Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
2343
0

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
  • проведём анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»

Словарь

Воевода — воинский начальник.

Дозор — патруль.

Палица — тяжёлая дубинка с утолщённым концом, употреблявшаяся в старину как ударное или метательное оружие.

Гнёт — нечто угнетающее, подавляющее рост, развитие.

Обозы — вереница (цепочка) повозок, саней.

Казна — государственное имущество.

Не скудеет — не уменьшается.

 


О произведении

Картинка

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании. 

В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть её красоту, гармонию и умиротворённость. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, 

Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами.

 

Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.


Картинка

Это интересно!

 

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Он родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. За свою жизнь писатель создал много поэм, стихотворений, написал знаменитое произведение «Дед Мазай и зайцы», работал в журнале. Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте отрывок «Мороз-воевода» из поэмы «Мороз, Красный нос». Докажите, что поэт создаёт сказочный образ. Какие приёмы он использует?

 

* * *

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

 

Идёт — по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

 

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

 

«…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

 

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

 

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

 

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

 

Н. Н. Некрасов

 

Картинка

Н. Некрасов создаёт сказочный образ Мороза, повелителя снега и холода. Основным приёмом, который использует автор, является олицетворение. Поэт наделяет Мороза свойствами живого человека. Он обходит владенья, глядит на лесные тропы и льдины, шагает по деревьям и бьёт палицей по веткам. При этом Мороз обладает косматой бородой и поёт хвастливую песню. 

Мороз-воевода — это сказочный персонаж, волшебник.


Как природа реагирует на появление Мороза-воеводы?

 

Природа с радостью, любовью встречает Мороза-воеводу, чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении эпитет «яркое солнце», олицетворение «солнце играет». Также автор использовал эпитет «косматая борода», то есть лохматая, взъерошенная. В природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится и переливается.


Какие образные средства языка использует автор для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

 

Автор использовал сравнения: Мороз-воевода сравнивается с «ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв», повторы усиливают эти сравнения «не, не», Мороз-воевода — мощный, быстрый, сильный, могущественный, как богатырь.


Почему песню Мороза-воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

 

…И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

 

Н. Некрасов использовал данный эпитет, чтобы показать, что песня Мороза-воеводы действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что делает. Мороз-воевода в ней поет о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.


Подумайте, каким представляется вам Мороз-воевода при чтении стихотворения. Составьте небольшой текст-описание на эту тему. 

 

Прочитайте составленный рассказ своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз. 


Оцените свою работу на уроке

 

Выберите подходящий смайлик. 

 

 

Сегодня на уроке я поработал...

Картинка

                        отлично                      неплохо                      плохо                                                          


Предыдущий урок
М. Пришвин «Моя Родина»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
Ф. Тютчев «Листья», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке