- изучим таблицу умножения на 4
- научимся решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
- научимся решать задачи на кратное сравнение
Упражнение 1
Устно заполните таблицу.
Найдите значения выражений с • 2, с • 3 и с • 4 с помощью значений, данных в таблице.
с
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
с*2
|
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
|
|
|
|
с*3
|
3
|
6
|
9
|
|
|
|
|
|
|
с*4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При решении данного задания у нас возникает сложность. Мы не можем заполнить последнюю строку, так как не знаем таблицу умножения на 4.
Чтобы заполнить эту строку, можно пользоваться рисунком 1.

Возьмем первое выражение 4 • 2.
Мы знаем, что умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых. Значит, мы должны сложить 4 два раза. У нас получается такое равенство:
4 + 4 = 8, значит 4 • 2 = 8.
Чему равно 4 • 3? Мы должны 4 сложить три раза, получается равенство: 4 + 4 + 4 = 12, значит 4 • 3 = 12.
Теперь мы можем заполнить последнюю строку в таблице. Так выглядела таблица умножения в процессе создания (рис. 2). Придумал ее древнегреческий ученый Пифагор (рис. 3). Чтобы найти ответ по такой таблице, берут число из первой горизонтальной строки и первого столбца слева. На пересечении будет ответ.
Запомните!

Упражнение 2
Выполните.
а) Заполните пропуски, используя значения из таблицы выше, запишите получившиеся выражения в тетрадь.
⬜ • 8 = 32 4 • ⬜ = 12
4 • 2 = ⬜
4 • ⬜ = 20 ⬜ • 9 = 36
4 • 6 = ⬜
⬜ • 7 = 28 4 • ⬜ = 16
4 • 1 = ⬜
б) Сравните выражения, запишите в тетрадь получившиеся неравенства.
4•3 + 5 O 4•6 5•4 - 4 O 4•1 8•4 O 4•4 +20
4•2 + 8 O 4•3 6•4 O 9•4 4•7 O 4•7 - 4
Упражнение 3
Соедините стрелками числовые выражения с числом 2 с Ежиком, с числом 3 с Крошем, с числом 4 с Барашем. Найдите значения выражений.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Ваня нашел 2 подосиновика, а лисичек в 4 раза больше. Сколько лисичек нашел Ваня?
В задаче сказано, что лисичек в 4 раза больше, чем 2 подосиновика. Это значит, что лисичек он нашел 4 раза (4 группы) по 2 (по 2 гриба в каждой группе). Значит, число 2 повторяется четыре раза. Получим равенство: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.
Известно, что умножение - это сложение одинаковых слагаемых. Значит, можно записать так:
2 • 4 = 8.
Записать условие задачи можно так.
Обратите внимание!
Первым множителем должно быть то число, которое повторяется.
Люба нашла 4 ромашки, а одуванчиков в 2 раза меньше. Сколько одуванчиков нашла Люба?
В задаче сказано, что одуванчиков в 2 раза меньше, чем 4 ромашки. Это значит, что количество одуванчиков поместиться в количестве ромашек два раза. То есть, если мы разделим все ромашки на группы, то количество ромашек одной группы совпадёт с количеством одуванчиков. Число во фразе “в … раз” указывает на количество групп. Раз мы разделяем, то можно записать так:
4 : 2 = 2.
Записать условие задачи можно так.
Задачи на кратное сравнение
На столе лежало 6 бананов и 3 яблока. Во сколько раз яблок было меньше? Во сколько раз бананов было больше?
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо понять тип сравнения. В данном случае сравнивают не поштучно бананы и яблоки, а группами. То есть, надо ответить на вопрос: “Сколько раз в 6 уместиться 3?”. Чтобы найти ответ, нужно выполнить деление: 6 : 3 = 2. Значит яблок меньше в 2 раза, а бананов больше в 2 раза.
Записать условие можно так.
Упражнение 4
Решите задачу.
Лене купили 3 карандаша, а ручек в 4 раза больше. Сколько ручек купили Лене?
Упражнение 5
Решите задачу.
У Светы было 27 наклеек, а вкладышей в 3 раза меньше. Сколько вкладышей было у Светы?
Упражнение 6
Решите задачу.
На лужайке гуляли 24 курицы и 8 уток. Во сколько раз кур больше, чем уток?
У вас есть корзинка и фрукты. Если на уроке у вас все получилось, соберите в корзинку яблоки. Если что-то не получилось, то соберите сливы. Если же совсем ничего не получилось, то соберите вишни.

Упражнение 1
с
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
с*2
|
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
12
|
14
|
16
|
18
|
с*3
|
3
|
6
|
9
|
12
|
15
|
18
|
21
|
24
|
27
|
с*4
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
24
|
28
|
32
|
36
|
Упражнение 2
а)
4 • 8 = 32 4 • 3 = 12 4 • 2 = 8
4 • 5 = 20 4 • 9 = 36 4 • 6 = 24
4 • 7 = 28 4 • 4 = 16 4 • 1 = 4
б)
4 • 3 + 5 < 4 • 6 5 • 4 – 4 > 4 • 1 8 • 4 < 4 • 4 + 20
4 • 2 + 8 > 4 • 3 6 • 4 < 9 • 4 4 • 7 > 4 • 7 – 4
Упражнение 3

Упражнение 4
3 • 4 = 12 (р.)
Ответ: 12 ручек купили Лене
Упражнение 5
27 : 3 - 9 (в.)
Ответ: у Светы 9 вкладышей.
Упражнение 6
24 : 8 = 3 (р.) - во столько больше.
Ответ: в 3 раза.