- познакомимся с произведением Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
- проведём анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»
Воевода — воинский начальник.
Дозор — патруль.
Палица — тяжёлая дубинка с утолщённым концом, употреблявшаяся в старину как ударное или метательное оружие.
Гнёт — нечто угнетающее, подавляющее рост, развитие.
Обозы — вереница (цепочка) повозок, саней.
Казна — государственное имущество.
Не скудеет — не уменьшается.
О произведении
Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании.
В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть её красоту, гармонию и умиротворённость. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа,
Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами.
Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.
Это интересно!
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Он родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. За свою жизнь писатель создал много поэм, стихотворений, написал знаменитое произведение «Дед Мазай и зайцы», работал в журнале. Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Вопросы к тексту
Прочитайте отрывок «Мороз-воевода» из поэмы «Мороз, Красный нос». Докажите, что поэт создаёт сказочный образ. Какие приёмы он использует?
* * *
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
Н. Н. Некрасов
Н. Некрасов создаёт сказочный образ Мороза, повелителя снега и холода. Основным приёмом, который использует автор, является олицетворение. Поэт наделяет Мороза свойствами живого человека. Он обходит владенья, глядит на лесные тропы и льдины, шагает по деревьям и бьёт палицей по веткам. При этом Мороз обладает косматой бородой и поёт хвастливую песню.
Мороз-воевода — это сказочный персонаж, волшебник.
Как природа реагирует на появление Мороза-воеводы?
Природа с радостью, любовью встречает Мороза-воеводу, чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении эпитет «яркое солнце», олицетворение «солнце играет». Также автор использовал эпитет «косматая борода», то есть лохматая, взъерошенная. В природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится и переливается.
Какие образные средства языка использует автор для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
Автор использовал сравнения: Мороз-воевода сравнивается с «ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв», повторы усиливают эти сравнения «не, не», Мороз-воевода — мощный, быстрый, сильный, могущественный, как богатырь.
Почему песню Мороза-воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
…И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
Н. Некрасов использовал данный эпитет, чтобы показать, что песня Мороза-воеводы действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что делает. Мороз-воевода в ней поет о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.
Подумайте, каким представляется вам Мороз-воевода при чтении стихотворения. Составьте небольшой текст-описание на эту тему.
Прочитайте составленный рассказ своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке
Выберите подходящий смайлик.
Сегодня на уроке я поработал...
отлично неплохо плохо