Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разряды местоимений. Часть 3: отрицательные и неопределенные местоимения

Морфология

Разряды местоимений. Часть 3: отрицательные и неопределенные местоимения

 

На прошлом уроке вы узнали об указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимениях. Сегодня мы рассмотрим оставшиеся разряды: отрицательные и неопределённые местоимения, а также научимся выполнять морфологический разбор слов этой части речи.

 

План урока

  • Отрицательные местоимения
  • Неопределённые местоимения
  • Морфологический разбор местоимения

Цели урока

  • Знать: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных и неопределённых местоимений, порядок морфологического разбора местоимения
  • Уметь: различать местоимения различных разрядов, правильно употреблять их в устной и письменной речи, выполнять их устный и письменный морфологический разбор


Отрицательные местоимения

 

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака: никто не пришёл, ничто не предвещало беды, ничья земля, нисколько не обидно, никакой он мне не товарищ, некого обвинять, нечего слушать, нигде не нашёл и т. д. 

 

Все местоимения этой группы образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не-, ни-: кто – никто, сколько – нисколько и т. д. Не́кого и не́чего не имеют формы И. п.

 

Отрицательные местоимения с приставками пишутся слитно. Не́- пишется под ударением, ни- – без ударения: не́кого – никого́, не́где – нигде́ и т. д.

 

Если приставки ни- и не- отделены от местоимений предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого спросить, ни у кого не спросить, не о чем, ни о чём.

 

Отрицательные местоимения изменяются так же, как и вопросительно-относительные, от которых они образованы. В предложении могут быть подлежащими, определениями, обстоятельствами

Неопределённые местоимения

 

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

 

Как и отрицательные, неопределённые местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок или суффиксов, например:

 

Таблица 1. Приставочный и суффиксальный способы образования местоимений

Местоимение не́кто имеет форму только И. п., а не́что – только И. п. и В. п.

 

В составе этих местоимений приставки и суффиксы, с помощью которых они были образованы (кроме приставки не-), пишутся через дефис: кем-то, кое-какого

 

Если после приставки кое- есть предлог, то местоимение пишется раздельно: кое о ком, кое с чем.

 

В предложении неопределённые местоимения могут выполнять роль подлежащего, дополнения, обстоятельства или определения:

Морфологический разбор местоимения

 

Порядок морфологического разбора местоимения

 

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет/признак/количество, не называя их).

 

II. 1) Начальная форма (И. п.).

     2) Постоянные морфологические признаки: разряд.

     3) Непостоянные морфологические признаки: если есть – род, число, падеж.

 

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

 

Рассмотрим такое предложение: Вся земля была одета в белоснежный убор.

 

Образец устного разбора местоимения:

 

В предложении “Вся земля была одета в белоснежный убор” слово “вся” является местоимением, отвечает на вопрос какая?

 

Начальная форма этого слова – весь (И. п., м. р., ед. ч.). Это местоимение относится к разряду определительных, поскольку указывает на степень вовлечения в действие (вся земля = целиком). В предложении употребляется в форме ж. р., ед. ч., И. п.

 

В предложении слово вся является определением, т. к. к нему можно задать вопрос какая? от существительного земля.

 

Образец письменного разбора имени числительного:

 

I. земля (какая?) вся – местоимение; указывает на степень вовлечённости предмета.

II. Н. ф. – весь. Пост. пр. – определит. Непост. пр. – ж. р., ед. ч., И. п. 

III. земля (какая?) ; в предложении является определением.


Контрольные вопросы:

 

  1. Чем похожи отрицательные и неопределённые местоимения? В чем состоят их различия?
  2. Какие правила правописания вы узнали сегодня?
  3. Чем порядок разбора местоимения отличается от разбора имени числительного?


Предыдущий урок
Употребление имен существительных в речи. Средства выразительности
Морфология
Следующий урок
Степени сравнения наречий
Морфология
  • Типы речи

    Русский язык

  • Атмосфера: строение, значение, изучение

    География

  • Подземные воды

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке