какую роль в нашей речи играют имена существительные. Однако мы должны понимать, что человечество стремится не только дать название, имя какому-либо предмету, но и дать ему оценку, показать специфические свойства, выразить к нему отношение, чтобы выделить конкретный предмет из множества других, подобных ему. Именно для таких целей в речи активно употребляются прилагательные. Например, стол может быть письменным, кухонным; деревянным, пластиковым, стеклянным; новым, старым; обычным, изящным и т. д.

 

В русском языке очень много имён прилагательных. По численности они занимают третье место после существительных и глаголов. Самыми употребительными являются прилагательные большой, маленький, новый, старший, последний, важный, хороший, плохой и др.

Употребление прилагательных делает речь выразительной и образной. Без прилагательных невозможно описать природу, человека, предметы, поэтому эта часть речи важна для описательного текста:

 

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками.

(М. Пришвин

 

В художественных текстах часто используются эпитеты – художественные определения, которые образно и эмоционально характеризуют явление, человека, предмет и т.п. В устном народном творчестве некоторые прилагательные употреблялись так часто, что превратились в поэтические штампы: красна девица, добрый молодец, чисто поле и т.п. Часто эпитеты можно встретить в лирических произведениях, например, у С.А. Есенина:

 

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

Кроме того, в художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы, которые помогают автору сделать текст более выразительным:

 Вы совсем не такой, вы славный, хороший

(С. Носов)

 

Употребляются прилагательные и в составе фразеологизмов: ни жив ни мёртвАвгиевы конюшнидовести до белого каления и пр.

Переход имен прилагательных в имена существительные 

Некоторые прилагательные в русском языке со временем перешли в разряд существительных, поскольку перестали обозначать признак, а стали называть предмет: мороженое, столовая, булочная, закусочная, парикмахерская, прачечная [ш], набережная, вселенная, запятая и др.

 

Такие существительные могут входить в словосочетания, образованные по схеме «прил. + сущ.»: вкусное пирожноеместная парикмахерская и т.п. 

 

В современном русском языке существует группа слов, которые могут употребляться и как существительные, и как прилагательные: больной, глухой, родной, знакомый, военный и пр. Например, в предложении Знакомый помахал слово знакомый – существительное. А в предложении Знакомый мужчина помахал выделенное слово является именем прилагательным (мужчина – какой? – знакомый).


Контрольные вопросы:

 

  1. Какую функцию выполняют имена прилагательные в речи? Приведите пример.
  2. Что такое эпитет?
  3. Почему прилагательные переходят в разряд существительных? Приведите примеры таких слов.


 

Предыдущий урок
Слова категории состояния
Морфология
Следующий урок
Глагол. Морфологические признаки глагола
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Класс Двудольные. Семейства Мотыльковые, Пасленовые и Сложноцветные

    Биология

  • Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях

    Русский язык

  • Распад Древнерусского государства

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке