Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. Блок «Сны», «Ворона». М. Пришвин «Моя Родина»

Поэтическая тетрадь

30.01.2025
2139
0

А. А. Блок «Сны», «Ворона», М. М. Пришвин «Моя Родина»

 

Цели урока

  • будем наблюдать за словами автора
  • будем искать средства художественной выразительности
  • научимся понимать смысл текста
  • научимся определять основную мысль текста

Словарь

Лампадка — светильник, используемый в христианском богослужении.

Конница — конное войско.

Внемлю — слушаю.

Латы — доспехи из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина.

Засовы — большая задвижка.

Вешние — весенние.

Кладовая — хозяйственное помещение для хранения продовольствия, оборудования.

 


О произведениях

 

Картинка

Александр Александрович Блок (1880–1921) — величайший поэт, классик русской литературы 19–20 веков. А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всём протяжении своего творчества он писал стихи циклами. Циклы он объединил в сборники, а сборники — в книги.

А. А. Блок писал и прозу, а также был известным публицистом и литературным критиком.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Сны». Какие сны снились мальчику? О чём они?

 

Картинка

Мальчику в стихотворении «Сны» снится древняя сказка о заморской царевне и богатырях.

В его сне конник в латах едет за океаны и моря в поисках царевны. 

Царевна спит в хрустальной кроватке, она околдована сном на целых сто дней.

Конник нашёл злодея, который зачаровал царевну, и победил его. В конце сна мальчик слышит, что цепи колдовства упали и царевна свободна.


Какое стихотворение И. З. Сурикова напомнило вам произведение 

А. А. Блока «Сны»?

 

Картинка

Стихотворение «Сны» напоминает стихотворение И. З. Сурикова «Детство». В нём мальчик просит рассказать ему сказку и засыпает. И тогда ему снится сюжет услышанной сказки про Ивана-царевича и Серого волка. 


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: сказке древней, дымно-синие туманы, хрустальной кроватке, зелёный свет, конник гневный, светлый круг, дремные покровы, луч зелёный.

Метафоры: тянет рассказ, звенят мечами, хрусталь стены, стелются лучи, сладко дремлется.

Сравнение: луч как в тумане.


Прочитайте стихотворение А. А. Блока «Ворона». О чём оно? Как автор описывает ворону?

Картинка

Это стихотворение о вороне. А. Блок описал ворону, встречающую весну, после долгой холодной зимы.

Ворона лохматая, взъерошенная, перья в разные стороны, «не причёсана». Дух у неё занялся, что значит «взволнованная», клюв разинула, вытаращены глаза, остолбеневшая, дыхание перехватило. Прыгает боком и глупым скоком, глядит тоже боком — ворона чересчур довольна.


Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна?

 

Автор детально описывает поведение вороны. То, что птица посмотрела на землю искоса (боком), хорошо отражает её любопытную натуру. Также вопросительное предложение «Что белеет под нежною травкой?» очень хорошо подчёркивает внимательно устремлённый взгляд вороны, которая пыталась распознать в траве что-то полезное для себя.


Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

 

Ворона испытывает радость от прихода весенней поры. Теперь и дышать ей легче, и больше не придётся голодать и мёрзнуть. Такое состояние отражают последние строки произведения. А восклицательное предложение придаёт «характера» и показывает, что это радость является действительно очень сильной.

 

«…И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!...»


Какие средства художественной выразительности использует автор в своём стихотворении?

 

Эпитеты: крыше покатой, осталась лохматой, глупым скоком, нежною травкой.

Метафоры: в воздухе вешние звоны, дышать привольно.

Олицетворение: ворона довольна, дух занялся.


Подготовьте выразительное чтение стихотворений «Сны» и «Ворона» наизусть. Прочитайте их своим родителям, друзьям, учителю. 

Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


О произведении

 

Картинка

Михаил Михайлович Пришвин — один из крупнейших российских литераторов. Писатель, прозаик 19 и 20-го веков.  
Его творчество ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой в его произведениях. Творчество автора проникнуто призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у читателей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. 
 

М. Пришвин — писатель-натуралист. Натуралист — человек, который наблюдает за окружающим миром и пишет книги о природе.


Это интересно! 

 

Вдохновение М. М. Пришвин искал в народных сказаниях. Собирая их, он предпринял долгое путешествие по российскому Северу, заезжая в разные деревни и расспрашивая местных жителей об их фольклоре.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ М. М. Пришвина «Моя Родина». О каких детских воспоминаниях рассказывает писатель?

 

Детские воспоминая М. Пришвина хранятся в мамином чае с молоком, которое она подавал сыну рано утром. Он рассказывает, что именно благодаря этому чаю он научился рано вставать. 

 

Раннее пробуждение сослужило ему хорошую службу, так как рано утром человек видит, как пробуждается природа. От этого у него появляется хорошее настроение и прибавляется здоровье.

 

Детские воспоминания научили будущего писателя любить природу, а это очень важно для человека.


Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ «Моя Родина»? 

 

В рассказе М. М. Пришвин описывает свой дом, детство, маму, а ведь это всё вместе и обозначает Родину человека. 


Какова основная мысль рассказа? Чему рассказ учит своих читателей?

 

Главная мысль рассказа М. Пришвина «Моя Родина» заключается в том, что человек должен беречь окружающий его мир, потому что этот мир является его родным домом, его Родиной.

 

Рассказ учит охранять природные богатства, которые главный герой называет «великими сокровищами жизни».


Придумайте свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. Расскажите его своим родителям, друзьям, учителю. 

 

Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем рассказе, а на какие недочёты стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке 

 

Выберите подходящий смайлик.

 

Сегодня на уроке я…

 

Картинка

                     всё понял    —     понял, но не всё  —  ничего не понял


Предыдущий урок
С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»
Поэтическая тетрадь
Следующий урок
Дружинина М. «Мамочка-мамуля», Бокова Т. «Родина – слово большое»
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • There is are в утвердительных предложениях

    Английский язык

  • Ароматические углеводороды, или арены

    Химия

  • Частицы НЕ и НИ

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке