- рассмотрим способы умножения суммы на число
- изучим приёмы умножения двузначного числа на однозначное
- будем решать задачи разными способами
Как умножить сумму на число?
(2 + 3) • 3
Умножение суммы на число
Умножать сумму на число можно разными способами.
1 способ
Выполняем действия по порядку. Сначала сложим то, что в скобках:
2 + 3 = 5. Затем полученное число (сумму) умножим на множитель: 5 • 3.
Вычисляем так: (2 + 3) • 3 = 5 • 3 = 15.
2 способ
Умножение позволяет выполнить действия с каждым из слагаемых отдельно. Затем результаты складывают.
Вычисляем так: (2 + 3) • 3 = 2 • 3 + 3 • 3 = 6 + 9 = 15.
Упражнение 1
Спишите. Вычислите удобным способом.
(2 + 4) • 6
(7 + 8) • 2
(9 + 5) • 4
(2 + 2) • 5
Умножение двузначного на однозначное
При умножении двузначного числа на однозначное можно представить двузначное в виде суммы удобных для умножения слагаемых. Чаще всего такими слагаемыми будут числа разрядов (12 = 1 дес. 2 ед. или 10 и 2). И затем каждое из них умножить на однозначное число. Произведения потом сложить.
12 • 5 = (10 + 2) • 5 = 10 • 5 + 2 • 5 = 50 + 10 = 60
Упражнение 2
Спишите. Вычислите.
23 • 3
17 • 4
11 • 7
34 • 2
Упражнение 3
Запишите выражения в тетрадь. Найдите их значения.
а) сумму чисел 4 и 6 умножить на 5
б) сумму чисел 5 и 9 умножить на 3
в) сумму чисел 1 и 8 умножить на 6
Решение задач
Трём ребятам раздали по 4 карамельки каждому и по 5 леденцов каждому. Сколько всего конфет дали детям?
1 способ
Сначала можно найти количество всех конфет, которые дали одному ребёнку. Затем узнать общее количество конфет.
- 4 + 5 = 9 (кон.) — дали 1 реб.
- 9 ∙ 3 = 27 (кон.) — дали 3 реб.
Ответ: 27 к.
2 способ
Сначала можно найти количество всех карамелек, которые дали троим ребятам. Затем узнать количество всех леденцов, которые дали троим ребятам. Далее ищем общее количество конфет.
- 4 ∙ 3 = 12 (к.) — общее кол-во карамелек.
- 5 ∙ 3 = 15 (л.) — общее кол-во леденцов.
- 12 + 15 = 27 (кон.) — всего.
Ответ: 27 к.
Каждый из этих способов можно записать одним выражением:
(4 + 5) ∙ 3.
Упражнение 4
Решите задачу. Запишите решение в тетрадь.
На 4 тарелках лежало по 5 яблок и 6 груш на каждой. Сколько всего фруктов лежало на этих тарелках?
Упражнение 5
Найдите верное решение задачи.
Четыре класса посадили на участке школы по 7 лип и 4 берёзы каждый. Сколько всего деревьев посадили эти классы?
Устно объясните свой выбор.
Упражнение 6
К каждому выражению из правого столбца подберите выражение из левого столбца.
Дополните фразы на ступеньках лестницы.
Упражнение 1
(2 + 4) • 6 = 36
(7 + 8) • 2 = 30
(9 + 5) • 4 = 56
(2 + 2) • 5 = 20
Упражнение 2
23 • 3 = (20 + 3) • 3 = 69
17 • 4 = (10 + 7) • 4 = 68
11 • 7 = (10 + 1) • 7 = 77
34 • 2 = (30 + 4) • 2 = 68
Упражнение 3
а) (4 + 6) • 5 = 50
б) (5 + 9) • 3 = 42
в) (1 + 8) • 6 = 54
Упражнение 4
(5 + 6) • 4 = 44 (ф.) — лежало на тарелке.
Ответ: 44 ф.
Запись по действиям
1) 5 • 4 = 20 (яб.) — всего яблок.
2) 6 • 4 = 24 (г.) — всего груш.
3) 20 + 24 (ф.) — всего ф.
Ответ: 44 ф.
Упражнение 5
Упражнение 6