- будем учиться находить средства художественной выразительности
- определять отношение автора к герою
Гамма — это звуковые ряды, на которых юные музыканты учатся владеть инструментами.
Об авторах
Самуил Маршак и Агния Барто — детские писатели, которые, конечно же, обращались в своём творчестве и к произведениям для взрослых, но известность и славу заслужили именно как авторы проникновенных и незабываемых стихотворений для детей.
Каждый из авторов отличается своей собственной манерой письма, своим творческим почерком, но при этом в их произведениях мы всегда видим огромную любовь к детям, которая и делает их стихотворения столь популярными и интересными.
Это интересно!
Во многих произведениях Самуила Маршака присутствует огонь — и это не просто случайность. «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» — не много ли пожаров для одного детского писателя?..
Дело в том, что будущий поэт в раннем детстве пережил пожар в родительском доме. Писатель признавался, что его самое первое яркое воспоминание из детства — это огонь, охвативший занавески, мама, быстро и с волнением его одевающая, непонятное и глубокое чувство страха. Эти детские воспоминания потом перешли в творчество Маршака.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение С. Маршака «Гроза днём». Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнесите их.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
В стихотворении «Гроза днём» С. Маршак описывает, как быстро проходит летняя гроза и сменяется обычным дождём. Эту мимолётность летней грозы автор выражает двумя словами «проехал» и «грохот», которые передают и движение грозы, и раскаты грома — он громыхает, грохочет. Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи: в них ударение идёт на гласный О, а начинаются они с сочетания ГР.
Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
В стихотворении «Гроза днём» используются следующие художественно-выразительные средства.
Эпитет: стеклянный дождь.
Олицетворения: весело стучит, проехал грохот.
Часто повторение звуков [г р] — звукопись. Так автор пытается погрузить читателя в атмосферу дождя, грозы.
Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение вы передаёте при чтении? Объясните.
В стихотворении Маршака «Гроза днём» автор описывает неожиданно налетевшую грозу, которая быстро отшумела и сменилась весёлым дождём.
Первые строчки стихотворения немного тревожные, они полны рокочущих звуков — так автор передаёт звуки грозы, грома. А вот дальше всё на минуту стихает, и вдруг начинается веселый дождь. Именно так его определяет автор, и именно веселое настроение мы должны передать при чтении этого стихотворения. Ведь летняя гроза не угроза. Это радостное и весёлое явление природы, от которого оживают деревья, которому радуются люди. Перечисление предметов, по которым стучит дождь, подчёркивает его торопливость, быстротечность.
Прочитайте стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной». Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?
* * *
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.
Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу. Он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.
Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Какие чувства вызывает у вас «стеклянный» голос кукушки?
Голос кукушки знаком всем и каждому. Настойчивое «ку-ку» разносится далеко по лесу или полю. Его слышно издалека. Голос этот обладает большой звучностью, а потому поэт называет его стеклянным.
Когда слышишь где-нибудь «ку-ку», кажется, будто кукушка о чём-то спрашивает, может быть, ищет своих друзей, сородичей. Но в то же время «ку-ку» — это ответ на часто задаваемый кукушке вопрос о количестве лет, которые осталось жить.
Голос кукушки у кого-то может вызывать восторг, радость, а у кого-то печаль.
Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
- Эпитеты: росистой поляной, голос стеклянный.
- Сравнения: как вопрос и ответ.
Прочитайте стихотворение А. Барто «Разлука». Подумайте, действительно ли мальчик все поступки совершал для мамы.
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для неё, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой причёске…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней ещё осталось…
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Мальчик заблуждался, что его поступки делались для мамы. Скорее мама научила его так поступать, но всё это делалось только для него, для его благополучия. Конечно, и на маму влияло такое поведение. Ведь если ребёнок здоров, умён и аккуратен, то и мама спокойна. Но главным образом такой способ жизни влияет именно на мальчика: развивает его, защищает от опасностей, делает крепким и здоровым.
Сочувствуете ли вы мальчику? Почему?
Кто-то может ответить, что сочувствует мальчику, так как его мама в командировке и это вызывает у ребёнка тоску и скуку. Всегда печально, когда мамы нет дома. Ведь она, как никто другой, приласкает, приголубит, позаботится и обережёт.
Кто-то может мальчика пожурить: он не ценил заботы мамы о нём! А её отъезд показал герою всё в нужном цвете.
Одно можно сказать точно: мальчик меняется от начала к концу стихотворения, к нему приходит понимание того, что мама о нём заботится. А это очень важно осознавать!
Прочитайте стихотворение А. Барто «В театре». Найдите строки, в которых говорится о большом желании девочек попасть в театр. Как вы их прочитаете? Что девочки увидели в театре?
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в девятый ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
Эти строчки начинаются со слов «Наконец-то», их следует читать с воодушевлением и радостью.
Девочки смогли увидеть лишь пол в театре, ведь всё представление ползали по нему в поисках номерка. Все их мечты и планы увидеть фею обрушились: номерок был потерян в начале представления, а найден в конце. В итоге девочки не смогли посмотреть на игру артистов.
Как А. Барто относится к девочкам: осуждает их или с доброй улыбкой им что-то подсказывает?
В стихотворении «В театре» Агния Барто показывает типичную ситуацию, когда одна девочка теряет номерок и начинает судорожно его искать, лазая по полу между рядами. Конечно, её можно понять: наверное, она боялась, что ей не вернут одежду, но мешать другим зрителям смотреть балет всё-таки не надо было.
Автор слегка иронизирует над девочками, но с доброй улыбкой. Осуждения в этом стихотворении нет.
Как вы думаете, стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Объясните.
Стихотворение больше весёлое и даже в какой-то мере насмешливое. Особенно смех вызывает конец стихотворения. Не видя даже части представления, героиня утверждает, что балет ей очень понравился.
Как вы думаете, в чём сходство стихотворений С. Маршака и А. Барто? Выберите любое из стихотворений и сделайте к нему иллюстрацию.
Выбери смайлик, который вам подходит: зелёный — вы довольны своей работой на уроке, жёлтый — на уроке вы работали неплохо, красный — на уроке вам было трудно.