Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Таблица умножения и деления с числом 4. Текстовые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение.

Умножение и деление

26.04.2024
2336
0

Таблица умножения и деления с числом 4. Текстовые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение

Цели урока

  • изучим таблицу умножения на 4
  • научимся решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
  • научимся решать задачи на кратное сравнение


Упражнение 1

 

Устно заполните таблицу. 
Найдите значения выражений с • 2, с • 3 и с • 4 с помощью значений, данных в таблице.
 

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с 2

2

4

6

8

10

с 3

3

6

9

с 4

 


При решении данного задания у нас возникает сложность. Мы не можем заполнить последнюю строку, так как не знаем таблицу умножения на 4. Чтобы заполнить эту строку, можно пользоваться рисунком 1.

Рис. 1. Кубики с четырьмя точками

Возьмём первое выражение 4 2.

 

Мы знаем, что умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых. Значит, мы должны сложить 4 два раза. У нас получается равенство 4 + 4 = 8, значит, 4 2 = 8.
 

Чему равно 4 3? Мы должны 4 сложить три раза, получается равенство 

 

4 + 4 + 4 = 12, значит, 4 3 = 12.
 

Теперь мы можем заполнить последнюю строку в таблице. 

Так выглядела таблица умножения в процессе создания (рис. 2). Придумал её древнегреческий учёный Пифагор (рис. 3). Чтобы найти ответ по такой таблице, берут число из первой горизонтальной строки и первого столбца слева. На пересечении будет ответ.

 

Рис. 2. Таблица умножения

Рис. 3. Пифагор


Запомните!


Упражнение 2

 

Выполните задания.

 

а. Заполните пропуски, используя значения из таблицы выше, запишите получившиеся равенства в тетрадь.

 

 

б. Сравните выражения, запишите в тетрадь получившиеся неравенства.

 


Упражнение 3

 

Соедините стрелками числовые выражения с числом 2 с Ёжиком, с числом 3 — с Крошем, с числом 4 — с Барашем. Найдите значения выражений.

 


Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз


 

Ваня нашёл 2 подосиновика, а лисичек - в 4 раза больше. Сколько лисичек нашёл Ваня? 

 

В задаче сказано, что лисичек в 4 раза больше, чем 2 подосиновика. Это значит, что лисичек он нашёл 4 раза (4 группы) по 2 (по 2 гриба в каждой группе). Значит, число 2 повторяется четыре раза. Получим равенство: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.

Известно, что умножение — это сложение одинаковых слагаемых. Значит, можно записать так: 2 4 = 8. 

 

Записать условие задачи можно так.

Обратите внимание!

Первым множителем должно быть то число, которое повторяется. 

 

Люба нашла 4 ромашки, а одуванчиков - в 2 раза меньше. Сколько одуванчиков нашла Люба? 

 

В задаче сказано, что одуванчиков в 2 раза меньше, чем 4 ромашки. Это значит, что количество одуванчиков поместится в количестве ромашек два раза. То есть если мы разделим все ромашки на группы, то количество ромашек одной группы совпадёт с количеством одуванчиков. Число во фразе «в … раз» указывает на количество групп. Раз мы разделяем, то можно записать так: 4 : 2 = 2.

 

Записать условие задачи можно так.

Задачи на кратное сравнение

 

На столе лежало 6 бананов и 3 яблока. Во сколько раз яблок было меньше? Во сколько раз бананов было больше?

 

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо понять тип сравнения. В данном случае сравнивают не поштучно бананы и яблоки, а группами. То есть надо ответить на вопрос: «Сколько раз в 6 уместится 3?» Чтобы найти ответ, нужно выполнить деление: 6 : 3 = 2. Значит, яблок меньше в 2 раза, а бананов больше в 2 раза. 

Записать условие можно так.


Упражнение 4

 

Решите задачу. Запишите условие, решение, пояснение и ответ.

 

Лене купили 3 карандаша, а ручек - в 4 раза больше. Сколько ручек купили Лене? 


Упражнение 5

 

Решите задачу. Запишите условие, решение, пояснение и ответ.

 

У Светы было 27 наклеек, а вкладышей - в 3 раза меньше. Сколько вкладышей было у Светы? 


Упражнение 6
 

Решите задачу. Запишите условие, решение, пояснение и ответ.

 

На лужайке гуляли 24 курицы и 8 уток. Во сколько раз кур больше, чем уток?


У вас есть корзинка и фрукты. Если на уроке у вас всё получилось, соберите в корзинку яблоки. Если что-то не получилось, то соберите сливы. Если же совсем ничего не получилось, то соберите вишни.

 


Ответы

Упражнение 1
 

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с 2

2

4

6

8

10

12

14

16

18

с 3

3

6

9

12

15

18

21

24

27

с 4

4

8

12

16

20

24

28

32

36

 

Упражнение 2

 

а. 

 

б.

 

4 3 + 5 < 4 6                  5 4 – 4 > 4 1             8 4 < 4 4 + 20


4 2 + 8 > 4 3                  6 4 < 9 4                  4 7 > 4 7 – 4

 

Упражнение 3

 

Упражнение 4

 

3 4 = 12 (р.) - купили.

 

Ответ: 12 ручек.

 

Упражнение 5

27 : 3 − 9 (в.) - было.

 

Ответ: 9 вкладышей. 

 

Упражнение 6


 24 : 8 = 3 (р.) — во столько больше.

 

Ответ: в 3 раза.


Предыдущий урок
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая.) Образование долей. Задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.
Умножение и деление
Следующий урок
Деление с остатком вида 17:3. Деление с остатком разными способами. Проверка деления с остатком.
Умножение и деление
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

    Русский язык

  • Past Simple. Утвердительная форма неправильных глаголов

    Английский язык

  • There is are в утвердительных предложениях

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке