На прошлом уроке вы узнали об изменении порядковых числительных (в т. ч. сложных и составных). Сегодня мы поговорим об особенностях употребления числительных в речи, об их правильном произношении, а также вспомним порядок морфологического разбора этой части речи.
- Числительные как члены предложения
- Числительные во фразеологизмах
- Роль числительных в словообразовании
- Нормативное произношение числительных
- Морфологический разбор имени числительного
- Знать: синтаксическую функцию числительного, роль числительных в словообразовании, особенности произношения и написания некоторых числительных, порядок устного и письменного морфологического разбора
- Уметь: подчёркивать числительное как член предложения, уместно употреблять в речи фразеологизмы с числительными в составе, правильно произносить слова этой части речи, выполнять их устный и письменный морфологический разбор
Как и некоторые другие части речи, имена числительные могут выполнять разные синтаксические функции, т. е. могут быть разными членами предложения. Чаще всего сочетание числительного с существительным является одним членом предложения:
В русском языке существует большое количество фразеологизмов, в составе которых есть имя числительное. Вот некоторые из них: остаться в одной рубашке – оказаться в сильной нужде, опять двадцать пять – снова, работать до седьмого пота – до сильного утомления, из третьих рук – узнать или получить не напрямую, а через посредника и т. д.
Числительные активно участвуют в словообразовании. Они используются для образования:
- имён существительных (тройка, тройня, троица, тройник, десяток, сотня, сотка);
- имён прилагательных (тройной, двоякий, тройственный, полуторный, десятеричный);
- глаголов (удвоить, троиться);
- наречий (дважды, четырежды, вдвоем).
Кроме того, от числительных образуются сложные имена существительные и прилагательные: столетие, двухэтажка, семихвостка; двухмесячный, однодневный, столетний; треугольный, но трёхместный.
Числительные, входящие в состав сложных слов, часто пишутся цифрами (особенно в научных текстах). В таком случае между числительным и остальной частью сложного слова ставится дефис: 200-летие, 100-летний, 42-километровый.
Числительные, являющиеся второй частью сложного существительного, принято писать только через дефис: ТУ-154, Олимпиада-1980.
Правильное произношение некоторых числительных нужно запомнить:
Таблица 1. Правильное произношение числительных
Иногда ударение в существительных, которые образуют словосочетание с количественным числительным, может передвигаться:
Таблица 2. Подвижное ударение
Ударение в этих словах нужно запомнить!
Итак, теперь вы знаете все секреты, связанные с именем числительным, а значит, умеете правильно использовать их в речи, писать, выполнять морфологический разбор. Вспомним его алгоритм:
Таблица 3. Морфологический разбор имени числительного
Рассмотрим такое предложение: Ребята поделили апельсин на троих.
Образец устного разбора имени числительного:
В предложении Ребята поделили апельсин на троих числительное троих указывает на совокупность, общность ребят (они вместе).
Начальная форма этого слова – трое (И. п.). Это количественное числительное, т. к. оно обозначает количество. Относится к разряду собирательных, поскольку указывает на общность предметов. Это простое числительное, т. к. оно состоит из одного слова (в слове один корень). В предложении стоит в форме Р. п.
В предложении слово троих является обстоятельством, т. к. к нему можно задать вопрос как? на сколько? от глагола поделили.
Образец письменного разбора имени числительного:
I. поделили (как?) на троих – числительное; указывает на общность.
II. Н. ф. – трое. Пост. пр. – колич., собир., прост. Непост. пр. – Р. п.
III. поделили (как?)
в предложении является обстоятельством.
- Каким членом предложения может быть имя числительное?
- Какие фразеологизмы с числительными в составе вы знаете? Приведите пример и раскройте значение.
- Почему числительные играют важную роль при образовании новых слов? Докажите с помощью примеров.
- В каких случаях числительные пишутся цифрами и через дефис?
- Что нового вы узнали о произношении имён числительных?