Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Таблица умножения и деления с числом 4. Текстовые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение.

Умножение и деление

Таблица умножения и деления с числом 4. Текстовые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение

Цели урока

  • изучим таблицу умножения на 4
  • научимся решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
  • научимся решать задачи на кратное сравнение


Упражнение 1

 

Устно заполните таблицу. 
Найдите значения выражений с • 2,  с • 3  и  с • 4 с помощью значений, данных в таблице.
 

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с*2

2

4

6

8

10

с*3

3

6

9

с*4

 


При решении данного задания у нас возникает сложность. Мы не можем заполнить последнюю строку, так как не знаем таблицу умножения на 4.

Чтобы заполнить эту строку, можно пользоваться рисунком 1.

Рис. 1. Кубики с четырьмя точками Рис. 1. Кубики с четырьмя точками

Возьмем первое выражение 4 2.

 

Мы знаем, что умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых. Значит, мы должны сложить 4 два раза. У нас получается такое равенство:

4 + 4 = 8, значит 4 2 = 8.
 

Чему равно 4 3? Мы должны 4 сложить три раза, получается равенство: 4 + 4 + 4 = 12, значит 4 3 = 12.
 

Теперь мы можем заполнить последнюю строку в таблице. Так выглядела таблица умножения в процессе создания (рис. 2). Придумал ее древнегреческий ученый Пифагор (рис. 3). Чтобы найти ответ по такой таблице, берут число из первой горизонтальной строки и первого столбца слева. На пересечении будет ответ.

 

Рис. 2. Таблица умножения Рис. 2. Таблица умножения

Рис. 3. Пифагор Рис. 3. Пифагор


Запомните!

 


Упражнение 2

 

Выполните.

 

а) Заполните пропуски, используя значения из таблицы выше, запишите получившиеся выражения в тетрадь.

 

8 = 32            4 ⬜ = 12       

4 2 = ⬜

4 ⬜ = 20            ⬜ 9 = 36             

4 6 = ⬜

7 = 28            4 ⬜ = 16             

4 1 = ⬜
 

б) Сравните выражения, запишите в тетрадь получившиеся неравенства.

 

43 + 5 O 46                 54 - 4 O 41             84 O 44 +20

42 + 8 O 43                 64 O 94                  47 O 47 - 4


Упражнение 3

 

Соедините стрелками числовые выражения с числом 2 с Ежиком, с числом 3 с Крошем, с числом 4 с Барашем. Найдите значения выражений.

 


Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз


 

Ваня нашел 2 подосиновика, а лисичек в 4 раза больше. Сколько лисичек нашел Ваня? 

В задаче сказано, что лисичек в 4 раза больше, чем 2 подосиновика. Это значит, что лисичек он нашел 4 раза (4 группы) по 2 (по 2 гриба в каждой группе). Значит, число 2 повторяется четыре раза. Получим равенство: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.

Известно, что умножение  - это сложение одинаковых слагаемых. Значит, можно записать так: 

2 4 = 8. 

Записать условие задачи можно так.

Обратите внимание!

Первым множителем должно быть то число, которое повторяется. 

 

Люба нашла 4 ромашки, а одуванчиков в 2 раза меньше. Сколько одуванчиков нашла Люба? 

 

В задаче сказано, что одуванчиков в 2 раза меньше, чем 4 ромашки. Это значит, что количество одуванчиков поместиться в количестве ромашек два раза. То есть, если мы разделим все ромашки на группы, то количество ромашек одной группы совпадёт с количеством одуванчиков. Число во фразе “в … раз” указывает на количество групп. Раз мы разделяем, то можно записать так: 

4 : 2 = 2.

Записать условие задачи можно так.

Задачи на кратное сравнение

 

На столе лежало 6 бананов и 3 яблока. Во сколько раз яблок было меньше? Во сколько раз бананов было больше?

 

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо понять тип сравнения. В данном случае сравнивают не поштучно бананы и яблоки, а группами. То есть, надо ответить на вопрос: “Сколько раз в 6 уместиться 3?”. Чтобы найти ответ, нужно выполнить деление: 6 : 3 = 2. Значит яблок меньше в 2 раза, а бананов больше в 2 раза. 

Записать условие можно так.


Упражнение 4

 

Решите задачу. 

Лене купили 3 карандаша, а ручек в 4 раза больше. Сколько ручек купили Лене? 


Упражнение 5

 

Решите задачу. 

У Светы было 27 наклеек, а вкладышей в 3 раза меньше. Сколько вкладышей было у Светы? 


Упражнение 6
 

 Решите задачу. 

 

На лужайке гуляли 24 курицы и 8 уток. Во сколько раз кур больше, чем уток?


У вас есть корзинка и фрукты. Если на уроке у вас все получилось, соберите в корзинку яблоки. Если что-то не получилось, то соберите сливы. Если же совсем ничего не получилось, то соберите вишни.

 


Ответы

Упражнение 1
 

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с*2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

с*3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

с*4

4

8

12

16

20

24

28

32

36

 

Упражнение 2

 

а) 

 

4 8 = 32            4 3 = 12              4 2 = 8

 

4 5 = 20            4 9 = 36             4 6 = 24

 

4 7 = 28            4 4 = 16              4 1 = 4

 

б)

 

4 3 + 5 < 4 6                  5 4 – 4 > 4 1             8 4 < 4 4 + 20


4 2 + 8 > 4 3                  6 4 < 9 4                  4 7 > 4 7 – 4

 

Упражнение 3

 

Упражнение 4

 

3 4 = 12 (р.)

Ответ: 12 ручек купили Лене

 

Упражнение 5

 

27 : 3 - 9 (в.)

Ответ: у Светы 9 вкладышей. 

 

Упражнение 6


 

24 : 8 = 3 (р.) - во столько больше.

Ответ: в 3 раза.


 

Предыдущий урок
Деление суммы на число. Приёмы деления двузначного числа на однозначное. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Умножение и деление
Следующий урок
Таблица умножения и деления с числом 8. Таблица умножения и деления с числом 9.
Умножение и деление
  • Простое и сложное предложения.

    Русский язык

  • Род имён существительных.

    Русский язык

  • Фраза would like

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке